Архивный след и генетика: есть ли у Стива Уиткоффа гродненские корни?
Жители Гродненской области внимательно следят за российско-американскими переговорами, осознавая их важность для глобальной стабильности. Фамилии ключевых американских переговорщиков — Кушнер и Уиткофф — хорошо известны во всём мире, включая Гродно. Корреспонденты БЕЛТА выяснили, что Стивен Уиткофф, возможно, имеет семейные корни в местной еврейской общине.

«Семьи с такой фамилией в общине были»
«Фамилия Померанец, которую носила в девичестве бабушка американского переговорщика Роуз Уиткофф, — распространенная еврейская фамилия, — рассказала директор общественного объединения «Общинный дом «Менора» Елена Куцевич. — Она, скорее всего, свидетельствует о том, что ее носители имели в роду владельцев лавок, которые торговали в том числе и колониальными товарами (в ее этимологии слово «апельсин»). То есть были предприимчивыми, активными людьми.
В еврейской общине Гродно и до, и после Великой Отечественной войны людей с такой фамилией было достаточно много. И, кстати, лавки колониальных товаров тоже работали в первые десятилетия ХХ века. Одна из таких размещалась на нынешней улице Митрополита Филарета в историческом центре Гродно, в этом помещении сейчас работает аптека. В ней продавались апельсины, мандарины и другие экзотические продукты».

По словам Елены Куцевич, еврейская община в Гродно, согласно имеющимся документальным свидетельствам, существовала с ХIV века. А на рубеже ХIX и ХХ веков насчитывала около 25 тыс. человек. В городе действовали 43 синагоги и молельных дома. Историю общины можно проследить и по наличию в то время ряда предприятий, которыми владели местные евреи, в том числе это табачная фабрика, фабрика велосипедов, многочисленные мануфактуры, мельницы.


Как стало известно, с Гродно связано имя Роуз Уиткофф (в девичестве Розы Померанец). Бабушка и дедушка Уиткоффа по отцовской линии эмигрировали в США из Российской империи в начале ХХ века. При этом в американской переписи населения за 1950 год место рождения деда Стива — Дэвида Уиткоффа (на то время владельца фабрики по пошиву верхней одежды) — указано без подробностей — Россия. Супруга Дэвида Роуз тоже была подданной Российской империи. На сайте по генеалогии обнаружили карточку Роуз Уиткофф (в девичестве Померанец), где указано место рождения — Гродно. В поисках возможной информации мы обратились в учреждения, где хранятся исторические документы.
Что объединяет семью зятя Трампа с Беларусью — версия из Новогрудка

Рейзеле, вытинанка и переплетение культур
Историю Гродненской еврейской общины как часть богатого прошлого города на Немане изучают и бережно хранят в Гродненском государственном музее истории религии. Два зала рассказывают о далеком прошлом гродненского еврейства, о событиях военных лет, связанных с холокостом, о праведниках народов мира, о личностях, внесших значимый вклад в развитие города в мирное послевоенное время. Потому музей стал следующей точкой нашего маршрута.
«Тема иудаизма является одной из важных для изучения, поскольку иудаизм, наряду с другими конфессиями, для нашей территории вероисповедание традиционное, имеющее очень глубокие корни, — рассказывает заведующий отделом научно-исследовательской и экспозиционно-выставочной работы Гродненского государственного музея истории религии Андрей Тихомиров. — Первые еврейские общины на белорусских землях появились в конце XIV века в Бресте и Гродно, и с того времени эта этническая, религиозная группа является очень важным элементом нашей жизни, экономики, культуры, политической и других сфер. Зал иудаизма и еврейской культуры на белорусских землях знакомит с вероучением этой конфессии, а это самая старая монотеистическая религия в Большом Средиземноморье, которая оказала огромное влияние на христианство и ислам. Здесь можно ознакомиться со священными писаниями, с книгами, правилами, которые верующие евреи должны соблюдать в повседневной жизни. Их довольно много, они очень подробны и связаны в первую очередь с желанием сохранить себя в инокультурной, иноязычной среде и пронести свое самосознание через столетия».

В центре зала — карта-схема старинного Гродно, на которой обозначены еврейские религиозные общественные учреждения города конца XIX — начала ХХ века. Интересно, что в конце 1930-х годов в Гродно действовали 43 синагоги. Об этом свидетельствует архивный список на 1936-1939 годы. Почему столько? Ответ кроется в религиозных правилах, поясняет Андрей Тихомиров: «В Гродно в то время проживали около 25 тыс. евреев. И синагоги максимально располагались в тех местах, где компактно жили члены общины. Дело в том, что по субботам, в Шабат, работать, согласно иудаизму, запрещено. А ходить — это тоже работа. И в идеале дорога от синагоги до дома должна была составлять не более 1,5 тыс. шагов».


