«Копейка» рубль бережет. Белорус восстанавливает советские автомобили и мечтает о путешествии по Европе

Авто
Поделись с друзьями

Tochka.by поговорила с человеком, который увлекается ремонтом советских автомобилей. Родные и близкие поняли, насколько это серьезно, и давно не задают вопросов, тем более, что они с удовольствием эксплуатируют накопленный опыт собеседника в быту.

советские автомобили

Герой с ужасом подсчитал, что его увлечению уже 20 лет, хотя ему самому нет еще и сорока. Все началось с дедушкиной белой «копейки» 1980 года выпуска. В студенчестве Антон осознал, что ничего нового и дорогого купить не сможет, поэтому решил осваивать еще незабытое старое.

Начав с простых ремонтов, он дошел до работ практически любой сложности. Число инструментов и запчастей разрослось, со временем стало понятно, что нет таких задач, которые нельзя было бы решить.

Первый «блин» был красивым, но несчастливым

Дедушкин ВАЗ-2101 был самым несчастливым автомобилем в мире, потому что в него постоянно кто-то врезался, он все время за что-то цеплялся и оттого всегда выглядел помятым.

«Даже после того, как я его разобрал, покрасил, снова собрал, он не стал более везучим. В авто, наверное, еще раза три кто-то въезжал, когда оно просто хранилось на разных стоянках. Я решил, что больше восстанавливать не буду, поэтому продал, предупредив нового владельца о злоключениях машины и предложив пустить на запчасти», – рассказал о первом опыте автолюбитель.

Он вспомнил, как искал зеркало к своей «копейке». В классической модели оно было только слева. Уникальная деталь нашлась в США. Покупка обошлась в $100, но сэкономить получилось на доставке – знакомая лично привезла из Америки.

советские автомобили

Подобных машин тогда ездило по Минску еще много. Но когда возникала необходимость купить бампер или крыло, выяснялось, что достать было практически невозможно или за какие-то сумасшедшие деньги.

По признанию собеседника, выгоднее было приобрести такую же машину и пустить ее на запчасти, чтобы сделать одну.

«У меня обошлось без покупки авто целиком, заплатил человеку и забрал нужные мне детали. Худо-бедно с этой задачей я справился», – уточняет Антон.

Сегодня, по его словам, все происходит как и с любыми другими машинами. Лишь кузовные части иногда бывает сложно найти, тогда он просит кого-то изготовить вручную или, если умеет, «выстукивает» сам.

Сапожник и сапоги

Вместе с «Ладой» от дедушки перешел и гараж. Со временем в нем стало тесно. Когда появилась возможность, Антон купил стоящий рядом бокс, снес стенку и начал ремонт.

советские автомобили

Сейчас у нашего героя три ретроавтомобиля – «Победа» 1958 года, ВАЗ 1977-го и «Волга» 1978-го.

Последняя была более-менее на ходу, ее пришлось задействовать для доставки стройматериалов. Поэтому сейчас она в несколько потрепанном виде при всех других недостатках, которые могут быть у такой машины.

«Копейка» у Антона – на особом счету. Он в любом случае не позволил бы себе использовать ее как «грузовик». Не имея на тот момент своей «базы», хозяин отдал «любимицу» для покраски крыла знакомому мастеру, который благополучно ее забросил.

«Победа» и вовсе стоит на даче под Минском на колодках, законсервированная до лучших времен. Классическая ситуация сапожника без сапог, которая в ближайшее время должна сдвинуться с мертвой точки. Ремонт расширенного гаража, как бы вечно он ни длился, все же подходит к концу.

«Думаю, что через месяц буду загонять и потихоньку делать. То, что и было всегда: перебрать, перемыть, подготовить к покраске, покрасить, собрать и наслаждаться жизнью», – собеседник отводит себе на это минимум два года, но во времени себя не ограничивает.

«Ты уже мог бы купить нормальную машину»

Эту претензию Антон слышал несчитанное количество раз. И у него выработался стойкий иммунитет. Ответы зависят от того, кто это говорит. Иногда он иронизирует – «зачем мне что-то хорошее, если у меня есть лучшее». Более близких друзей фанат своего дела может «послать», и дебаты быстро заканчиваются.

Антон признается, что его «хобби» может быть дорогим удовольствием. Все зависит от педантичности мастера. Можно заглянуть на сайт по продаже авто и найти «Победу», за которую просят $40 тысяч с 95% оригинальных запчастей.

«Начинаешь вглядываться в фото, видишь, что в этой машине новодельные китайские накладки на порог с гравировкой «Победа». Она перешита какой-то непонятной экокожей, стоит магнитола, руль спортивного вида, нестандартная коробка передач. Все то, чего никогда в этой машине не было. Бесспорно, хозяин мог потратить много денег. Человек хочет $40 тысяч за свой труд, и такой подход тоже имеет право на существование. Но машина не соответствует тому, что выпускал завод», – замечает Антон.

Технологический процесс предполагает, что машину нужно разобрать до винтиков и болтиков. Отправить их и нужные детали в пескоструйный аппарат, потом на оцинковку, а некоторые – в хромировку. Каждая запчасть ищется желательно того же года на каких-нибудь складских запасах или покупается машина-донор. Пластик бережно восстанавливается или воссоздается на основе оригинала, а ткани подбираются по каталогу.

«Чтобы сделать образцовую «Победу», можно потратить $50 тысяч долларов, если не больше. Но, когда 20 лет занимаешься одним и тем же делом, то необходимость тратиться на некоторые операции отпадает. Я сам ремонтирую моторы, освоил сварку и лужение оловом для восстановления кузова. Может, у меня на это уходит больше времени, чем у профессионала. Но я никуда не тороплюсь. 20 лет на это потратил и условно могу потратить еще столько же», – иронизирует собеседник.

Родные и близкие к хобби Антона давно привыкли. Более того, обретенные навыки и нажитые за годы инструменты полезны в быту.

«Автомобиль – это симбиоз любых промышленных достижений человечества. В нем есть все: штамповка, литье, сварка, пластмасса, дерево, металл, электрика. И, когда во всем начинаешь разбираться, оказывается, что ты можешь и холодильник починить, и стиральную машину, и электропроводку подправить, и окно отрегулировать. Вот домашние с удовольствием этим и пользуются», – с улыбкой рассказывает наш герой.

«Копейка» рубль бережет

Антон полагает, что отсутствием желания заработать на этом, он отличается от тех, кто занимается восстановлением профессионально. Им приходит машина, они договариваются о сроках, обсуждают объем работ.

«У меня нет сроков. Я делаю что, как и когда хочу, ни перед кем не отчитываясь», – замечает поклонник советской автоклассики.

Он как-то прикидывал, что покраска авто на стороне обойдется в $2 тысячи, а своими силами на это уйдет около $300 долларов – так выглядит разница в конкретных цифрах.

О возможной монетизации своего дела автомастер-любитель задумается только с точки зрения возможности завести страницы в Instagram и Youtube, чтобы показывать и рассказывать людям, как проходит кропотливый процесс.

«И тоже не загадываю. Мне это нужно больше как фотовидеоальбом того, что я делаю», – подчеркнул Антон, обратив внимание, что какие-то случайные деньги приходят сами.

За 20 лет у него набрался солидный фонд запчастей. И рано или поздно наступает момент, когда чего-то слишком много или оно точно не нужно, поэтому деталь либо меняется на подходящую, либо продается, и непредвиденный заработок снова вкладывается в авто.

Также у нашего героя образовался круг знакомых, занимающихся ремонтом автомобилей, причем по всей Беларуси. Они могут делать далеко не все и порой обращаются к Антону.

Таксопарк советского периода

По признанию автолюбителя-энтузиаста, когда он был «молод, горяч и хорош собой», у него хватало фантастических идей.

«Я иногда подшучиваю над знакомыми. У меня есть форма таксиста того времени, счетчик и советская плашка. Могу подъехать в полном образе. По юности была идея набрать автомобильного «расходного» материала, организовать большой таксопарк «Крылья советов» и катать людей по ностальгии», – рассказал собеседник.

Но с течением времени он осознал, что идея, возможно, и хорошая, но волна ностальгии по СССР способна как быстро нахлынуть, так и откатиться назад.

«Люди уже привыкли к комфорту. И теперь это многим не так интересно», – заметил наш герой.

Антон предвосхитил вопрос о том, не является ли его хобби невольной пропагандой иллюзии, что в Советском союзе делали какие-то уникальные вещи, в частности, автомобили. ВАЗ, возможно, и стал достижением своего времени, но все-таки был заимствован у «Фиата».

Собеседник рассуждает вполне логично: «На вкус и цвет фломастеры разные. Кто-то в наши дни горит любовью к Средневековью, но это не значит, что человек поддерживает «святую инквизицию» и сожжение людей на костре».

И добавляет, что это просто автомобиль. Да, его делали в стране, которая себя дискредитировала и, в том числе, поэтому благополучно развалилась. А машина осталась и ездит до сих пор.

«Если кто-то из моего поколения (35+) или люди постарше видят «Волгу» или «копейку», им не приходит в голову плохо разговаривающий Брежнев, Хрущев с ботинком, Сталин или Ленин, они вспоминают беззаботное солнечное детство или время, когда ноги гнулись в коленях. Это не про идеологию, это про возможность прикоснутся к вещи, которая появилась много лет назад, когда все было хорошо при полном расцвете сил. Для меня, в первую очередь, это объект технической культуры, позволяющий посмотреть, как это делалось тогда», – ярко формирует свое отношение к советскому автопрому Антон.

Ешь, катись, люби

За 20 лет нашему герою довелось ремонтировать практически все советские машины. И он хорошо знает, как все устроено внутри у каждой. Ему уже не так нравится ездить по городу, куда более притягательными стали дальние расстояния.

В этом смысле у Антона есть мечта отправиться на «Жигулях» в путешествие по Европе и обязательно заехать в Париж, чтобы сфотографироваться под Эйфелевой башней. Эта идея возникла после того, как собеседник где-то наткнулся на фото «Порше» под главным символом столицы Франции.

Фанату своего дела захотелось провернуть это со своей «копейкой».

А на фоне подобных мыслей появилось и желание добраться на историческом автомобиле до самой крайней точки Европы в испанский городок Тарифа и на обратном пути обязательно заглянуть в Турин, чтобы показать своей «малышке», где она родилась.

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля