На прошлой неделе состоялась итоговая пресс-конференция Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), где подвели итоги 2025 года и обсудили самые актуальные вопросы автомобильного рынка. Хотя мероприятие проходит ежегодно, в этот раз было озвучено значительно больше информации, что даёт больше поводов задуматься о будущем отрасли.

Редакция Av.by выделила ключевые моменты, которые касаются каждого автовладельца.
В автобизнесе «рулят» физлица. И это… нехорошо?
Начиная своё выступление, директор «БАА-Консалт» Дмитрий Ярота озвучил: «Рынок гораздо шире, чем продажи дилеров — членов БАА». Так эксперт подвёл к механике подсчёта и формирования годовой статистики. И это главное новшество.

Теперь организация собирает сведения об официальных продажах от юрлиц, а также данные по импорту физлицами, исходя из базы электронных паспортов ТС (транспортных средств). По оценке БАА, в 2025 году общий рынок легковых автомобилей достиг отметки 158,7 тысячи машин. О-го-го!
— Под общим рынком мы понимаем все поставленные на учёт в Беларуси автомобили, которые продавались юридическими лицами, а также ТС, ввозимые физлицами. В сравнении с 2024-м рынок показал уверенный рост в 14% (19,6 тысячи), — отметил Дмитрий Ярота. — На следующем слайде вы можете увидеть каналы формирования рынка. Как видите, физические лица ввезли и поставили на учёт 98,5 тысячи автомобилей, что стало главным драйвером для увеличения объёмов.

Напомним, с 23 марта 2024 года ЭПТС стал обязательным документом при постановке на учёт транспортных средств, не зарегистрированных ранее на территории стран — членов ЕАЭС. Иными словами, база электронных паспортов позволяет судить о количестве автомобилей, ввезённых в Беларусь. Обо всём импорте. Ещё год назад БАА приводила статистику лишь по рынку новых легковушек, проданных юрлицами из числа официальных дилеров. Тогда озвучивали результат в 49 626 единиц.
— По сравнению с результатами 2024-го прошлогодние значения выросли в три раза. Такие цифры удивляют! Из каких источников БАА получает данные по количеству оформленных ЭПТС? — уточнили мы на пресс-конференции.
Машина каждые 3 минуты: как выглядит рынок авто Беларуси в цифрах 2025 года
— Мы пользуемся корпоративными данными ассоциации, как это было и в предыдущие годы. В течение двух лет собираем сведения из системы электронных паспортов ТС, которые мы получаем по договору. У нас появилась возможность говорить обо всём рынке, и ежемесячно в своих отчётах БАА будет ссылаться не только на свои подсчёты, но и на данные ЭПТС. Наши источники в определённой степени эксклюзивные, и мы рады поделиться этой аналитикой с вами.

— На сайте каждый месяц будет появляться полная информация? Или за подписку пользователь сможет получать больший массив аналитики?
— Предприятие работает над тем, чтобы повысить оперативность и качество аналитики. В каком-то объёме начинаем публиковать, а дальше будем смотреть на возможность расширения этих сведений. Да, УП «БАА-Консалт» может продавать аналитическую информацию, проводя какие-то срезы (рынка).

Далее спикер привёл соотношение между новыми и бэушными авто, где доля первых — 47% (74,8 тыс.), подержанных — 53% (83,9 тыс.).
— Уточним, что новыми мы считаем те авто, чей возраст на момент получения ЭПТС не превышает 24 месяцев. Рассмотрим, как формировался рынок новых автомобилей (74,8 тыс.) в 2025-м, с точки зрения каналов ввоза. Физлица импортировали 15 тысяч машин, юрлица — 31 тысячу, а доля продукции завода «БЕЛДЖИ» — 28,8 тысячи.

— Обратить внимание стоит, что именно статистика по физлицам показывает прирост в 150%. Данный канал ввоза начал сильно наращивать объёмы.
«Только каждый третий автомобиль ввозился для личного пользования»
— Анализируя данные, мы обратили внимание на перераспределение каналов импорта между юридическими и физическими лицами. Последние в начале 2025 года ввозили 13% (январь) и 10% (февраль) против объёма в 87% и 90% от юрлиц. Где-то к середине года доля импорта физлицами увеличилась примерно втрое, в ноябре они сравнялись, — продолжает Дмитрий Ярота.
Уже в декабре доля импорта новых автомобилей физическими лицами достигла 59%, а юридическими — 41%.

