Белорус купил байк за 50 долларов, но только через несколько лет осознал его значимость

АвтоОбщество
Поделись с друзьями

Мотоциклы Jawa, Иж, «Минск» и «Урал» — на слуху у почитателей мототехники, выпущенной в странах соцлагеря. Венгерская Pannonia на этом фоне кажется чем-то неизвестным, даже диковинкой, хотя в своё время считалась желанной «иномаркой». Позволить себе образец данного бренда могли единицы, а сейчас сохранившиеся экземпляры превратились в заветную цель коллекционеров и настоящих фанатов мототранспорта. 

Pannonia

Av.by рассказывает, как белорус приобрёл байк за 50 долларов, но только через несколько лет осознал его значимость.

 

«Купил за $50, а истинную ценность понял спустя годы»

Pannonia, или «Паннония», — это марка мотоциклов, выпускавшихся венгерским комбинатом «Чепель» с 1956 по 1975 год. Экземпляром первого поколения (таких произвели партией всего три тысячи штук, по некоторым источникам — не более 30 тысяч) владеет белорус Андрей.

Pannonia

— Начнём с того, что с 1995-го я увлекался автомобилями — в основном «Победами» и «Запорожцами». Почему-то друг привил мысль, якобы всё, что между ног, — не настоящий транспорт. Время шло… В один из дней я копался в гараже с машинами и после решил прогуляться к другу, пройти через один пролёт. Попутно увидел: один из гаражей открыт. Там находился человек, он убирал мусор внутри, подготавливая помещение к продаже. Мне стало интересно, и я заглянул к хозяину.

Pannonia

Pannonia

Pannonia

Белорус приобрел байк за 50 долларов, но только через несколько лет осознал его значимость

— Осматривая гараж, я увидел в дальнем углу какую-то груду мешков, из-под которых выглядывало колесо байка. Деньги у меня тогда с собой были. Спрашиваю: «Продаёте мотоцикл?» Тот в ответ: «Продаю!» В итоге сошлись на 50 долларах — решил взять двухколёсную железяку. Думаю, пускай будет! Одним словом, купил не глядя. Только после того как передал деньги, владелец показал транспорт. Парень уточнил, что это отцовская «Паннония», простоявшая в гараже 38 лет. Когда технику там обнаружили, родственники решили от неё избавиться.

Белорус приобрел байк за 50 долларов, но только через несколько лет осознал его значимость

— Pannonia оказалась без фары и спидометра — всё снято. За два дня я отмыл мотоцикл и начал его доукомплектовывать: поставил фару с ключом, спидометр. Уже тогда запчасти отыскать было сложно, но повезло подобрать эти компоненты.

Белорус приобрел байк за 50 долларов, но только через несколько лет осознал его значимость

— Реставрировать байк не планировал, а про него узнал, только когда стал читать про Pannonia TL250/T (TLT). Почему заинтересовался? Увидел табличку — стало любопытно, что за зверь такой. Накопал в интернете, мол, в 1956 году «Чепель» переименовали в «Паннонию» и начали производство мотоциклов под новым брендом. Они сильно отличались от предшественников: новая вилка, передовые на тот момент технологии… Достоверные данные в Сети находятся с трудом. Тем не менее известно, что первая Pannonia выпускалась с 1956 по 1957 год — изготовили 3 000 штук, — отмечает Андрей. — В тот момент до меня стало постепенно доходить, какая колоссальная ценность у этого мотоцикла.

Название модели расшифровывается следующим образом: T — телескопическая передняя вилка, L — маятниковая задняя вилка, T — герметичный кожух цепи.

Принялся искать запчасти и такие же модели — и нигде на постсоветском пространстве не нашёл ни одной!

Белорус приобрел байк за 50 долларов, но только через несколько лет осознал его значимость

— Номер рамы и двигателя у моей Pannonia одинаковый — 0332 с конвейера! Получается, что это вообще первая тысяча из всей партии. Вот так у меня появился раритет, купленный всего за $50.

