«Ангелы» среди нас: как волонтёры из Лиды спасают людей в безвыходных ситуациях

ОбществоРегион
Поделись с друзьями

Быть готовым к звонку в любое время дня и ночи, в праздник или выходной — такова реальность поисково-спасательного отряда «Ангел Лида». Его добровольцы — обычные люди: инженеры, учителя, продавцы, которые после работы отправляются искать пропавших. Их история — не столько о подвигах, сколько о готовности бросить вызов беде и чаще всего её победить. Об этом знает руководитель отряда Алексей Жоль.

как волонтёры из Лиды

«Начало всех начал»

История Алексея Жоля, как и многих волонтеров-поисковиков, начиналась с личной истории. Зимой 2012 года в Лиде после дискотеки пропал молодой парень.

– Тогда на поиски собралось много молодежи. У нас были общие знакомые, которые позвали и меня. Как оказалось позже, я лично знал его отца. Это было для меня начало всех начал, – вспоминает Алексей.

как волонтёры из Лиды

Тот поиск, увы, успехом не увенчался. Сейчас, с высоты опыта, руководитель «Ангела» понимает: было много ошибок, и хотя собралось много людей, не было координации, слаженности, не хватало технических средств. Но для него это стало точкой отсчета. Алексей стал искать информацию в интернете о пропавших людях, позже присоединился к отряду «Центр Спас» в Гродно, а затем стал сотрудничать с минским «Ангелом». В августе 2019 года, когда гродненский отряд распался, единомышленники создали под эгидой «Ангела» отряд в Лиде, рассказывает Лидская газета.

Без права на эмоции

– Сегодня в основном чате отряда около 30 человек, готовых выехать с вероятностью 50/50. Костяк – 10-15 человек, заряженных на 100%. Они могут сорваться с места в любое время, – говорит Алексей.

Самое сложное – организовать людей на поиск, а самое благодарное – когда люди откликаются, приходят и вкладывают в поиски душу.

На самом деле, эмоциям в поиске места нет. «Все работает на автоматизме и концентрации, – говорит лидчанин. – Расстройство после неудачного результата – да, оно есть. Но даешь ситуации нормальную оценку и понимаешь, что по-другому никак. Если это случилось, значит, надо либо принимать какие-то решения и дорабатывать поиски, либо ждать, когда появятся новые факты о пропаже».

От секты в Москве до цыганского табора под Щучином

За год у лидского «Ангела» случается порядка 10-15 выездов. География – не только Лидский и близлежащие районы. Искали людей в Литве, Польше, России. Благодаря налаженным связям с российскими коллегами это получается быстро.

– Однажды нашли земляка, попавшего в секту под Москвой. У него отобрали паспорт, и он боялся возвращаться, – рассказывает Алексей. – Невероятная история случилась несколько лет назад и под Щучином. Перед Новым годом пропал мужчина. Мы вышли на поиск с опозданием, в мороз, думали о худшем. И уже накануне выезда отряда мужчину… нашли живым. Оказалось, все это долгое время он «кутил» с цыганами в их таборе, а родные уже успели его «похоронить» и оплакать.

Но так везет не всегда. Часто находят тех, кого уже не спасти. В Гродненском районе искали рыбака, который (по причине больных ног) любил рыбачить прямо из машины. Случайно обнаружили пятно бензина на воде. Водолазы МЧС нашли и его, и машину.

«Трое суток» как самый большой миф

Главный миф, с которым борются поисковики, – «в милицию нужно обращаться только через трое суток».

– Ни в одном законодательном документе это не прописано! – подчеркивает Алексей. – Человек может обратиться в милицию и в отряд «Ангел» сразу, как только заподозрил неладное. Счет идет на минуты. Чем быстрее, тем больше шансов найти человека живым.

Был случай, когда человека, объявленного в розыск всего день назад, нашли уже мертвым. Промедление равно риску.

Алексей Жоль называет три самых главных правила, которые помогут любому спасти жизнь: сообщать близким, куда и насколько идешь, иметь при себе заряженный телефон, а если заблудился, то остановиться, успокоиться и позвонить на 102 или 112. Звоните, даже если не знаете, в каком конкретно месте находитесь. В современных телефонах есть инструмент геолокации, достаточно просто ответить на СМС.

– Мужчинам особенно тяжело признать, что они заблудились, – говорит Алексей. – Был случай у смежного отряда на Полесье: 60-летний мужчина на сборе клюквы два дня ходил по лесу с телефоном в кармане и не звонил. Позвонил только на третий день. Его нашли, но он сильно переохладился, получил воспаление легких и в больнице умер.

Технологии, взаимовыручка и «Красный щит»

Сегодня поиски немыслимы без технологий: дроны, тепловизоры, специальные картографические приложения, которые в реальном времени рисуют на карте маршруты всех людей-поисковиков, показывая охваченную территорию.

Успех операции зависит и от эффективного сотрудничества с экстренными службами. Особенно ценным для «Ангела» стал тандем с Лидским РОВД.

– С лидской милицией мы сейчас работаем очень слаженно, – отмечает руководитель отряда. – Она идет нам навстречу, мы готовы помогать, и это сотрудничество прямо-таки замечательное.

Не менее тесная связь налажена с Лидским РОЧС. Совместные учения и участие в международных форумах позволяют постоянно повышать профессиональный уровень и оперативность реагирования.

В Пинском районе ищут пропавшего подростка: задействовано более сотни человек

Незаменимым помощником сегодня становится интернет, который в поисковом деле творит настоящие чудеса. Благодаря мгновенному распространению информации в социальных сетях удается закрывать некоторые поиски в рекордно короткие сроки – за час-два.

– В Лиде как-то пропала пожилая женщина. А к нам обратился ее сын. После оперативного информирования в соцсетях уже через полчаса начали поступать звонки от свидетелей. Их показания позволили сузить круг поиска и буквально в течение следующего часа найти бабушку… в лидской больнице, – говорит Алексей Жоль.

Есть у поисковиков и особая операция «Красный щит», когда пропадает ребенок. В этот момент все остальные поиски приостанавливаются, и все силы всех отрядов страны бросаются в одно место.

Так было с мальчиком в Минской области.

– Мы работали 24/7, команды друг друга сменяли. Кинологов съехалось много. Но свидетелей почти не было, камер – тоже. Нашли его позже. Погиб он, к сожалению, в тот же день, что и пропал, – комментирует Алексей.

«Кто берцы помыл?»

После удачных поисков «ангелы» собираются на чаепитие, разбирают детали операций. Есть у них и своя примета: не мыть берцы и не стирать форму после выезда.

– Обычно это срабатывает на новый поиск, – улыбается Алексей Жоль. – Иногда приходит заявка, и кто-то сразу пишет в чат: «Ну что, кто берцы помыл?»

А для тех, кто хочет помочь, путь в «Ангел» всегда открыт. Можно присоединиться пешим, помочь транспортом, топливом или просто распространить информацию. Главное – не оставаться в стороне, когда кто-то в беде.

Back to top button
Авторизация
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.