Привычно считать, что дальнобойщики — это исключительно мужская профессия. Однако витеблянка Полина Манкевич уже больше года уверенно рулит фурой по дорогам Европы, доказывая: гендер здесь не помеха. За спиной — сотни километров, рейсы в Германию, Польшу, Литву и даже заезды в Скандинавию. Её работа — не просто вождение, а ежедневный вызов стереотипам, ведь не каждый готов увидеть за баранкой тягача девушку в кабине.
Полина рассказала, как принимали её в мужском коллективе, с каким удивлением и скепсисом она сталкивалась поначалу и как постепенно завоевала уважение коллег. Она рассказывает о нелёгких маршрутах, ночных стоянках и тёплых жестах от других водителей. Её история — не просто профессиональный путь, а пример смелости, уверенности и умения быть собой в профессии, где главное — не пол, а мастерство и выдержка.
«Казалось, рулить — это не для меня»
— Как ты стала дальнобойщицей?
— Я никогда не считала себя водителем. За четыре года после получения прав я села за руль легковой машины всего несколько раз и каждую поездку заканчивала в слезах от страха. Мне казалось, что рулить — это не для меня.
— Я училась в университете на тренера и собиралась работать по специальности. Но потом с уже бывшим парнем решили, что поедем вместе в Европу работать дальнобойщиками в тандеме.
— Я получила категорию CE, и мы поехали учиться в Польшу. После обучения договорились, что он сначала простажируется сам, а я подожду дома полгода, а потом он возьмёт меня.
Мы расстались — и тут приходит смс: либо увольняйся, либо едь работать одна. У меня началась паника — я боялась руля, а никто из родных даже не знал, что у меня есть права. Все думали, что я еду как пассажир, как домохозяйка.
— Я попросила время подумать, а потом написала: если найдёте женщину-наставницу, то я готова ехать. Наставницу нашли. Но прямо перед стажировкой у меня случилась истерика.
Помню, сидела в коридоре и плакала. Пришёл папа, испугался: «Что случилось?» Я говорю: «Завтра уезжаю в Польшу». Он спрашивает: «С парнем?» Отвечаю: «Нет, мы расстались». Папа: «А куда едешь?» Я сказала, что расскажу позже. Он поддержал меня, не зная, куда я еду.
— На стажировке в первый день я боялась просто ехать прямо. Плакала. Наставница пересадила меня на пассажирское, угощала шоколадками, говорила: «Как будешь готова — скажешь».
Дала себе слово пройти стажировку и совершить хотя бы один самостоятельный рейс, чтобы понять, моё это или нет. Ведь одно дело ездить с кем-то, когда подсказывают и помогают. Другое — быть наедине с дорогой и отвечать за всё самой. И вот уже год работаю самостоятельно.
— А как папа отреагировал, когда узнал, куда ты в итоге поехала?
— Папа мной гордится. Когда у меня была категория В, то про сесть за руль даже речи не шло, а сейчас он хвалится, что у него есть личный водитель. «А вы вообще знаете, кем работает моя дочь? Дальнобойщиком!» Дедушка в шоке был и сказал: «Может, тебе это не надо? Подумай 500 раз, ты что, сдурела?» У него в голове сразу были плохие мысли.
«Первый раз в жизни я одна за рулём — и сразу на фуре»
— Какие были первые впечатления, когда начала работать?
— Во время стажировки мне было страшно каждый день. Я совершенно не чувствовала машину. Наставница говорила, что меня тянет вправо, к обочине. Это была её вторая каденция, и она практически не спала — всё время следила в зеркала, боялась, что я не справлюсь. А после моей смены ей самой приходилось садиться за руль.
— При этом работу с документами я сразу освоила — этот процесс мне понравился, но вождение давалось тяжело. Помню свой выезд с базы — ужас и паника. На кольце ехала километров 5 в час. Через полчаса за рулём до меня дошло: я одна в машине. Первый раз в жизни я одна за рулём — и сразу на фуре. Начала разговаривать сама с собой: «Я смогла. Я смогла. Ура!» Было очень страшно.
