«Копейка» рубль бережет. Белорус восстанавливает советские автомобили и мечтает о путешествии по Европе
Tochka.by поговорила с человеком, который увлекается ремонтом советских автомобилей. Родные и близкие поняли, насколько это серьезно, и давно не задают вопросов, тем более, что они с удовольствием эксплуатируют накопленный опыт собеседника в быту.
Герой с ужасом подсчитал, что его увлечению уже 20 лет, хотя ему самому нет еще и сорока. Все началось с дедушкиной белой «копейки» 1980 года выпуска. В студенчестве Антон осознал, что ничего нового и дорогого купить не сможет, поэтому решил осваивать еще незабытое старое.
Начав с простых ремонтов, он дошел до работ практически любой сложности. Число инструментов и запчастей разрослось, со временем стало понятно, что нет таких задач, которые нельзя было бы решить.
Первый «блин» был красивым, но несчастливым
Дедушкин ВАЗ-2101 был самым несчастливым автомобилем в мире, потому что в него постоянно кто-то врезался, он все время за что-то цеплялся и оттого всегда выглядел помятым.
«Даже после того, как я его разобрал, покрасил, снова собрал, он не стал более везучим. В авто, наверное, еще раза три кто-то въезжал, когда оно просто хранилось на разных стоянках. Я решил, что больше восстанавливать не буду, поэтому продал, предупредив нового владельца о злоключениях машины и предложив пустить на запчасти», – рассказал о первом опыте автолюбитель.
Он вспомнил, как искал зеркало к своей «копейке». В классической модели оно было только слева. Уникальная деталь нашлась в США. Покупка обошлась в $100, но сэкономить получилось на доставке – знакомая лично привезла из Америки.
Подобных машин тогда ездило по Минску еще много. Но когда возникала необходимость купить бампер или крыло, выяснялось, что достать было практически невозможно или за какие-то сумасшедшие деньги.
По признанию собеседника, выгоднее было приобрести такую же машину и пустить ее на запчасти, чтобы сделать одну.
«У меня обошлось без покупки авто целиком, заплатил человеку и забрал нужные мне детали. Худо-бедно с этой задачей я справился», – уточняет Антон.
Сегодня, по его словам, все происходит как и с любыми другими машинами. Лишь кузовные части иногда бывает сложно найти, тогда он просит кого-то изготовить вручную или, если умеет, «выстукивает» сам.
Сапожник и сапоги
Вместе с «Ладой» от дедушки перешел и гараж. Со временем в нем стало тесно. Когда появилась возможность, Антон купил стоящий рядом бокс, снес стенку и начал ремонт.
Сейчас у нашего героя три ретроавтомобиля – «Победа» 1958 года, ВАЗ 1977-го и «Волга» 1978-го.
Последняя была более-менее на ходу, ее пришлось задействовать для доставки стройматериалов. Поэтому сейчас она в несколько потрепанном виде при всех других недостатках, которые могут быть у такой машины.
«Копейка» у Антона – на особом счету. Он в любом случае не позволил бы себе использовать ее как «грузовик». Не имея на тот момент своей «базы», хозяин отдал «любимицу» для покраски крыла знакомому мастеру, который благополучно ее забросил.
«Победа» и вовсе стоит на даче под Минском на колодках, законсервированная до лучших времен. Классическая ситуация сапожника без сапог, которая в ближайшее время должна сдвинуться с мертвой точки. Ремонт расширенного гаража, как бы вечно он ни длился, все же подходит к концу.
«Думаю, что через месяц буду загонять и потихоньку делать. То, что и было всегда: перебрать, перемыть, подготовить к покраске, покрасить, собрать и наслаждаться жизнью», – собеседник отводит себе на это минимум два года, но во времени себя не ограничивает.
«Ты уже мог бы купить нормальную машину»
Эту претензию Антон слышал несчитанное количество раз. И у него выработался стойкий иммунитет. Ответы зависят от того, кто это говорит. Иногда он иронизирует – «зачем мне что-то хорошее, если у меня есть лучшее». Более близких друзей фанат своего дела может «послать», и дебаты быстро заканчиваются.
Антон признается, что его «хобби» может быть дорогим удовольствием. Все зависит от педантичности мастера. Можно заглянуть на сайт по продаже авто и найти «Победу», за которую просят $40 тысяч с 95% оригинальных запчастей.
«Начинаешь вглядываться в фото, видишь, что в этой машине новодельные китайские накладки на порог с гравировкой «Победа». Она перешита какой-то непонятной экокожей, стоит магнитола, руль спортивного вида, нестандартная коробка передач. Все то, чего никогда в этой машине не было. Бесспорно, хозяин мог потратить много денег. Человек хочет $40 тысяч за свой труд, и такой подход тоже имеет право на существование. Но машина не соответствует тому, что выпускал завод», – замечает Антон.
Технологический процесс предполагает, что машину нужно разобрать до винтиков и болтиков. Отправить их и нужные детали в пескоструйный аппарат, потом на оцинковку, а некоторые – в хромировку. Каждая запчасть ищется желательно того же года на каких-нибудь складских запасах или покупается машина-донор. Пластик бережно восстанавливается или воссоздается на основе оригинала, а ткани подбираются по каталогу.
«Чтобы сделать образцовую «Победу», можно потратить $50 тысяч долларов, если не больше. Но, когда 20 лет занимаешься одним и тем же делом, то необходимость тратиться на некоторые операции отпадает. Я сам ремонтирую моторы, освоил сварку и лужение оловом для восстановления кузова. Может, у меня на это уходит больше времени, чем у профессионала. Но я никуда не тороплюсь. 20 лет на это потратил и условно могу потратить еще столько же», – иронизирует собеседник.
Родные и близкие к хобби Антона давно привыкли. Более того, обретенные навыки и нажитые за годы инструменты полезны в быту.
«Автомобиль – это симбиоз любых промышленных достижений человечества. В нем есть все: штамповка, литье, сварка, пластмасса, дерево, металл, электрика. И, когда во всем начинаешь разбираться, оказывается, что ты можешь и холодильник починить, и стиральную машину, и электропроводку подправить, и окно отрегулировать. Вот домашние с удовольствием этим и пользуются», – с улыбкой рассказывает наш герой.
«Копейка» рубль бережет
Антон полагает, что отсутствием желания заработать на этом, он отличается от тех, кто занимается восстановлением профессионально. Им приходит машина, они договариваются о сроках, обсуждают объем работ.
«У меня нет сроков. Я делаю что, как и когда хочу, ни перед кем не отчитываясь», – замечает поклонник советской автоклассики.
Он как-то прикидывал, что покраска авто на стороне обойдется в $2 тысячи, а своими силами на это уйдет около $300 долларов – так выглядит разница в конкретных цифрах.
О возможной монетизации своего дела автомастер-любитель задумается только с точки зрения возможности завести страницы в Instagram и Youtube, чтобы показывать и рассказывать людям, как проходит кропотливый процесс.
«И тоже не загадываю. Мне это нужно больше как фотовидеоальбом того, что я делаю», – подчеркнул Антон, обратив внимание, что какие-то случайные деньги приходят сами.
За 20 лет у него набрался солидный фонд запчастей. И рано или поздно наступает момент, когда чего-то слишком много или оно точно не нужно, поэтому деталь либо меняется на подходящую, либо продается, и непредвиденный заработок снова вкладывается в авто.
Также у нашего героя образовался круг знакомых, занимающихся ремонтом автомобилей, причем по всей Беларуси. Они могут делать далеко не все и порой обращаются к Антону.
Таксопарк советского периода
По признанию автолюбителя-энтузиаста, когда он был «молод, горяч и хорош собой», у него хватало фантастических идей.
«Я иногда подшучиваю над знакомыми. У меня есть форма таксиста того времени, счетчик и советская плашка. Могу подъехать в полном образе. По юности была идея набрать автомобильного «расходного» материала, организовать большой таксопарк «Крылья советов» и катать людей по ностальгии», – рассказал собеседник.
Но с течением времени он осознал, что идея, возможно, и хорошая, но волна ностальгии по СССР способна как быстро нахлынуть, так и откатиться назад.
«Люди уже привыкли к комфорту. И теперь это многим не так интересно», – заметил наш герой.
Антон предвосхитил вопрос о том, не является ли его хобби невольной пропагандой иллюзии, что в Советском союзе делали какие-то уникальные вещи, в частности, автомобили. ВАЗ, возможно, и стал достижением своего времени, но все-таки был заимствован у «Фиата».
Собеседник рассуждает вполне логично: «На вкус и цвет фломастеры разные. Кто-то в наши дни горит любовью к Средневековью, но это не значит, что человек поддерживает «святую инквизицию» и сожжение людей на костре».
И добавляет, что это просто автомобиль. Да, его делали в стране, которая себя дискредитировала и, в том числе, поэтому благополучно развалилась. А машина осталась и ездит до сих пор.
«Если кто-то из моего поколения (35+) или люди постарше видят «Волгу» или «копейку», им не приходит в голову плохо разговаривающий Брежнев, Хрущев с ботинком, Сталин или Ленин, они вспоминают беззаботное солнечное детство или время, когда ноги гнулись в коленях. Это не про идеологию, это про возможность прикоснутся к вещи, которая появилась много лет назад, когда все было хорошо при полном расцвете сил. Для меня, в первую очередь, это объект технической культуры, позволяющий посмотреть, как это делалось тогда», – ярко формирует свое отношение к советскому автопрому Антон.
Ешь, катись, люби
За 20 лет нашему герою довелось ремонтировать практически все советские машины. И он хорошо знает, как все устроено внутри у каждой. Ему уже не так нравится ездить по городу, куда более притягательными стали дальние расстояния.
В этом смысле у Антона есть мечта отправиться на «Жигулях» в путешествие по Европе и обязательно заехать в Париж, чтобы сфотографироваться под Эйфелевой башней. Эта идея возникла после того, как собеседник где-то наткнулся на фото «Порше» под главным символом столицы Франции.
Фанату своего дела захотелось провернуть это со своей «копейкой».
А на фоне подобных мыслей появилось и желание добраться на историческом автомобиле до самой крайней точки Европы в испанский городок Тарифа и на обратном пути обязательно заглянуть в Турин, чтобы показать своей «малышке», где она родилась.