Жительница Минска добилась справедливости через суд, получив компенсацию морального вреда от перевозчика. Женщина обратилась в суд после того, как в течение длительного времени не смогла уехать домой из-за систематического отсутствия маршрутного такси на остановке. Холод, непогода и необходимость многократно возвращаться на остановку в ожидании транспорта доставили ей серьёзные неудобства и эмоциональное напряжение.
В деревню, в глушь…
Маршрутное такси развивает в человеке пытливость ума, склонность к размышлениям и даже охоту к перемене мест. Например, вы отправляетесь из столицы на периферию по неотложным делам. Понятно, что выбор, скорее всего, падет на этот вид транспорта. Быстро, удобно, не накладно. Если добраться до цели будет легко, то обратная посадка в микроавтобус значительно оздоровит психику. Как исследователь-этнограф, вы поймете, что любой белорусский городок — это кладезь аутентичных названий. И отключите геолокацию в телефоне. О том, где находится необходимая вам остановка маршрутки, знают единичные жители, которых в рабочее время на улицах вы, впрочем, не встретите. Зато даже полчаса блужданий по тихим улочкам приведут в трепет. Поймете, что настоящая, несуетная, полная смысла жизнь скрывается как раз за невысокими заборами. Еще через час поиска нужной остановки вы будете готовы продать квартиру в столице и полностью ассимилироваться с местным этносом. Ваша дальнейшая биография зависит от того, как скоро вы встретите первый микроавтобус, направляющийся в Минск.
Забытый пассажир
— В практике юристов немало случаев, связанных с конфликтами между пассажирами и перевозчиками, но эта история выделяется, — рассказала агентству «Минск-Новости» юрисконсульт Регионального общества защиты потребителей Анастасия Рудак. — Началось с того, что, будучи проездом в одном из райцентров Витебщины, жительница столицы через мобильное приложение заказала и оплатила билет домой. В назначенное время маршрутка на остановку не прибыла, звонки оператору ситуацию не прояснили. До Минска наша будущая подзащитная все-таки добралась, однако 25 рублей, впустую отданных за квиток, было жалко. Да и испорченные нервы стоят немало. В общем, история неприятная. Однако хуже всего то, что дальнейшие попытки выяснить у частной фирмы-перевозчика причины произошедшего результата не принесли.
— Обидно. Если маршрутка, к примеру, сломалась, перевозчик мог сказать об этом открытым текстом, принести извинения и вернуть деньги.
— Именно. Не дождавшись вразумительного ответа, жительница столицы направила в адрес перевозчика письменную претензию с требованием не только вернуть уплаченные средства, но и компенсировать моральный вред.
— Любопытно, во сколько пострадавшая оценила свои переживания.
— В 100 рублей. Четырехкратная стоимость билета. В конце концов, у минчанки в руках имелся багаж, и после того, как маршрутка не приехала, его пришлось перемещать с места на место. Снова нервы, поиски машины или автобуса. На мой взгляд, вполне адекватный размер компенсации. Тем не менее письмо вернулось с почтовой отметкой «За невостребованием». То есть перевозчик решил игнорировать общение с нашей героиней.
Ответный ход
— И тогда она стала вашей подзащитной?
— Да. Первые заседания закончились оглушительной победой. Ответчик на них не явился, проигнорировав повестку. Судья, изучив выдвинутые требования, нашел их правомерными и подлежащими удовлетворению в полной мере. Но затем история получила неожиданное продолжение. Перевозчик не согласился с заочным решением суда. По его заявлению назначили дату новых слушаний. На этот раз в зал заседаний прибыл водитель маршрутки. Оказалось, перевозчик не сидел сложа руки. Выяснилось, что тот злосчастный микроавтобус оборудован системой навигации. Перевозчик распечатал маршрут прохождения рейса. На первый взгляд, машина действительно подъезжала к остановке в назначенное время и даже ждала пассажиров.

Карты не врут
— Может, минчанка сама виновата? Стояла не там, где нужно…
— Для нас это было шоком, начал сомневаться и судья. Между тем подзащитная настаивала, что находилась именно на нужной остановке. Мы попросили у суда паузу, а заодно представленные ответчиком распечатки. У себя в офисе вбили координаты всех передвижений маршрутки в яндекс-карту. Она утверждала, что в указанное время микроавтобус подъезжал совсем к другой остановке! А ту, на которой его дожидалась подзащитная, обошел стороной.
— Получается, ответчик подставил сам себя? А водитель не помнил, когда и где он останавливался?
— Это в нашей беседе время летит быстро. А между поездкой и судебными слушаниями прошло несколько месяцев. Понятно, что такие подробности стираются из памяти. Тем не менее на окончательное заседание мы пришли во всеоружии, сделав даже скриншоты карты и указав на все несоответствия в распечатках ответчика.
— На этот раз ваша победа была окончательной?
— Да, ведь иных аргументов, кроме пресловутой распечатки, у ответчика не нашлось. Судья предлагал перевозчику заключить с нашей подзащитной мировое соглашение, но после его отказа постановил взыскать с него все заявленные минчанкой требования, а также компенсировать расходы общественных защитников.
Читайте также:
Без пересадок в пути: из Минска запустили прямую маршрутку до двух популярных санаториев под Гродно