Вариантов покупки автомобиля множество: одни предпочитают поискать вариант на «вторичке» или взять у знакомых, другие сразу идут в салон за новенькой машиной. А кто-то обращается за услугами заказа и доставки из-за рубежа к посредникам: процесс ведь непростой, нужно знать все нюансы и тонкости… Но герой нашего сегодняшнего материала выбрал совершенно иной путь, пошёл наперекор системе. Взял да и сам поехал в Германию покупать тот самый заветный автомобиль, после чего благополучно пригнал его в Беларусь.
Он рассказал av.by все подробности этой захватывающей истории!
Покупал «бэушки», ездил 2—2,5 года и продавал с пробегом до 120 тыс. км
Чтобы решиться на самостоятельный пригон автомобиля из-за рубежа, наверняка нужно обладать смелостью и духом авантюризма. Сергею, герою этого материала, с которым мы встречаемся на одной из парковок Минска, таких качеств не занимать. Мужчина заряжает своей энергией и искрит оптимизмом.
Сергей не скрывает: ранее у него уже был подобный опыт, правда, автомобиль он покупал в России и оттуда привозил домой, в Беларусь.
— За 23 года водительского стажа во владении у меня были всевозможные автомобили: Fiat, Daewoo, Volkswagen Passat, Nissan Qashqai. И поездить успел на разных — от Peugeot 206 до «маршрутки» Mercedes Sprint. Все они покупались исключительно для личного пользования. Конечно, сюда входят и какие-то рабочие поездки (я занят в строительной сфере), но по большей части мои машины служат в качестве семейных. Да и что тут говорить, если мой недавно приобретённый Seat Leon — это бюджетный экономичный универсал, — смеётся мужчина.
История покупки красного «Леона» и привоза его из Германии на самом деле начинается издалека.
Ещё около семи лет назад Сергей нашёл идеальный для себя формат эксплуатации автомобилей. Свои четыре предыдущие машины он покупал в состоянии б/у, но с небольшим пробегом (около 50 тыс. км), возраст авто составлял 2—4 года. Затем ездил на них 2—2,5 года и продавал, когда показания на одометре приближались к 120 тыс. км пробега.
— Мотивы придерживаться такой схемы очевидны. Машина с пробегом в пределах 50 тыс. км, можно сказать, почти новая. При этом она стоит примерно на 30—40% дешевле — это если говорить про европейский рынок, у нас всё иначе. Механизмы в таком случае имеют большой запас по ресурсу, а к пробегу 100—120 тыс. они не успевают износиться! То есть я продаю автомобиль, практически не вкладываясь ни в какие ремонты, только в обслуживание. И цена на него остаётся достаточно хорошей. Так, при продаже своих предыдущих трёх машин я не потерял ни копейки. А в начале 2022 года продал свою Opel Insignia даже немного дороже, чем она обошлась мне. Впрочем, этому способствовала тогдашняя конъюнктура нашего рынка.
После «Инсигнии» Сергей решил взять себе хетчбэк Chevrolet Cruze II LT — «биток» с минимальными повреждениями. На момент 2022 года в этой машине его всё устраивало. Правда, собеседник признаётся, что чувствовалась дешевизна в салоне, хотя авто оказалось достаточно надёжным.
«Я был в шоке от стоимости посреднических услуг. Называли цифры в среднем от 8 800 до 10 000 рублей»
И вот настал конец осени 2023 года. Пробег в Chevrolet Cruze перевалил за 115 тыс. км, и Сергей понял: скоро нужно будет продавать иномарку и покупать другое авто. Определился с бюджетом и начал основательно мониторить варианты покупки и предложения.
— Очевидное решение — взять новое авто из салона. Я ранее делал так несколько раз и знаю все преимущества. Но на момент конца прошлого года я не нашёл ничего подходящего для себя ни по цене, ни по кузову. Вариант покупки битого автомобиля из США я отбросил почти сразу. Причины две: вопросы с наличием запчастей для ремонта, возникающие в нынешнее время, и «космические» цены на кузовные и малярные работы.
— Ещё одна идея — покупка авто из Европы, где есть множество вариантов по адекватной цене и с небольшими пробегами до 70 тыс. км. Казалось бы, всё просто — бери да заказывай. Но я был в шоке от стоимости посреднических услуг компаний по доставке, которые мне называли цифры в среднем от 8 800 до 10 000 рублей. Понятное дело, что имелся огромный спрос со стороны России и логистические сложности, что каждый зарабатывает как может, но я морально не был готов платить такие деньги. Особенно если учесть, что за доставку моей предыдущей Opel Insignia из Европы в «ковидный» 2020 год я заплатил всего лишь 600 евро (или около 1 600 бел. руб., средний официальный курс белорусского рубля к евро в 2020 году — 2,77. — Прим. ред.)… И тут мне в голову приходит мысль: зачем посредники, если я и сам могу привезти машину? Долго не размышлял и приступил к реализации плана.