— За сколько привыкла к машине?
— Через пару недель самостоятельных поездок я уже чувствовала габариты. Но парковаться было сложновато. И вот многие коллеги, которые видели, что за рулём девушка, сами выходили и начинали помогать. А если никого рядом нет, то выходишь из машины и смотришь, куда ты едешь. Главное — не ехать слишком уверенно. Так можно приехать куда-нибудь не туда.
«Ты должна дома варить борщи, свою молодость гробишь»
— С какими стереотипами ты сталкиваешься чаще всего в отношении тебя как водителя фуры?
— Загрузила в Tik-Tok видео, а оно залетело на полтора миллиона. И комментарии там разделились на два лагеря: от «ты молодец» до «девочке за рулём не место», «ты должна дома варить борщи», «ты свою молодость там гробишь».
— А у меня молодости и детства, считай, не было. Я с 7 до 19 лет занималась профессиональным спортом — прыжками на батуте. У меня было две тренировки в день, один выходной в неделю, отпуск две недели в году. Я здесь, на работе, себя чувствую свободнее, чем раньше.
— Так вот, в основном все нормально к этому относятся. Когда я сижу в кабине с зашторенными окнами и кто-то стучит — попросить помощи или что-то уточнить — он не знает, кто внутри. Я открываю шторку, и тут же вопрос: «А где папа? Или муж?» Я отвечаю: «Никого нет. Я одна». И сразу: «А тебе вообще 18 есть?» Есть. Осенью 25.
— В целом отношение позитивное — особенно от тех, кто уже знает меня. Когда ездила подавать документы на визу, слышала: «Ой, Полина! Мне про тебя рассказывали!» И это приятно. А те, кто ворчит, — это, как правило, те самые «дальнобойщики с животами», что сидят в кабине по 45 часов, употребляют спиртное и не выходят даже прогуляться.
Они часто спрашивают: «А ты деньги вообще домой привозишь?» Потому что я постоянно где-то: на выходных гуляю, могу за 30 км на море съездить или пройти 10 км пешком — для меня это норма. Я не умею сидеть взаперти.
— И да — я трачу деньги. Потому что я молодая. И не хочу однажды в старости сидеть с мыслями: «Пропустила молодость, а могла бы поехать на морюшко, погулять». Но сидела и ничего не делала.
А ворчливые водители, у которых дома семья, жалуются: «Как тяжело работать… Я устал… Дети… Дай отдохнуть». Но тут девочка в TikTok показывает, что жизнь может быть яркой, простой и весёлой. Её видео — как контраст. И это им неприятно. Потому что им сложно поверить, что можно иначе.
На автобане снесли зеркало, в Румынии просили взятку
— Как справляешься с длительностью поездок, одиночеством и усталостью?
— Самое трудное — это разлука с родными. Первый месяц — на кураже, энтузиазм держит. А потом тянет домой, к своим. Последние недели — это уже борьба с собой. Говорю с родными — слёзы наворачиваются.
— Каденция теперь минимум 75 дней. Раньше было легче: 58, потом 60. Сейчас — почти два с половиной месяца в дороге. Физически вообще ничего сложного нет. Если что-то случается, всегда есть сервис. Если колесо лопнет, то или найду коллегу, который рядом и поможет, или на сервис обращусь. Я сама колесо не откручу. Я пыталась. У меня не получилось: оно тяжёлое.
Из модели в дальнобойщицы. Белоруска рассказала, каково быть девушкой в мужском автомире
— Какие качества должны быть у дальнобойщика?
— Сильный характер. Если бы не спорт, я бы вряд ли одна смогла ездить. Мне бы просто не хватило морального духа. Потому что было очень тяжело первый месяц. И, как сказала моя наставница, с тобой за первую каденцию случилось столько, сколько со мной за год не случалось.
— Потому что бывают ситуации, когда есть всего пара секунд, чтобы принять правильное решение. И если суетиться, то это может привести к плачевным ситуациям. Допустим, рабочий навигатор ведёт под знак, и ты должен успеть за секунду понять, куда тебе ехать. Если поедешь под знак, будешь суетиться и считать, мол, навигатор так повёл, то может случиться погоня с вертолётом, как в фильмах.
Ещё у меня ДТП было на первой каденции. Мне снесли водительское зеркало прямо на автобане. Это был мой третий день за рулём. И я даже не знаю: это было специально или просто водитель не заметил. Потому что бывает такое, что человек сидит в телефоне или засыпает. Мог легко «хвостом» вильнуть.
— Потом меня отправили в Румынию, где цыгане ломились в кабину с палками. Проснулась я на платном паркинге, шторы отодвигаю — и вижу стадо коров. Рядом женщина с детьми, они этих коров пасут. Она начинает что-то мне показывать, а дети подходят ближе, просят деньги, начинают стучаться в кабину, дергают за дверь, пытаются открыть. Но у меня всё закрыто было. Завожу фуру, начинаю трогаться — и тут они буквально прыгают на прицеп! Страшно кого-то случайно задеть. Я сразу по тормозам, сигналю. Когда убедилась, что все отошли, — газ в пол и уехала.
— А вот на границе в Румынии хотели, чтобы я дала взятку. Сказали, мол, ваш прицеп числится в угоне и мы вас сейчас в тюрьму посадим.
Ещё в Испании ночью была загрузка тюков с травой. Меня перед этим напугали, что так наркотики подкидывают, потом полиции дают наводку, они останавливают машину — и водитель оказывается в тюрьме. Вот я сама загрузила эти тюки, выезжаю с поля и вижу: стоит пост. Там, наверное, человек 20 было. Думала, что уже за мной, но нет. Меня проводили на автобан с мигалками. Помогли выехать. Но было страшно.
— Как спустя год ты реагируешь на экстренные ситуации?
— В первой каденции мне очень помогал близкий человек — всегда был на связи, помогал сориентироваться, когда я терялась или навигатор давал сбой. Я тогда боялась заезжать в город, путалась в знаках, не могла пользоваться телефоном за рулём. Всё решалось в диалоге: мне искали парковки, магазины, прокладывали маршрут через карты.
— Сейчас я справляюсь сама. Уже не пугаюсь знаков, уверенно ищу, где припарковаться и куда заехать. Освоилась в машине, стала спокойнее, научилась решать проблемы на ходу. Главное — позитивный настрой и опыт, который поможет преодолеть страхи.
«Когда я узнала, что существуют фуры-беспилотники, мне стало страшно»
— Как ты относишься к автоматизации машин и беспилотным автомобилям?
— Когда я узнала, что существуют фуры-беспилотники, мне стало страшно. Сложно представить, как такая техника реагирует на непредвиденные ситуации: например, на ремонт дороги или внезапное перекрытие движения. Навигатор может просто не успеть обновить маршрут, а без водителя внутри это выглядит довольно рискованно.
— Я вообще отношусь к автоматизации скептически. Последняя моя машина — новая Volvo, прямо с завода, пробег всего 20 км. В ней был адаптивный круиз-контроль, она сама считывает знаки, тормозит, ускоряется. Но это расслабляет водителя — легко отвлечься, уткнуться в телефон и не заметить пробку.
Я стараюсь ездить на обычном круизе, без адаптивного. Потому что с адаптивным круизом были такие ситуации: машина едет по автобану, считывает знак 60 при съезде — и резко тормозит, хотя скорость была 80. Представляю, как водители сзади ругаются.
— Перед кольцами она тоже сначала тормозит, а потом резко ускоряется — будто с ума сошла. Мне же важно чувствовать контроль, поэтому адаптивный круиз при каждом запуске машины отключала.
— Как ты справляешься с конфликтами на дороге и были ли они вообще?
— К счастью, конфликтов не было. Единственное — легковушки не всегда понимают, что ты едешь на большой машине и сзади есть хвост. И что фура может отклоняться от правил дорожного движения, когда нужно радиус взять, чтобы в поворот заехать.
Бывают такие случаи, когда едешь на серпантине где-нибудь в Испании, где одна полоса на повороте, а легковушки как бешеные с поворота вылетают. Поэтому перед поворотом обычно долго сигналю, чтобы меня услышали издалека.
— Также в первой каденции зацепила легковушку в повороте. Вот как это было. До выгрузки оставалось 300 метров. Заезжаю на Т-образный перекрёсток, а там узкий проезд. Чтобы повернуть, мне нужно выехать на встречку и взять радиус побольше. Я поворачиваю направо, сзади и сбоку от меня нет машин, а слева уже слепая зона. Доезжаю до базы, меня догоняют на легковой, мол, вы попали в ДТП. Приезжаю на место, и тут выясняется, что, когда я поворачивала направо, мне навстречу ехала легковушка, и ей «хвостом» зацепило водительскую дверь, снесло зеркало. В итоге всё разрешилось мирно, но мне пришлось перепройти внутренние курсы организации.
«Volvo — мой личный фаворит»
— Какие машины ты предпочитаешь?
— На фирме, где я работаю, есть несколько колонн; моя занимается направлением Европа — Скандинавия. В автопарке используются три марки: Volvo, Mercedes и Scania. Я ездила на всех и могу сказать, что у каждой есть свои плюсы и минусы.
Volvo — мой личный фаворит. Машина отлично едет, внутри достаточно места, много полочек и удобств. Для меня это важно, ведь я готовлю сама, не питаюсь перекусами. У меня всегда в морозилке мясо, которое закупаю в Польше, — там дешевле. Поэтому мне нужно, чтобы в машине были и холодильник, и морозилка. В Volvo они есть, плюс удобно организовано внутреннее пространство.
— Scania тоже впечатлила — особенно своей бодрой ездой, даже в горку справляется отлично. Там просторно, но, к сожалению, нужно выбирать: либо холодильник, либо морозилка. А мне важно иметь и то, и то.
Mercedes, наоборот, все считают отличной машиной для жизни. Внутри она действительно выглядит как квартира — места навалом. Когда сидела в одной из этих фур, была приятно удивлена. Но едет она неохотно, без удовольствия. В сравнении с Volvo, Mercedes туговат, хоть и просторен.
— Каталась ещё на DAF и старом MAN по автодрому — не понравились. Устаревшие и неудобные, не для меня. Для меня важно, чтобы в рейсе было комфортно не только ехать, но и жить.
У нас в компании много водителей и машин, так что редко кому удаётся выехать после отдыха снова на той же машине. Хотя вот у коллеги получилось — она задержалась дома, пока делала визу, и ей снова досталась та же техника. Повезло. У меня так ещё ни разу не совпадало — каждый рейс на новой машине.
— Как ты справляешься вообще с долгими ожиданиями в очереди?
— Поехала на загрузку в компанию Ferrero. Приехала по смене, получила машину от коллеги, а документы остались на его имя. Из-за этого возникла путаница и всё — меня не приняли сразу, пришлось ждать. В итоге два дня простояла на территории предприятия.
— Повезло, что рядом был магазин, — гуляла туда-сюда, местную собачку подкармливала. Душ есть, удобства есть — не страшно. А если нет удобства, всегда можно написать менеджеру, мол, ждать сказали долго. Тогда либо перенесут, либо позвонят, когда будет подходящее время. В таком случае отъезжаю на ближайший цивилизованный паркинг — где есть душ, туалет, всё как надо. Иногда приходится стоять просто в «кармане», где ни души, ни воды. Поэтому если подозреваю, что будет задержка, стараюсь заранее заехать и помыться.
— Многие спрашивают: «А как ты гигиену поддерживаешь?» Да ничего особенного — несложно. Кому-то жалко отдать 5 евро за душ или 1 евро за туалет, а потом на паркинге невозможно пройти мимо — солнце светит, а запахи такие, что хоть противогаз надевай. Некоторые вообще даже от машины не отходят далеко. Была картина: водитель открыл дверь и прямо там справил нужду. Другой — буквально в двух метрах от меня. Я ему фарами мигнула, он потом извинился.
«Я же девочка — одежда нужна на любую погоду»
— Как ты готовишься к дальним поездкам?
— Когда я приезжаю в Польшу, возле нашей базы есть большой магазин. На фуре туда спокойно можно подъехать, взять тележку и прямо до кабины дотащить всё, что нужно. Я сразу закупаюсь по максимуму — основательно, чтобы надолго хватило. Покупаю всё либо в Польше, либо в Испании, смотрю, где выгоднее. Хотя сейчас цены в Польше уже почти как по всей Европе — что во Франции, что в Германии… Плюс-минус одно и то же.
— Главное, чтобы были мясо и крупы — этого у меня всегда в запасе. На случай если мясо закончится, беру тушёнку, также обязательно банку тунца. Всегда есть овощи, фрукты, зелень — стараюсь питаться нормально, а не наскоро. Йогурты тоже беру, и творог обязательно — в Европе с этим беда, найти хороший тяжело, а в Польше молочка качественнее. Там же беру всё для уборки машины: сухие и влажные салфетки, тряпки, ароматы — чтобы кабина была уютной. Что-то заказываю из дома, навигатор купила, видеорегистратор. Предохранители тоже беру, мало ли что перегорит.
— А вся моя хозяйственная часть — техника, кухня, спорт — всё это я оставляю на базе в камере хранения. У меня есть отдельная сумка с плитой, чайником, кастрюлями, даже с тёркой и шпажками для праздников. Всё продумано. Я не таскаю это домой, зачем? Чемодан и так тяжёлый. Я же девочка — одежда нужна на любую погоду, а она в рейсе меняется кардинально. Зимой была в Финляндии: минус 15, а в Испании в это же время — плюс 20. Приходится быть готовой ко всему.
— Праздники — отдельная история. Я обожаю создавать атмосферу, даже если одна в рейсе. На Пасху была во Франции, стояла на паркинге магазина весь уикенд. Пошла в магазин, набрала в пустой пакет луковую шелуху и пару луковиц для веса. Кассир сначала удивилась — зачем мне пустой пакет? Я объяснила через переводчик, что у нас традиция — яйца красить луком. Она засмеялась, всем начала показывать. Толпа собралась, человек пять! Я сказала: «Завтра приду, покажу результат». Так и покрасила яйца в фуре, сделала салатик.
— На Новый год и Рождество тоже готовлю себе что-нибудь вкусненькое — как без этого?
— У меня даже пластиковые бокалы есть — праздник должен быть с настроением даже в дороге.
— Что касается технической проверки, то смотрю, чтобы просто всё было целое. По колёсам можно постучать, посмотреть, чтобы они не были спущены. Обязательно пломбу сзади проверяю, закрыта ли машина, чтобы никто ничего не сделал.
Делаю наружный обход. И ещё надо смотреть, закрыто ли седло прицепа. Потому что люди могут отключить холодильник, вытащить седло — ты поедешь, а прицеп упадёт на землю.
— Ещё смотрю обязательно баки, не слили ли топливо. Потому что в Европе такое бывает, во Франции особенно. Также могут открыть прицеп. И ты проснёшься, захочешь уехать, а они прицеп затормаживают — никуда не уедешь, а из машины выходить нежелательно. Хотя у меня перцовка всегда есть с собой.
Ещё был случай: проснулась в Испании, проверяю прицеп — а у него ручки не закрыты и пломбы сорваны. Я сразу поняла, что кто-то пытался его вскрыть. Сигнализация не сработала, потому что она реагирует только при полном открытии двери, а они до этого не дошли. К счастью, дверь была заперта на специальный тапа-замок, который закрывается на ключ. Многие водители им пренебрегают — с ним неудобно каждый раз возиться. Но в этот раз именно он спас ситуацию: злоумышленники не смогли попасть внутрь, и груз остался цел.
«Я же девочка, хочу семью»
— Чем ты занимаешься в свободное время?
