Белорус восстановил Opel Askona 1982 г. в., чтобы ездить и наслаждаться
В центре публикации av.by будет как 42-летний Opel Askona, так и его обладатель, своими силами восстановивший немецкий седан, — известный автомоделист Вадим Покровский. Итак, начнём!
«В девяностые Askona встречалась в каждом минском дворе!»
Вадима Покровского знают как автомоделиста не только в Беларуси, но и далеко за её пределами. С необходимым для изготовления миниатюр педантизмом он выпустил точные копии (в разных масштабах) многих машин мирового автопрома. Чаще — советского. Большое количество экземпляров его авторства находится в коллекции Сергея Мухлаева, давнего друга Вадима и директора центра антикоррозийной защиты, где мы встречаемся для осмотра Opel Askona.
— Интересных и любимых мною моделей было сделано немало, — скромничая, начинает белорус. — Реконструировал в миниатюре экспериментальный гоночный МАЗ-1500, о котором многие даже не слышали, а также «Победу» в футуристичном облике (серебристый цвет кузова) — всё по архивным фото и газетным вырезкам. Раллийные Ижи, «Москвичи», ВАЗы и ГАЗы с высокой детализацией.
— Был момент, когда я увлёкся идеей сделать модели автобусов из белорусских художественных фильмов, которые запомнились с детства. К примеру, из ленты «Водитель автобуса», снятой «Беларусьфильмом». Изучал кинокартину пошагово, покадрово и долгое время. Получилось воспроизвести машину до мельчайших деталей: есть занавески внутри, надписи, уплотнители окон, белые чехольчики на сиденьях, водительская фуражка и даже газета.
От диалога про автомоделирование плавно переходим к Opel Askona, ставшей первым ретроавтомобилем, восстановлением которого Вадим решил заняться.
— Когда вспоминаю начало девяностых и первые иномарки, появившиеся в Беларуси, в числе прочих в голову приходит силуэт «Асконы». В те годы их было очень много — встречались едва ли не в каждом дворе, хотя до наших дней живых экземпляров практически не дошло. Opel не славился хорошей антикоррозийной устойчивостью.
— Восстанавливаю постепенно и своими силами Opel Askona уже не первый год, а держу седан в качестве машины выходного дня, летней эксплуатации. Доставляет огромное удовольствие ездить на ней, участвовать в ретропробегах и выставках. Зачастую люди подходят со словами: «У меня когда-то такая была». Представьте, у какого количества водителей она осталась в памяти! Хотя модель нельзя назвать технически революционной — она простая, необычайно ремонтопригодная и надёжная.
В своё время автомобильная пресса характеризовала её так: «Много машины за небольшие деньги». И это правда, ведь она была доступной рядовому немецкому рабочему. В 1982-м «Аскона» заняла первое место в ФРГ по объёмам продаж среди всех марок.
— Машину нашёл случайно по объявлению за смешные деньги — около 800 рублей, хотя и в аварийном состоянии. Смятые в гармошку заднее левое крыло и пассажирская дверь, панель крышки багажника… Прежде всего в порядок приводился кузов, и это была первая сварка в истории данной «Асконы». Попросту не нашли признаков предыдущего кузовного ремонта, хотя перекрашивался автомобиль неоднократно.
Немецкий седан приводится в движение 1,8-литровым бензиновым мотором с карбюратором. Коробка передач — механическая «пятиступка», правда, доподлинно неизвестно, заводская ли она.
— Едет «Аскона» очень бодро, на ходу ничем не отличается от любого современного автомобиля. Естественно, на первых этапах восстановления пришлось повозиться с карбюратором и другими характерными «болячками» модели. К примеру, торпеда (центральная панель) попросту треснула, и это рядовая ситуация для Askona тех лет. У меня в наличии есть целая донорская, но пока не доходят руки до переустановки. Чтобы трещины не портили эстетическое восприятие, пришлось прибегнуть к флокированию.
Ещё одно слабое место — датчик топлива. Полгода ушло на поиск, который закончился успешно: поставили бак от дизельной машины с рабочим датчиком.
— Стилизацию под расцветку Opel Motorsport делал в качестве дани уважения, ведь в 1982-м (а это год выпуска моего седана) Вальтер Рёрль выиграл чемпионат мира по ралли как раз на моноприводной «Асконе». Почему это важное событие? Со следующего года в мировых соревнованиях побеждали машины только с полным приводом.
— Если обратить внимание на передние крылья, то увидите шильды Berlina. Насколько удалось вычитать в истории, некоторые комплектации Askona получали такое обозначение. Из интересных особенностей — родной велюровый салон, который очень хорошо сохранился, а также карманы на дверных картах. Честно говоря, увидел такие впервые! Уже после узнал, что они тоже применялись в некоторых комплектациях.
В багажнике находится удивительным образом сохранившаяся оригинальная «запаска»
— В какой момент перестали считать затраты? Те, кто занимается восстановлением, частенько бросают вести калькуляцию…
— Наверное, года два я ещё записывал вложения, а потом прекратил. Зачем? Пускай нервная система будет здоровее, — улыбается Вадим. — Хотя друзья-реставраторы меня изначально отговаривали от подсчётов — делились мудрым советом.