В начале 2024 года Сергей занялся получением визы. Решил сделать это через покупку автобусного тура по городам Европы и параллельно продолжал активно мониторить немецкие классифайды авто.
— Постепенно мои запросы принимали конкретный характер. Поначалу всерьёз задумывался о приобретении Ford Mondeo с мотором на 2 литра и гибридной установкой. Однако останавливал в нём кузов: длинный (почти 5 метров) и широкий универсал — хорошо для трассы, но не совсем практично в городе.
— Ещё в конце 2023 года мне на глаза попалась статья о том, как белорус купил себе Volkswagen Golf с заводской метановой установкой. После прочтения внутри у меня что-то «щёлкнуло». Вспомнил свой Daewoo Nubira на пропане, на котором я проехал за 4 года около 200 тыс. км. Но метан — это всё же другой газ, поэтому я решил основательно изучить вопрос именно заводского метана в авто. Почитал статьи, описания, отзывы владельцев. Дело дошло даже до того, что договорился с одним владельцем посмотреть его «Гольф» вживую и прокатиться на машине. После чего окончательно был готов к покупке подобного авто.
Теперь предстояло изучить предложения метановых автомобилей в Германии. Сергей выделил четыре варианта для себя: Volkswagen Golf, Skoda Octavia, Audi A3 и Seat Leon.
— Некоторые из них по понятным причинам я привезти не мог: где-то не влезал в свой бюджет, что-то не устраивало по комплектации. В итоге остановился на универсале Seat Leon. Во-первых, выглядел он намного интереснее. Во-вторых, производитель для улучшения продаж здорово «прокачал» Leon. Это важный момент, ведь я привык к определённому уровню комфорта и не хотел его снижать. Даже в базовой комплектации Style у «Леона» светодиодные фары, адаптивный круиз-контроль, бесключевой доступ и расширенная мультимедиа. А комплектации FR и Xcellence были ещё интереснее по оснащению! Так, круг моего поиска предложений ещё больше сузился.
О поездке в Вайнхайм за красным Seat Leon
В феврале виза была готова, и Сергей съездил в тур по Европе. Заодно осуществил мечту — прокатился на пароходе по Дунаю. Затем вернулся в Беларусь и приступил к детальному изучению немецких сайтов по продаже авто в поисках своего будущего Seat Leon.
Процесс покупки авто из-за рубежа, как правило, небыстрый. Поэтому «Банк БелВЭБ» предлагает автокредитование с возможностью воспользоваться деньгами в течение пяти месяцев со дня заключения кредитного договора, что удобно, поскольку точные даты и суммы платежей не всегда известны заранее.
— Писал продавцам напрямую. Немецкий я не знаю, пользовался гугл-переводчиком. Нашёл отличное предложение: белый Leon в комплектации Xcellence с пробегом 65 тыс. км всего за 12 500 евро. Разве что была неприятная царапина на двери и неработающий в автоматическом режиме климат-контроль, но это исправимые мелочи. К сожалению, эта машина оказалась забронирована на три дня другим покупателем. «Значит, найду вариант получше!» — философски подумал я. Забегая вперёд, скажу: спустя почти неделю выяснилось, что этот белый «Леон» купил местный перекуп и выставил на продажу в соседнем городе, но уже за 15 490 евро!
Через пару дней Сергей увидел то самое объявление. Красный Seat Leon в комплектации FR с пробегом 45,5 тыс. км продавался в городе Вайнхайм возле Франкфурта-на-Майне.
— Цена была высоковата, плюс требовалось заплатить НДС, но продавец согласился и по цене подвинуться, и НДС отнять с условием внесения залога (500 евро) в качестве гарантии, что я действительно вывезу машину из ЕС. Плюс к этому необходимо было отправить 1 000 евро, чтобы забронировать авто. И тут меня ждал неприятный сюрприз… Обзвонив все банки, я узнал: отправить деньги в Германию как физлицо я не могу. На помощь пришёл знакомый водитель-дальнобойщик, который, находясь в Литве, перевёл сумму продавцу.
Пришло время выдвигаться в Вайнхайм за «Леоном». Сергей выехал 9 марта из Минска на автобусе, сделал пересадку в Варшаве до Кёльна, а утром 11 марта сел на поезд до Вайнхайма. В этот же день добрался до автосалона.