— Мы наблюдаем понятную, но новую реальность для рынка: тренд на переориентацию импорта в пользу неорганизованного ввоза физическими лицами. Возникают логичные вопросы о том, для личного пользования или перепродажи, а также о том, какая доля таких автомобилей.

— Проанализировав данные осени, пришли к выводу, что к 1 января владельца сменили 66% автомобилей. Лишь каждый третий (!) ввозился для личного пользования.
По словам спикера, если применять полученные при анализе выводы к общему числу ввезённых физлицами авто (98,5 тыс.), то окажется, что это количество превысит весь суммарный объём продаж завода «БЕЛДЖИ», юридических лиц и дилеров в Беларуси.
«Либо у тебя есть льготы, либо ты покидаешь рынок»
— Год выдался для БАА неплохим: мы снова вышли на результат по продажам дилерами — членами ассоциации около 50 тысяч новых легковых автомобилей, — сказал Сергей Варивода, председатель правления БАА. — Общий рынок (внутреннее производство плюс импорт) вырос по всем каналам ввоза. Основными причинами, по мнению ассоциации, стал рост реальных денежных доходов населения, темпов потребительского кредитования и финансового лизинга, стабилизация рублёвых цен.

Вероятно, в конце года повлиял и опережающий спрос, когда граждане стремились купить машину перед очередным изменением условий ввоза или подорожанием. Допустим, последовательных гибридов.
В своём выступлении Сергей Михайлович озвучил ключевые прогнозы на 2026-й: общий рынок стабилизируется, его ожидает замедление. Доля юридических лиц в объёме продаж возможна при перераспределении от физлиц в пользу «юриков». Количество электромобилей продолжит расти, а динамика приобретения гибридов замедлится.

— За последние годы рынок сильно стал искажён различного рода неравными условиями работы: либо у тебя есть льготы, либо ты покидаешь рынок, — продолжает председатель БАА. — На наш взгляд, отдельные марки безусловно покинут рынок в 2026 году.
При этом мы предполагаем, что будет продолжаться рост местного автопроизводства, а также восстановится импорт с территории Союзного государства за счёт сокращения импорта из-за пределов ЕАЭС. В данном случае я говорю о юридических лицах.

— При стабильном курсе национальной валюты, что критически важно, когда говорим об импортных товарах или производимых из импортных машинокомплектов, цены останутся под давлением со стороны спроса, что обеспечит их относительную стабильность по крайней мере в первом полугодии.
Бизнес в Беларуси в целом адаптивный. Если он сумел за считаные годы переориентироваться с той реальности, когда у нас был широкий спектр различных марок, поставляемых со всех концов света, в основном на бренды из КНР, то можно снимать шляпу. Понятно, что мы не только ноющие дилеры. Как ассоциация, мы, опираясь на статистику, регулярно вносим обоснованные предложения.

— В частности, в конце прошлого года БАА предложила правительству те подходы, которые были приняты недавно в РФ: по ограничению снятия с учёта физическими лицами ТС, ввозимых для личного пользования, в течение 12 месяцев при определённых условиях.
На наш взгляд, такой способ не ограничивал бы возможности граждан дёшево приобрести и привезти автомобиль для себя, в том числе малообеспеченных категорий — многодетных семей и инвалидов. При этом существенно снизил бы показатель, когда более 2/3 этих ТС в первые месяцы идут на перепродажу. Правительство пока изучает предложения ассоциации.
Haval, BAIC, Chery, Jetour, Exeed практически покинули рынок РБ
В начале прошлого года в Беларуси сильно возрос утилизационный сбор, который затронул ТС, импортируемые юрлицами из-за рубежа. В том числе собираемые в РФ модели. Так, количество авто из стран ЕАЭС снизилось на 12,6%. Haval, BAIC, Chery, Jetour, Exeed, Kaiyi — марки, почти исчезнувшие из выборки.