— Стараюсь ходить пешком каждый раз, когда есть возможность погулять, могу куда-нибудь съездить, даже если это маленький городок. Если я знаю, что у меня выходные, то ищу паркинг поближе к цивилизации.
— Если возможности прогуляться не предвидится, то устраиваю себе тренировки. У меня есть резинки для фитнеса, скакалка, ролик МФР и гантели, которые собираются в штангу суммарным весом 30 кг. Обычно это привлекает внимание, поэтому стараюсь заниматься в прицепе, если он пустой.
— Есть ли какие-то любимые места и страны или, может быть, регионы, в которые ты хочешь возвращаться?
— Испания. Я обожаю эту страну, где никто никуда не спешит, где люди живут с лёгкостью, улыбкой и позитивом. Каждый мой приезд туда — как возвращение домой. Я впервые оказалась в Испании на соревнованиях, когда ещё занималась спортом. Уже тогда эта страна меня покорила.
— А когда я поехала туда по работе, окончательно поняла: это моя страна. Мне нравятся её ритм, люди, язык. Испанская речь звучит для меня как музыка, а местная кухня — это отдельная любовь: простая, искренняя, вкусная. Я чувствую там себя на своём месте.
Мне нравится всё: архитектура, климат, атмосфера — абсолютно всё. Поэтому я с радостью возвращаюсь туда снова и снова.
— Вообще, я уже увидела немало чудесных пейзажей, но особенно запомнились три страны: Испания, Австрия и Италия. Например, когда въезжаешь в Италию из Франции, перед глазами открывается поистине сказочная картина: горы, долины, мягкий свет, словно кадр из фильма.
Австрия — отдельное удовольствие. Там горы величественные, спокойные. В Испанию заезжала с юга, где дорога спускается к побережью и открывается вид на Малагу. Город буквально сливается с берегом, и в ясную погоду можно увидеть даже очертания Африки. Всё вокруг напоминает пейзажи Калифорнии. Я была в США на соревнованиях, и виды в Испании действительно перекликались с тем, что видела там.
— Особое удовольствие — ехать по таким дорогам под спокойную музыку, смотреть на закат, чувствовать, как день уходит в мягкое золотое свечение. Люблю горы даже больше, чем море.
— Как справляешься с погодными условиями?
— Первый снег я увидела в Финляндии и тогда по-настоящему испугалась. Наставница предупредила: «Будь осторожна с чёрным льдом — он выглядит как обычный асфальт, но очень скользкий». Машину иногда подкидывало, прицеп начинал гулять. Главное — не тормозить резко, не использовать ретарду, особенно на поворотах, иначе прицеп может уйти в занос. Я торможу аккуратно, только ногой и всегда контролирую скорость.
— В Польше тоже бывали сложные ситуации, особенно зимой, когда даже на платный паркинг не заехать — снег не убран, машины буквально валяются в кюветах. В такой момент главное — спокойствие. Еду медленно, уверенно, никуда не спешу. Пусть за спиной кто-то торопится — мне важно сохранить безопасность.
Когда идёт сильный дождь, я тоже снижаю скорость. Для меня на первом месте комфорт и контроль, а не гонка.
— Какие планы у тебя относительно этой работы?
— Я же девочка: хочу семью, но пока семьи в планах нет, то буду кататься. Мне нравится. Почему нет? Это хорошая зарплата. Это возможность посмотреть мир, попутешествовать. Я получаю от этого удовольствие.
— Мне говорят, мол, ты не сможешь потом уйти из этой профессии, потому что здесь такая зарплата, которой дома не найдёшь. Речь идёт о 2 500 евро в месяц. А я уверена, что смогу. Потому что у меня самое главное в жизни — семья.
Я выросла в неполной семье. Меня воспитывал только папа. Мама ушла от нас, когда мне было 9 месяцев. И я не хочу такого повторения. Поэтому самая главная цель в жизни — создать семью. А если вдруг муж будет тоже из дальнобоев, то будем вместе ездить.