— Навстречу мне вышел немец Томас. Вид его произвёл то ещё впечатление! Это мужчина ростом за два метра и с ладонью размером с лопату. Он оказался очень приятным в общении человеком, с которым мы быстро обсудили все вопросы! Я осмотрел машину, и вживую она мне ещё больше понравилась! С помощником Томаса мы сначала поехали за транзитными номерами, а потом на местную таможню. На моих глазах номера сделали за три минуты. В общем, сделка благополучно состоялась. Но как теперь добираться домой? Мобильный интернет оставлял желать лучшего. Томас сказал: «No problem», принёс мне SD-карту и включил штатную навигацию в «Леоне». Мало того, оказалось, что в автосалоне накануне заменили масло в двигателе. И это ещё не всё! Оба бака — метановый и бензиновый — были полными. Я реально пребывал в лёгком шоке от такого отношения к клиентам…
«Общие расходы — 18 500 долларов»
После обеда 11 марта Сергей выехал на своём Seat Leon из Вайнхайма. Нужно было добраться до Польши, где мужчина собирался остановиться на ночёвку.
Seat Leon в день покупки на одной из парковок Германии. Фото из личного архива героя
— Дорога была лёгкая и приятная, машина шла хорошо. В Германии два раза останавливался для заправки метаном. Когда заехал на территорию Польши, выяснилось, что метановых заправок здесь почти нет и газ стоит дороже бензина! Переночевал в мотеле и двинулся в сторону границы с Беларусью, куда прибыл ближе к 16:00. Передо мной большая очередь — примерно 1,7 км до шлагбаума. За 4,5 часа мы продвинулись метров на 500… Кто-то постоянно влезал в начало очереди. У меня возникли подозрения, что границу пройду в лучшем случае к следующему утру. Но тут приехала польская полиция и спасла ситуацию. Всех, кто пытался вклиниться в очередь, полицейские отправляли в самый конец. Строго за этим следили. В итоге оставшиеся 1,2 км до шлагбаума я проехал всего за 1 час 15 минут!
Польскую границу Сергей прошёл быстро. На белорусской же всё немного затянулось.
— Нужно признать: наши таможенники работали чётко, претензий у меня вообще никаких не было. Они подсказывали, что и как делать. Человеку, который растаможивает авто в первый раз, ой как нелегко… Простоял я в одной очереди, потом во второй, затем пошёл в банк, потом опять в очередь к таможеннику. Кстати, Leon я решил растаможить по полной стоимости, не тратя время на поиск экономии. Примерно в 10:30 12 марта я оказался на территории Беларуси и вздохнул с облегчением. До Минска осталось совсем немного. Правда, я заехал на метановую заправку в Брест, так как метан закончился ещё в районе Варшавы, и дальше ехал только на бензине. Кстати, бензиновый бак в «Леоне» объёмом до 10 литров.
«Общие расходы — 18 500 долларов»
После обеда 11 марта Сергей выехал на своём Seat Leon из Вайнхайма. Нужно было добраться до Польши, где мужчина собирался остановиться на ночёвку.
Seat Leon в день покупки на одной из парковок Германии. Фото из личного архива героя
— Дорога была лёгкая и приятная, машина шла хорошо. В Германии два раза останавливался для заправки метаном. Когда заехал на территорию Польши, выяснилось, что метановых заправок здесь почти нет и газ стоит дороже бензина! Переночевал в мотеле и двинулся в сторону границы с Беларусью, куда прибыл ближе к 16:00. Передо мной большая очередь — примерно 1,7 км до шлагбаума. За 4,5 часа мы продвинулись метров на 500… Кто-то постоянно влезал в начало очереди. У меня возникли подозрения, что границу пройду в лучшем случае к следующему утру. Но тут приехала польская полиция и спасла ситуацию. Всех, кто пытался вклиниться в очередь, полицейские отправляли в самый конец. Строго за этим следили. В итоге оставшиеся 1,2 км до шлагбаума я проехал всего за 1 час 15 минут!
Польскую границу Сергей прошёл быстро. На белорусской же всё немного затянулось.
— Нужно признать: наши таможенники работали чётко, претензий у меня вообще никаких не было. Они подсказывали, что и как делать. Человеку, который растаможивает авто в первый раз, ой как нелегко… Простоял я в одной очереди, потом во второй, затем пошёл в банк, потом опять в очередь к таможеннику. Кстати, Leon я решил растаможить по полной стоимости, не тратя время на поиск экономии. Примерно в 10:30 12 марта я оказался на территории Беларуси и вздохнул с облегчением. До Минска осталось совсем немного. Правда, я заехал на метановую заправку в Брест, так как метан закончился ещё в районе Варшавы, и дальше ехал только на бензине. Кстати, бензиновый бак в «Леоне» объёмом до 10 литров.