— Основные негативные факторы, которые повлияли на рынок, в частности на официальных дилеров: необоснованное коммерческое использование льгот, которые предоставляются гражданам при ввозе автомобилей по указу № 140, а также существенное изменение ставок утилизационного сбора, — объясняет Варивода. — Ставки на ввозимые с территории ЕАЭС авто одномоментно выросли в 43 раза, из-за пределов ЕАЭС — вдвое.
— Сергей Михайлович, расскажите о перспективах бренда Haval в Беларуси.
— Действительно, официальный дилер не получает автомобили «Хавэйл» с начала прошлого года. Это стало следствием, как мы считаем, запретительных ставок утильсбора. Почему так категорично? У нас нормальной и оправданной практикой считается повышение стоимости бензина на две копейки за один раз. Или расходов на коммунальные платежи на сумму не более половины БВ в год.
Когда одномоментно увеличивается налоговая нагрузка (утилизационный сбор в 43 раза), это становится непреодолимым для потребителя барьером.

— Когда белорусский гражданин едет в российский автосалон приобрести Haval, он вывозит на 42% больше валюты из страны — первое негативное последствие. Я называю совершенно корректные цифры, основанные на расчётах.
При реализации одного автомобиля Haval в официальной дилерской сети в бюджет Беларуси уплачивалось налогов и сборов 18 302 рубля. При импорте физлицом из РФ — 544,5 BYN. Это я не говорю о деградации инвестиций, сокращении рабочих мест и прочих негативных последствиях для дилерской сети.
Надеемся, правительства двух стран снимут барьеры, которых не должно существовать в рамках ЕАЭС и тем более Союзного государства, а вопрос будет решён в ближайшие недели, месяцы.
Квота 20 000 на всех или каждому?
— В 2025 году юрлицами было импортировано (не обязательно продано) 15 тысяч «электричек» и 3,6 тысячи гибридов, физлицами — 6,1 тыс. и 4,9 тыс. соответственно. Мы знаем, что для 2026-го определена квота на ввоз чистых электромобилей в 20 000 единиц. Насколько это достижимая отметка, будем говорить позднее.

— Все мы знаем, что сейчас существует ограничение для юрлиц на ввоз автомобилей, не имеющих одобрения типа транспортного средства. Они ограничиваются малыми партиями до 150 единиц.
Как добавляет Ярота, в 2025 году 17 моделей импортируемых «электричек» превысили эту отметку. Напомним, требование получать ОТТС не относится к случаям, когда авто ввозит физическое лицо для личного пользования.

— Республике Беларусь решением Совета ЕЭК предоставлена квота на чистые электромобили в 20 тысяч ед. У автомобильных дилеров извечный вопрос: квота на всех или каждому (имеется в виду разделение между юрлицами и «физиками»)?
БАА обратилась в Государственный таможенный комитет за пояснениями. И мы получили ответ… Правда, он не очень прояснил для нас ситуацию. Автомобильная ассоциация исходит из того, что, видимо, нужно руководствоваться практикой, сложившейся в прошлом году, то есть 20 000 + 20 000.
— Однако использовать эту квоту юридическим лицам будет затруднительно с учётом необходимости получения ОТТС. К примеру, на сегодняшнее утро для самой популярной в 2025-м «электрички» — BYD Song Plus — исчерпано более половины (из 150) разрешений. А вот физические лица при таких льготах 20 тысяч электромобилей запросто ввезут. Будут ли они обеспечивать спрос в корпоративном секторе? Скорее всего, нет. То есть эти машины для перепродажи.
BELGEE — снова в лидерах продаж
Завершим материал кратким обзором самых популярных в 2025 году автомобилей. Без сюрпризов: абсолютными бестселлерами стали три модели бренда BELGEE.

Компактный «кросс» X50 разошёлся «тиражом» в 11 380 экземпляров, седан S50 купили 6 270 раз, а кроссовер X70 — 4 840. В пятёрке лидеров также оказались российские Lada Vesta (4 110) и Lada Granta (3 980).
Любопытно, что топ-10 замыкают тоже китайские модели: Dongfeng Box (2 650), BYD Song Plus (2 610), Voyah Free (2 430), Geely Atlas (1 460) и Geely Coolray (1 380).

Помимо этого, на пресс-конференции подвели итоги конкурса «Автомобиль года». Им стал BELGEE X50. Памятные кубки вручили представителям дилеров.

