Превратить своё увлечение в прибыльный бизнес — это ли не мечта? Наш сегодняшний герой рискнул воплотить её в жизнь! Что из этого вышло — читайте в материале av.by!
Началось всё с покупки мотоцикла…
— Я имею образование тренера по автомобильному спорту и соответствующий опыт работы. Но тема мотокросса мне также всегда была интересна, — признаётся Николай. — Что привлекло меня в этом спорте? В первую очередь — возможность постоянного развития: в мотокроссе нет личностного потолка. Скажем так, если на кольцевых гонках на автомобиле или картинге «решает» техника, то в мотоспорте — сам пилот, его навык и уровень вождения.
— В 2020 году я купил себе кроссовый мотоцикл и начал заниматься. Не профессионально, а так, для себя. Тем не менее я понимал, что мне необходим тренер, и начал искать такого человека. И оказалось, что инструкторов по мотокроссу у нас нет, трассы нет, да и вообще направление это в городе не развито, условия для занятий не созданы.
— С группой единомышленников мы нашли старую трассу и стали её восстанавливать. Однако оказалось, что обслуживать кроссовую трассу за собственные средства достаточно накладно. Так вскоре родилась идея организовать прокат мотоциклов. И основной целью открытия такого бизнеса было развитие культуры мотоспорта в городе, создание любительской команды и инфраструктуры, взаимодействие с местными исполнительными органами.
— Ведь это очень важно! Приведу простой пример. В любом городе есть ребята, которые любят погонять по городским улицам ночью. При этом они автоматически становятся правонарушителями, подвергают опасности себя и других, часто тревожат горожан. А ведь, возможно, они не стали бы этого делать, если б в городе были созданы условия для гонок и специально отведённые для этого места. Одной из первостепенных задач нашего проката стала организация базы для занятий, чтобы у людей было право выбора: участвовать дальше в запрещённых уличных гонках либо заниматься на специальной трассе.
8 маршрутов протяжённостью более 20 км
— Хотелось проверить, насколько это жизнеспособная идея вообще. Но, признаюсь, изначально не было даже понимания, с чего следует начинать и как работать… Большое внимание было уделено выбору места организации проката. Мототехника достаточно шумная, плюс часто маршруты малой протяжённости не удовлетворяли потребностям. Мы рассматривали разные варианты и остановились на территории промзоны, где раньше был военный городок. Первое время накатывались маршруты с учётом того, чтобы наши занятия не тревожили граждан, ведь это городская зона отдыха, а рядом находится дачное товарищество. Мы прекрасно понимали: ни один бизнес не будет работать, если он мешает людям.
— Маршруты были сделаны в основном из существующих протоптанных людьми тропинок. Мы старались максимально вписаться в естественную среду, не нарушая её. В процессе подготовки площадки и трассы пришлось лишь очистить территорию: убрать ветки, поваленные деревья, вывезти строительный мусор. Всего у нас получилось восемь маршрутов общей протяжённостью более двадцати километров. Есть лайтовые участки и более сложные секции, на которых встречаются спуски, подъёмы, песок и вода.
— Также мы арендовали землю, где оборудовали тренировочную площадку и поставили два вагончика: в одном хранится и обслуживается техника, другой предназначен для переодевания клиентов. Да, можно было бы взять в аренду помещения, но эта существенная статья расходов, естественно, сказалась бы на стоимости проката. Мы же стремились сделать его доступным, поэтому приняли решение обойтись простыми вагончиками. Большинство наших клиентов всё устраивает. Хотя, конечно, определённую часть целевой аудитории мы теряем, ведь некоторым нужна эта красивая картинка: кофемашина, кожаный диван, плейстейшн… На наш взгляд, этот пафос ни к чему.
«Одна серьёзная травма клиента сразу же поставит крест на идее»
— Что касается техники, это всё китайский рынок. Но и здесь мотоцикл мотоциклу рознь! Как минимум есть различные ценовые категории. Мы пробовали разные мотоциклы, но остановились на двух марках: BRZ и BSE. Эти мотоциклы далеко не самые дешёвые, находятся в верхнем ценовом диапазоне, но они отлично себя зарекомендовали. Большой плюс в их ремонтопригодности и наличии запчастей, что также немаловажно, чтобы техника не простаивала.
— Основной упор мы сделали на безопасность. Мотоцикл — это средство повышенной опасности. Мы прекрасно понимали: одна серьёзная травма у первого клиента сразу же поставит крест на нашей идее. Благодаря тренерскому образованию удалось разработать собственную методику обучения, которая уже стала нашей «фишкой». Любое занятие начинается с инструктажа и практических упражнений на площадке. Методика отработана и эффективна, она позволяет минимизировать риск травмирования клиентов.
— Также мы закупаем достаточно дорогостоящую экипировку. Ботинки хорошего класса защиты стоят от 500 евро за пару, штаны — в районе 100 евро, ещё в 150 долларов обойдётся шлем и защита груди. Наколенники и перчатки — это вообще расходный материал.
— Вот основные моменты подготовки проката к открытию. Официально он начал работать весной 2022 года. Вид деятельности — индивидуальное предпринимательство. В штате у нас два сотрудника. Ну стоимость проката 55—65 рублей за час, в зависимости от типа мотоцикла…
«Начинать оптимально с пяти мотоциклов»
— На сегодняшний день сколько финансовых средств вы уже вложили в своё дело на двух колёсах?
— Уже более $30 000.
— А для старта в этой сфере какой суммы будет достаточно?