«Стрелка спидометра идёт справа налево, а в баке — бардачок»

— Моя «Паннония» в исполнении de Luxe — их ещё меньше. Когда я изучал матчасть, то встречал фотографии мотоциклов в цвете морской волны или бордовом. «Делюкс» — это чёрная версия с ручной росписью в виде красных полосок. Знакомые почему-то решили, что кузов перекрашен. Согласно прочитанному мной, часть байков брали окрашенными с конвейера и стилизовали под экспорт (de Luxe).

Здесь целиком и полностью родное ЛКП. Мало осталось Pannonia, где оно сохранено.

Белорус приобрел байк за 50 долларов, но только через несколько лет осознал его значимость

— А какие ещё особенности есть у мотоциклов марки?

— Например, коробка передач показывает, какая скорость включена. В топливный бак встроен «бардачок». Вообще, в мототехнике такое встречается, однако у «Паннонии» только первая генерация его имела. Очень крутой и редкий девайс!

Белорус приобрел байк за 50 долларов, но только через несколько лет осознал его значимость

Белорус приобрел байк за 50 долларов, но только через несколько лет осознал его значимость

— Первое поколение марки почти никто не знает. Могу судить по тому, как я ищу запчасти: люди не понимают, о чём я говорю. Догадываются только после объяснения, что это Pannonia TLT 250, которая ещё наполовину «Чепель».

Белорус приобрел байк за 50 долларов, но только через несколько лет осознал его значимость

— Из других особенностей — «девятнадцатые» колёса. Хромированные диски не найти! К сожалению, у меня есть только один — почти новый. У большинства Pannonia фонари — так называемый банан. Здесь шёл не пластмассовый, а металлический.

Белорус приобрел байк за 50 долларов, но только через несколько лет осознал его значимость

— Была проблема с карбюратором. Стал искать на замену — ничего нет. Попадались только похожие, но не такие… В итоге пришлось элемент снять, разобрать и перебрать, после чего отдать в «токарку». Уже были «заколхожены» все штуцера, поэтому мне всё установленное железо заменили на латунные и медные комплектующие.

Все шайбы и штуцера переточили, поплавок я запаял, и только так карбюратор заработал.

— Естественно, когда я вник во всю «кухню» модели, то передумал реставрировать. Опытные люди отговорили: мол, решишься продавать — знающий покупатель оценит оригинальный вид.

Белорус приобрел байк за 50 долларов, но только через несколько лет осознал его значимость

— У «Панноний» в рестайлинге чёрный спидометр, а здесь белый. Передний щиток металлический, а не пластиковый. Кстати, у всех моделей бренда стрелка идёт справа налево — известная «фишка». Следующие версии по большей части были похожи.

Белорус приобрел байк за 50 долларов, но только через несколько лет осознал его значимость

— Из неродных деталей здесь задний фонарь. Он от какого-то другого советского мотоцикла — но один в один! Самая большая проблема — глушители, которые стоят от «Вишнёвки» (Jawa 350). Родные должны быть перьевые, окрашенные в цвет кузова, чем-то схожие с деталями Иж-49. К сожалению, глушителей не существует нигде — даже намёка нет. Если дойдёт до реставрации, то придётся делать самостоятельно или переделывать.

Белорус приобрел байк за 50 долларов, но только через несколько лет осознал его значимость

Белорус приобрел байк за 50 долларов, но только через несколько лет осознал его значимость

Белорус приобрел байк за 50 долларов, но только через несколько лет осознал его значимость

«Отреставрированная Pannonia будет стоить около 7—8 тысяч долларов»

— Pannonia имела свою кличку — «Воронёный конь», а также прозвище «Венгерская ворона» (за крылья на эмблеме. — Прим. авт.). Мотоцикл похож внешне на породистого скакуна, плюс при изготовлении применялось качественное железо. Конечно, классику вроде Ижей, Jawa и «Минскачей» знали все, а «Паннонию» считали иномаркой.