— Со своей главной задачей я справился: Opel Askona не утратила свою аутентичность. Даже 13-дюймовые диски General Motors оригинальные! При этом не могу назвать седан музейным экспонатом — он таковым не является и даже не планировался. Мой проект — для души и призван приносить радость мне и окружающим. Если задаваться целью провести полную реставрацию, то в смете будут указаны астрономические суммы.
«Удивительно, что все двери в идеальном состоянии»
Пообщавшись с владельцем Opel Askona, мы переместили машину на подъёмник центра антикоррозийной защиты KROWN, где специалист сервиса Денис Зудов уже готов осматривать кузов 42-летнего «немца».
— Довольно характерная особенность старых автомобилей — отсутствие полноценного подкрылка в передних колёсных арках. Если рассматривать эту машину для всесезонной и ежедневной эксплуатации, то стоит учитывать: кузовные лонжероны, места креплений опоры амортизаторов никак не защищены. Соответственно, зимой туда будет забиваться соль с песком и грязью. Поскольку осматриваемый экземпляр исключительно летнего использования, ему это необходимо в меньшей степени.
— В арке видим следы небольшого кузовного ремонта, локального. Машине 42 года, потому совершенно неудивительно находить его по ходу осмотра. Хорошо, что владелец прикладывает усилия и финансы для того, чтобы автомобиль сохранялся в таком состоянии как можно дольше.
— Наблюдаются небольшие вздутия лакокрасочного покрытия, а также нанесённый неравномерно антигравийный состав. С точки зрения практичности это работает и выполняет свою функцию.
Видим маленькую трещинку — вероятно, порог слегка шпатлевался. Совсем некачественный кузовной ремонт проявляется в первые месяцы. Если здесь по прошествии нескольких лет ещё ничего не вылезло, значит, сделано более-менее неплохо.
— На внутренней части двери есть очаги коррозии. Дренажные отверстия аккуратненько спрятаны на нижней кромке, а металл вокруг них ещё абсолютно живой. К дверям применялся кузовной ремонт с внутренней стороны, однако пока элементы в пристойном состоянии, то есть нет причин их менять. Рекомендация — стараться обрабатывать двери.
По кромке колёсной арки видим заводскую точечную сварку, а значит, элемент не подвергался ремонту с применением сварки.
— Достаточно неприятный момент — под уплотнительной резинкой дверного проёма скапливалась влага, которая привела к образованию налёта коррозии. Чтобы в будущем не прибегать к сварочным работам, стоит зачистить это место, загрунтовать и окрасить.
По внешним признакам — не совсем ровный шов — подтверждаются слова владельца про ремонтную зону заднего левого крыла, пострадавшего в ДТП у прошлых хозяев.
— В задних колёсных арках нанесён барьерный мастичный антикоррозийный состав, из-за чего визуально создаётся впечатление, будто зона живая. Тем не менее видим небольшую прямоугольную латку.
— К каждому кузовному элементу есть замечания, имеются огрехи в плане качества выполнения ремонта. При этом, что удивительно, все двери в идеальном состоянии. Нечастая ситуация для 42-летней машины — подобное делает комплимент «Асконе». Передняя колёсная арка ремонту не подвергалась.
— Достаточно интересный момент — у Opel Askona верхнее расположение рулевых тяг. Мы часто видим такую конструктивную особенность у старых «Мерседесов»: вполне актуальное решение для тех лет.
«Спасает отсутствие зимней эксплуатации, первая поездка по солям приговорит кузов»
От внешнего осмотра переходим к изучению машины снизу, для чего приподнимаем её.
— На днище достаточно обильный слой ржавчины. Присутствует заводской слой антигравийного покрытия, которое сейчас уже не несёт никакой функции: высохло, потрескалось и отслоилось. Предполагаю, местами под ним обнаружится сквозная коррозия. Два таких участка мы идентифицировали — симметричные, к слову. Хотя общее состояние днища приличное, то есть авто ещё поездит.
— В задней части видим ремонтную зону, где применялась сварка. Поверх было наклеено стекловолокно — один из бюджетных способов починки, хотя эстетику слегка нарушает. Правая сторона поживее. Даже без эндоскопа можно заглянуть в полость лонжеронов и увидеть, что коррозия присутствует внутри самого короба.
— К слову, свесы лонжеронов и стаканы крепления передних амортизаторов целые, что достаточно необычно, учитывая возраст.
— Отчасти машину спасает отсутствие зимней эксплуатации. Первая поездка по соляным реагентам приговорит кузов уже к весне. Сложно оценивать, какие вложения потребует автомобиль, ведь первоначально нужно отталкиваться от целей и планов, которые преследует владелец Opel Askona.
— Когда смотришь на седан в нескольких метрах от него, ожидаешь немного иной картинки снизу. С другой стороны — цена вопроса. Если Opel Askona изначально не стоил как выставочный экземпляр, то такое восстановление его своими силами имеет право на жизнь. Возможно, даже открывает второе дыхание старому «немцу». В Беларуси их остались считаные единицы.