— Что ж, давайте прикинем. Начинать оптимально с пяти мотоциклов, чтобы хватило для инструктора и небольшой компании. Средний бюджет — 2 500 долларов за единицу техники. Ещё несколько тысяч условных уйдёт на покупку экипировки и организационные моменты. То есть 15—20 тысяч долларов для старта нужно иметь.
— Когда с такими затратами реально выйти на самоокупаемость?
— На это потребуется года два.
— То есть вы уже вышли в плюс? И можно сказать, что у вас всё-таки получилось превратить любимое хобби в работающий бизнес?
— Да, это так, моё дело уже приносит чистую прибыль.
— Раскроете секрет успеха?
— Наверное, он кроется в том, что мы всегда с пониманием относимся к клиентам. Важно уловить, что человеку нужно, зачем он к нам пришёл: поучиться, просто покататься или эффективно потренироваться. Некоторые девушки, например, приходят за контентом. В таком случае мы предлагаем экипировку поярче, едем в красивое место и помогаем сделать удачные фото. По итогу клиент счастлив.
«Многие из тех, кто открывал похожий прокат, — наши клиенты»
— Есть и другие мелочи, из которых тем не менее складывается общее впечатление о нас. Например, мы всегда выдаём клиентам одноразовые носки и бахилы. В жару после тренировки предлагаем воду или мороженое. На дни рождения дарим мерчи. Всё это недорого стоит, но людям приятно.
— Ваши клиенты — кто они?
— Это люди с активной жизненной позицией в возрасте 20—35 лет. В равных долях как мужчины, так и женщины, с небольшим перевесом в сторону первых. Однако тенденция такова, что всё чаще нашими клиентами становятся девушки. Только за прошлый год мы обучили более трёхсот представительниц прекрасного пола. К слову, зачастую они куда более ответственны, нежели парни, и быстрее обучаются.
— В общем, спрос на аренду мототехники есть, но рождает ли он новые предложения? Иными словами, есть ли конкуренция в этой сфере?
— Часто конкуренты появляются и пропадают. Люди заходят в тему, думают, что это просто, но уже через год закрываются. Многие из тех, кто открывал прокат, — наши клиенты, решившие пойти теми же путями, что и мы. Бывало, даже тексты наших постов забирали, копировали прейскуранты и названия услуг. Я отношусь к этому спокойно. На сегодняшний день наш прокат мотоциклов не единственный в городе, но у нас, совершенно точно, есть определённые преимущества. Часто клиенты говорят нам, мол, были в другом прокате, там даже ботинки не выдали. Или приходит человек после занятий у конкурентов и не может даже тронуться. Вопрос: как и чему его там учили?
— Но наверняка и у вас не всё всегда шло в бизнесе гладко? Расскажите о проблемах и промахах, если они были.
— Проблемы, конечно, бывают. Например, часто нашу репутацию портят райдеры на личных мотоциклах. Сами понимаете, для некоторых правила не писаны. Шумят, какие-то ямы копают, пугают местное население и отдыхающих. Естественно, люди всегда идут жаловаться к нам на прокат, хоть мы тут и ни при чём. Приходится решать такие вопросы.
«Два замечания — и занятие окончено!»
— Зачастую возникают сложности и в работе с клиентами. Так, многие не осознают всей опасности и сложности управления мотоциклом, игнорируют правила безопасности и инструктажи. Как я уже говорил, мы уделяем большое внимание безопасности. Наш принцип: лучше недовольный клиент, но целый! Поэтому на сегодняшний день, если человек игнорирует технику безопасности, мы работаем так: два замечания — и занятие окончено.
— Что касается промахов, от них тоже никто не застрахован. Жаль, что нет какого-то готового образца работы. Приходится действовать методом проб и ошибок. Так, однажды мы решили дополнить прокат квадроциклами. Купили четыре единицы техники. И что в итоге? На сегодняшний день они не в работе из-за отсутствия запчастей. Не выдержали даже один сезон! Такой техники сейчас много, но неясно, что из этого разнообразия является работоспособным. А поставщиков запчастей для квадроциклов у нас и вовсе нет. Возможно, через пару лет эти нюансы устранятся. Но на данный момент для нас это в первую очередь проблема репутации, ведь часть клиентов успела привыкнуть к наличию квадроциклов, но их спрос мы удовлетворить пока не можем.
— Мотокросс — довольно опасное занятие. Случались ли у ваших клиентов серьёзные травмы во время занятий?
− К сожалению, и такие неприятные инциденты имели место быть. Опять-таки, всегда травмы были результатом жёсткого пренебрежения техникой безопасности и игнорирования предупреждений инструктора. В таком случае человек прекрасно понимает, что сам виноват. К нам ни разу не было претензий.
— А техника часто ломается? Кто занимается её ремонтом и обслуживанием?
— На данный момент у нас в прокате 12 мотоциклов. Ломается что-то каждый день! Ремонт осуществляем собственными силами. Стоит отметить, что часто поломки техники случаются в результате халатного отношения клиентов, например, некоторые специально бросают мотоцикл. Есть в эндуро такое понятие, как «курва» — когда едешь на подъём, не можешь дотянуть и тогда накручиваешь газ, бросаешь сцепление, и мотоцикл вылетает из-под тебя вверх и падает об землю. Для людей, которые такое у нас исполняют, часто оказывается открытием, что по договору аренды клиент оказывает полное материальное возмещение нанесённого ущерба.
— Прокат мототехники приносит постоянный доход или это всё-таки сезонный бизнес?
— Пик, конечно, приходится на тёплое время года — в период с мая по сентябрь. Но работаем мы круглый год. Есть у нас клиенты, которым важно тренироваться и развиваться постоянно. Дождь, снег, мороз… Мы ездим в любую погоду! Чем хуже условия, тем лучше для развития навыков!