Белорус приобрел байк за 50 долларов, но только через несколько лет осознал его значимость

— Настоящий пробег этого экземпляра никто не знает: сколько раз обнулялся счётчик — тайна. По технической части тоже сложно оценить, потому как в СССР обслуживание было кустарным. Предполагаю, поездил байк прилично: резина уже не родная, глушители другие и тоже уже «попаленные». Странно, что мотоцикл выжил.

Двигатель, насколько я понимаю, никогда не «кололи» и не разбирали. Всё в том состоянии, в каком и куплено.

Белорус приобрел байк за 50 долларов, но только через несколько лет осознал его значимость

— Приценивались, сколько будет стоить такая Pannonia?

— Вопрос на самом деле очень сложный. У меня была история после первого сезона, когда я с мотоциклом поработал и даже поездил на нём. Потом поставил в гараж. Один знакомый белорус предложил продать его, и я решил, что идея неплохая. Предполагал на тот момент выставить байк за тысячу долларов.

Приехали люди из питерского музея с желанием забрать мотоцикл, но я им не озвучил сумму, а сказал, во сколько мне обошлась Pannonia. Почему-то белорусский посредник решил мне дать всего на $100 больше моей покупной стоимости, то есть 150 «баксов», представляете? Естественно, за такие деньги я им даже не хотел показывать мотоцикл. Но приняв во внимание тот факт, что человек приехал из Санкт-Петербурга, всё же позволил взглянуть на байк.

Белорус приобрел байк за 50 долларов, но только через несколько лет осознал его значимость

— На тот момент я был готов продать его им за $1 000 — и это крайняя цена. Они облизнулись и уехали. Но сейчас сумму можно умножать на два-три минимум! Отреставрированные «Паннонии» пару лет назад продавались по $5 000. Думаю, что такую никто не найдёт. Если приложить руки и восстановить мой мотоцикл, то он будет оцениваться уже ближе к 7—8 тысячам долларов. С другой стороны, и вложить сюда придётся прилично.

Белорус приобрел байк за 50 долларов, но только через несколько лет осознал его значимость

Белорус приобрел байк за 50 долларов, но только через несколько лет осознал его значимость

Белорус приобрел байк за 50 долларов, но только через несколько лет осознал его значимость

Белорус приобрел байк за 50 долларов, но только через несколько лет осознал его значимость

— Задний фонарь пока реально найти. Глушители в Польше продаются только от «Явы» — можно снять с них «колени» и дальше делать самостоятельно. В любом случае это будет уже полностью ручная работа.

Внутренности для мотора на европейских барахолках ещё отыщутся, и они относительно недорогие. Конечно, ценник зависит от запросов человека. Главная надежда на то, что в Венгрии до сих пор сохранился запас комплектующих в личных коллекциях.

Белорус приобрел байк за 50 долларов, но только через несколько лет осознал его значимость

Белорус приобрел байк за 50 долларов, но только через несколько лет осознал его значимость

— Двигатель здесь хороший, хотя и не скоростной — тяга у него как у дизеля. С низов тянет отлично! В отличие от тяжёлых Ижей, «Паннония» очень лёгкая и управляемая. Учитывая, что мотоцикл никто не делал, у него много нюансов. Где-то втулка разбита, что-то может постукивать… Надо отдать должное старому байку и закрыть глаза на многое. Тем не менее верхом на нём чувствуешь себя классно — переполняют эмоции оттого, что прикасаешься к истории.

Белорус приобрел байк за 50 долларов, но только через несколько лет осознал его значимость

— Правила сохранения у меня общие — как для любого старого мотоцикла: сухой гараж, поменьше солнечного света, а также ежегодно необходимо проворачивать двигатель, заводить его и пару километров проезжать. Стараюсь оставлять топливо в баке, чтобы он не ржавел.

Белорус приобрел байк за 50 долларов, но только через несколько лет осознал его значимость

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля