Белорус попал в аварию в Китае и испытал на себе особенности местной медицины
Китай для Сергея начался около 20 лет назад. Сначала это было простое знакомство со страной, с людьми, затем — большая любовь и брак с местной девушкой. Пара вместе уже 10 лет, у них подрастает замечательный сын. Последние четыре года белорус со своей семьей живет на самом юге страны, в провинции Гуандун. Мы собираемся без прикрас рассказать о многих аспектах жизни в Поднебесной, но начнем с неприятного повода: парень попал в серьезную аварию на своем мопеде.
Как все случилось, как протекало его лечение и с какими трудностями пришлось столкнуться — об этом Сергей расскажет читателям Onlíner.
Дороги Южного Китая
— Провинция Гуандун — одна из самых развитых и высокотехнологичных провинций во всем Китае. Численность населения здесь более 126 миллионов человек, а ежегодный ВВП — под 2 триллиона долларов. Фактически это главный производственный хаб в стране. Также здесь находятся «мозговые центры» многих известных китайских брендов: Huawei, DJI, ZTE, TCL и многих других, — рассказывает Сергей.
Сергей. Фото с международного конкурса в Гуанчжоу
По его словам, дороги Южного Китая поначалу напоминают тотальный хаос, состоящий из автомобилей, мопедов и всего прочего транспорта, порой очень странного на вид — вроде разных «электротачанок», которые активно используют местные фермеры.
— Любые транспортные средства в Южном Китае порой совершают немыслимые для белорусов маневры, подрезают, выезжают из дворов будто по главной и так далее, — продолжает собеседник. — Но самое удивительное, что при всем этом на дороге нет конфликтов. Люди просто привыкли к ситуации и крайне хладнокровно относятся ко всему, что происходит. Я никогда за столько лет не видел, чтобы кто-то выходил из машины и начинал доказывать кому-то свою правоту. Все как-то находят общий язык, хотя со стороны это кажется невозможным. Здесь время — деньги, и местные не хотят распыляться на такие вот мелочи жизни, поэтому принимают дорожный хаос как норму.
Во всех крупных городах Китая остро стоит проблема дорожного трафика, заторов и дефицита парковочных мест. Справляться с этим пытаются разными способами, в том числе и различными ограничениями. Люди же постепенно, но массово пришли к простому решению.
— Педальные мопеды, практичные и дешевые, косяками разъезжают по улицам. Предельная скорость по документам с завода обычно составляет 25 км/ч, но некоторые продвинутые знают, как увеличить ее до 40 км/ч. В среднем такие мопеды стоят от 250 до 600 долларов в эквиваленте в зависимости от емкости аккумулятора и других наворотов. Правила пользования транспортными средствами в Китае очень часто меняются. В данный момент такие мопеды подлежат обязательной регистрации с присвоением номерных знаков и выдачей техпаспорта. А вот страховка на данный вид не является обязательной, — отмечает белорус.
Мопед нужен для того, чтобы не стоять в пробке, а двигаться туда, куда тебе нужно так быстро, как это возможно. Нередко получается быстрее, чем на автомобиле. Но предсказуемо многие владельцы такого транспорта ведут себя на дорогах достаточно рискованно, маневрируя среди автомобилей и игнорируя правила поведения на дороге.
— На улицах городов есть специальные посты местной полиции, которая следит, чтобы у всех, кто ездит на мопедах, был надет шлем. При его отсутствии на первый раз будет предупреждение, но в будущем возможен и штраф, — добавляет читатель.
На мопедах в Китае ездят в любую погоду и в любое время года. Зимой утепляются, в слякоть едут в огромных полиэтиленовых дождевиках.
— Затраты на содержание такого транспорта минимальны, фактически его нужно только заряжать. У меня уходило 1,83 рубля на полный заряд — это 50 км пути. Зарядных станций в городе достаточно, все управление — через смартфон по QR-коду, — говорит Сергей. — С парковкой свои нюансы: нельзя просто так оставить мопед где попало. Но в общественных местах, как правило, предусмотрены специальные стоянки.
А еще этот вид транспорта удобен тем, что на нем можно заехать туда, куда автомобилям въезд запрещен. Однако есть центральные площади, где движение закрыто для любого транспорта, и на мопеде туда не попасть.
Авария в дождь
— Но у каждой вещи есть обратная сторона, — вздыхает Сергей.
Применительно к мопедам — распространенному, недорогому и вполне удобному средству передвижения — обратной стороной является их низкая безопасность. Очевидно, что в описанном дорожном хаосе человек на мопеде — достаточно уязвимый участник движения. И это не единственный фактор.
— В провинции Гуандун бывает сезон дождей, который может длиться с весны по осень, и в таких условиях двухколесный транспорт становится реально опасным в использовании, — констатирует собеседник.
Было самое начало марта. С утра моросил мелкий дождь, дорога была мокрой. Сергей ехал на своем мопеде Honda по делам.
— В какой-то момент у меня на пути возник другой мопед, я затормозил. И вдруг мой двухколесный друг стал предательски скользить, я полностью потерял управление и упал на асфальт. Контактов с другими транспортными средствами не было. Мое состояние тогда было близким к шоку: я понимал, что у меня лицо в царапинах и правая рука работает не так, как должна, — вспоминает парень.
Было понятно, что дело серьезное, требовалась медицинская помощь.
Медицина в Китае
— Проблема в том, что в Китае нет бесплатной медицины даже для граждан этой страны, за исключением некоторых категорий нуждающихся. Даже вызов скорой помощи будет стоить денег, и это при том, что вас могут просто доставить в больницу без каких-либо медицинских манипуляций. И стоимость вызова скорой будет зависеть от расстояния до больницы, — отмечает Сергей.
Если нет бесплатной медицины, значит, как правило, есть развитая система медицины страховой.
— Китайцы используют систему государственной медицинской страховки, которая в среднем покрывает около 70% медицинских трат стационарного лечения, — подтверждает собеседник. — Скажем, вы лежите в больнице — тогда страховка работает. Если же просто хотите пройти обследование или записаться на прием к врачу — придется полностью оплачивать услуги. Причем это распространяется в том числе на детей и пенсионеров.
Иностранцу приобрести государственную медстраховку в Китае сложнее, потребуется выполнить целый ряд условий. Впрочем, есть варианты с частным страхованием.
Больницы в Поднебесной главным образом государственные, хотя частные клиники также существуют. Они предоставляют те же возможности, но цены там, понятное дело, будут выше.
— Госбольницы, кстати, могут быть как совсем новые, с иголочки, так и старые, видавшие виды — многое зависит от района города, — уточняет читатель.
К врачу записываешься через приложение. Затем при регистрации в больнице вам выдадут пластиковую карту — что-то вроде аналога привычной нам карточки пациента в поликлинике.
— Среднее время ожидания по экстренной помощи может длиться от часа и больше в зависимости от наплыва больных, а также сезонности заболеваний. Если же вы идете к врачу по записи, то время ожидания будет минимальным. Интересно, что китайские врачи принимают пациентов в кабинетах и при этом не закрывают двери, так что другие люди могут стоять почти у вас над душой и наблюдать за процессом. Лекарства выдают в больничной аптеке по рецептам, которые нужно отсканировать в терминале. Сами лекарства почти всегда будут китайского производства, и иностранцам поначалу очень сложно ориентироваться в этом. Условно говоря, в большинстве простых аптек вы не найдете аспирина или жаропонижающего привычных всем брендов, но будут аналоги, — рассказывает белорус.
Операция и реабилитация
После падения с мопеда Сергей вызвал скорую. Пострадавшего доставили в больницу.
— Рука начала стремительно синеть, мне сразу сделали рентген и МРТ. Достаточно быстро стало понятно, что у меня перелом плеча со смещением. Боль была очень сильная, я не мог нормально пошевелить рукой. Врач сказал, что, возможно, потребуется операция. Мне пытались вправить плечо, но безуспешно. В итоге направили в хирургический отдел стационара, — говорит собеседник.
Но откуда финансовому отделу китайской больницы знать, что пациент, вот так вот доставленный после ДТП, затем оплатит все предоставленные ему услуги? Все просто: необходимо с самого начала внести существенный депозит, а уже после выписки будет финальная калькуляция расходов.
— Вот тогда-то я и заскучал по белорусской медицине, где все четко и понятно, без всяких условий и условностей. В Китае понимаешь, что нужно следить за собой, так как местная медицина — это дорого, — отметил Сергей.
Белоруса определили в шестиместную палату, потом перевели в трехместную.
— Самое интересное, что все лежавшие со мной пациенты так или иначе получили травмы, связанные с педальными мопедами, — указал читатель.
Капельница, анализы — все оперативно.
— Врачи снова сказали, что нужно выполнить вправление плечевых костей, но в этот раз уже в операционной и с местной анестезией. Перед этим выдали больничную форму, которую нужно обязательно надеть перед процедурами в операционной, — добавил парень.
Сергея спасало то, что он говорит по-китайски. Далеко не все врачи знают английский, поэтому у неподготовленного иностранца могут возникнуть серьезные трудности в связи с этим.
— В операционной мне сделали укол в шею. Затем правую руку будто ударило током пару раз, а потом я вообще перестал ее чувствовать вместе с плечом. Врач и несколько крепких китайских медбратьев после серьезных усилий наконец смогли вправить мои кости. Затем снова сделали снимок, чтобы в этом убедиться. После этого привезли в палату, и я смог немного поспать, — рассказал белорус.
— Еще одна интересная особенность китайских больниц — это помощницы «Ай и», то есть тетушки. Они дополнительно заботятся о пациентах, но за отдельную плату. В моем случае помощница приносила мне теплую воду в чайнике каждое утро, а также сопровождала меня на разные процедуры. В больнице хватает и обычных медсестер, но они выполняют только определенные медицинские функции, — продолжает Сергей.
Операцию все-таки пришлось сделать. По словам врачей, в противном случае кости срастались бы очень долго.
— Все это заняло около двух часов. Процесс не был приятным, так как я был в сознании и ощущал все манипуляции, проводимые на костях моего плеча, включая сверление, например. Была установлена пластина, которая зафиксировала поврежденные кости в правильном положении. После операции побочных эффектов не было, однако в течение еще шести часов врачи подключали различные датчики для контроля состояния. Все это время нельзя было есть и пить. А рука ощущалась как кусок бревна, — вспоминает читатель.
Опыт, конечно, непростой, даже болезненный, но в конечном счете Сергей рад тому, как все прошло.
— Китайские врачи проделали по-настоящему хорошую работу. Это подтвердил знакомый белорусский хирург, взглянув на мои послеоперационные снимки. Думаю, не последнюю роль в этом сыграло и то, что я иностранец: мне показалось, что врачи особенно старались сделать все по высшему разряду. Также это хороший пример того, что надо смотреть не на вывеску больницы. Главное — это именно врачи и их отношение к своей работе, — считает молодой человек.
Белоруса выписали из больницы спустя три дня после операции. Впереди длительная реабилитация и еще одна операция — для того, чтобы изъять из плеча металлическую пластину.
— Конечно, ситуация не из приятных, но я не унываю, так как пути назад все равно нет. Надо набраться терпения не на один месяц. Я быстро делаю выводы и уже отказался от двухколесного друга, чтобы больше не испытывать судьбу. Всегда нужно стараться сделать работу над ошибками и правильные выводы из случившегося, — убежден собеседник.
Сергей просит всех, кто может чем-то помочь в его ситуации, связаться с ним — +86 139 2508 3093.