При этом, как и в других странах, на наших землях евреи активно взаимодействовали с белорусами, с представителями других национальностей, в течение веков шел культурный взаимообмен. Пример тому — прекрасная «рейзеле» (что в переводе с идиша значит «розочка») с традиционным национальным сюжетом, которая выставлена в одной из музейных витрин. На самом деле каждый белорус скажет, что это наша родная вытинанка, которая за годы совместной жизни вошла и в культуру местных евреев. А мы отметили еще и созвучность названия этого красивого изделия с именем Роза.


«Это очень интересный предмет, потому что в других регионах мира у евреев рейзеле просто не встречаются. То есть это пример переплетения, взаимообогащения культур», — отмечает сотрудник музея.
«В еврейской общине Гродно чтили и соблюдали свои национальные, религиозные традиции. И вместе с тем успешно взаимодействовали с представителями других национальностей. Все в целом жили мирно и никаких глобальных противоречий не было», — утверждает, опираясь на исторические свидетельства, сотрудник музея.

К огромному сожалению, из той довоенной еврейской общины очень немногие пережили Великую Отечественную войну. В Гродно, как и на других оккупированных фашистами территориях, было создано еврейское гетто, тысячи ни в чем не повинных людей погибли от рук нацистских палачей. Спаслись немногие: те, кому, как узникам Новогрудского гетто, среди которых были предки Джареда Кушнера, удавалось чудом сбежать из мест заключения, те, кого, рискуя жизнью, укрывали простые белорусские люди, известные в наши дни как праведники народов мира. О них также рассказывает экспозиция музея.
«Упоминания о Померанцах в документах встречаются»
Историю города и его жителей в лицах и фактах во многом можно проследить и в другом учреждении, где также тщательно хранят и изучают документальные свидетельства. В том числе многие тома документов, в которых можно проследить разные периоды жизни Гродненской еврейской общины. За этим мы и обратились в Национальный исторический архив Беларуси в Гродно.
«Фамилия Померанец в некоторых из документов, хранящихся в нашем архиве, упоминается. И это для специалистов, которые занимаются генеалогией, составлением генеалогических древ, считается хорошим знаком, — поделилась заведующая отделом информации, публикации и использования документов Национального исторического архива Беларуси в Гродно Анна Добровольская. — При этом нужно учесть, что полным объемом документов с конца XIX века и до начала Великой Отечественной войны, касающихся жизни еврейского населения, мы не обладаем».

Как рассказала специалист, основной источник в таких случаях, когда нужно найти человека либо определенную семью, как правило, метрические книги. На хранении в архиве они есть только за 1838, 1840-1842 и 1925 -1939 годы. При этом только частично есть сведения о жителях города еврейской национальности касательно их рождения, бракосочетания, расторжения браков и смерти.
В архивных фондах хранятся также документы Гродненской казенной палаты с информацией о налогообложении жителей губернии. Сохранилась часть списков гродненцев, сформированных по результатам всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, а также списков губернской особой комиссии по переписи евреев с 1792 по 1893 год, призывные списки губернского присутствия по воинской повинности с 1871 по 1918 год. Есть документы канцелярии Гродненского губернатора и Гродненского губернского правления за разные годы. И в ряде этих бумаг встречается фамилия Померанец. Чтобы связать ее с корнями семьи Уиткофф, нужны дополнительные сведения, считают специалисты. При этом найти многое не удается в целом ряде случаев из-за недостатка документов: в годы войны фашисты намеренно уничтожали документальные исторические свидетельства.
В переписи населения США за 1920 год, как стало известно, есть сведения, что родители бабушки Стива Уиткоффа Розы Померанец переехали в Соединенные Штаты в 1905 году. Скорее всего, с помощью рекрутингового бюро по трудовой миграции: такое, как рассказал сотрудник Гродненского музея истории религии Андрей Тихомиров, действовало в городе на Немане. Два молодых эмигранта встретились и создали семью уже в Штатах. Дэвид Уиткофф прошел за океаном путь от портного до владельца фабрики по пошиву одежды, а его внук Стивен Уиткофф стал известным юристом, миллиардером, другом Дональда Трампа. Ему президент США доверил вести переговоры с Россией.
Генетическая память имеет значение

«Для выполнения важнейших поручений, одним из которых, несомненно, являются российско-американские переговоры, Трамп выбирает сильных, знающих людей, и так получается, что эти люди связаны своими историческими корнями с Беларусью. Как говорит глава нашего государства, наши люди — со знаком качества. При этом в Беларуси никогда не делят людей по национальному или религиозному признаку, белорусы никогда не были замечены в дискриминационных подходах к представителям других наций и вероисповеданий. И в этом у нас есть общее и с США, где также представлено национальное и религиозное разнообразие. Это хорошая база для развития отношений. Нужно отметить и то, что белорусский народ, как и еврейский, в годы Великой Отечественной войны подвергся геноциду со стороны нацистов», — таким мнением поделился председатель Гродненского областного отделения Белорусского общества политологов, кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии и социологии ГрГУ им. Я.Купалы Александр Арлукевич.


Есть и такое понятие, как генетическая память, считает ученый, и она также имеет значение.
