Что такое «белая копейка» или «вишнёвая девятка» иностранцу невдомёк, а люди с постсоветского пространства сразу вспомнят не только облик, но и звук закрытия дверей, запах салона тех самых моделей ВАЗа. Однако модельная линейка у производителя крайне широкая! Сегодня присмотримся к не совсем обычному ВАЗ-2105.
Машину с редким красным салоном, ни разу не менявшую владельцев, продают витебчане, в семье которых автомобиль находится аж с 1982 года! Подробнее — в материале Av.by.
«Машина у отца была на первом месте, жена — на втором»
В день съёмки дождливый до этого октябрь решил порадовать сухой погодой: идеальные условия для встречи с владелицей ВАЗ-2105. Вместе с другом семьи женщина приехала из Витебска в Минск, чтобы выставить отцовский автомобиль на аукцион. Своим ходом и с ветерком! Почему не просто через av.by? Машина может вызывать интерес у поклонников ретро, ведь представляет собой версию с редким красным салоном…
— Мой отец Александр купил эту машину 24 мая 1982 года, когда мне было пятнадцать лет, — начинает наша собеседница. — Точную дату узнала, когда переоформляли автомобиль с него на меня — к сожалению, папы недавно не стало…
— Кстати, прежде чем купить 2105 отец ездил на «Жигулях» первой модели, «копейке». Правда, на ней мы попали в аварию — в начале восьмидесятых. В советское время же мало кто знал про существование зимней резины, и вдобавок опыта у папы на тот момент ещё не хватало… В общем, по дороге на свадьбу сестры попали на участок дороги с гололёдом — и за секунду оказались в кювете.
Тут же остановилось несколько машин: люди помогли выбраться из салона, а затем вытащили машину из кювета. Я тогда была совсем юной, так что меня даже в машину не могли усадить — требовала пешком идти до города, — вспоминает Инна. — С этой машиной ничего подобного не случалось: отец уже набрался опыта и берёг её как зеницу ока.
— Покупка машины для советской семьи — знаковое событие. В то стабильное время копили пять, а то и десять лет. Жили на одну зарплату, вторую откладывали на сберегательную книжку. Разумеется, ценность такого приобретения была значительно выше, чем сейчас. Все соседи с уважением в голосе восклицали: «О, у Александра появилась своя машина!»
— В подростковом возрасте я не догадывалась, насколько сложно было купить автомобиль в советское время. А ведь выделялась очередь, и люди копили на машину с десяток лет. Отец ездил покупать в Москву: уже вернувшись, объяснял логику выбора цвета тем, что жёлтая, в отличие от белой, будет заметнее на дороге. Про красный салон и экспортный вариант узнали совсем недавно. Машины с такой обивкой производили с 1980 года по 1984-й.
— Мы с этой машиной росли и жили бок о бок, — улыбается женщина. — Отец очень любил «пятёрку». Тогда говорили вроде в шутку, но автомобиль был на первом месте, жена — на втором. Дозваться его из гаража пообедать всегда оказывалось непростой задачей!
— У нас родня в России, поэтому, когда бы мы не выезжали, постоянно наведывались по дороге в автомагазин. Отец не уходил оттуда с пустыми руками: то коврики купит, то чехлы…
На машине побывали во многих местах: путешествовали в Прибалтику, разумеется, часто катались по России. Памятна для меня поездка с маршрутом через Гатчину, Санкт-Петербург, Москву, Владимир — до Вязников. Большой круг получился! Но машина справлялась со всем.
Мы действительно посетили много прекрасных уголков благодаря любви отца к путешествиям. Интересно пересматривать фотографии и вспоминать, куда мы ещё доезжали. Ну и конечно, в лес за грибами!
«Начали продавать — россияне обрывают телефон!»
— Когда отец состарился, поставил «Ладу» в гараж — в 2015-м проходил последний техосмотр, а последующий период я даже не отслеживала. Он как-то обмолвился, что не хватает внимательности за рулём, потому отказался от автомобиля, чтобы не рисковать собой и другими. В семье больше никто не водит: ни я, ни брат — решили ВАЗ-2105 продать.
— Все годы пребывания в семье «Лада» хранилась в гараже, который тоже возводили своими силами. Когда я добралась до машины, разбирая все вещи, конечно же, она стояла под слоем пыли, будучи фактически законсервированной почти десять лет. Первый раз завели — не то…
— При первом запуске двигателя после долгого простоя накрылась помпа, — комментирует Алексей, друг семьи женщины. — Грязи под капотом было немерено! Заменили помпу, пролили очень много воды, чтобы прочистить систему охлаждения. Пришлось поставить сменный тормозной цилиндр, так как тормозная жидкость за годы стала ядовитой и попросту разъела его. Поменяли также цилиндр сцепления — и рабочий, и главный.
— Зато после техобслуживания машина зазвучала как прежде — задорно. По сути, длительный простой незначительно отразился на исправности автомобиля, что удивительно. Кстати, простота конструкции и ремонтопригодность в этих машинах поражает! Наверное, благодаря этому модель столько лет производили.
Даже колёса накачали без проблем! Ни по двигателю, ни по коробке, ни по тормозной системе больше ничего делать не приходилось. Считай, стандартное ТО — и всё работает.
— Машина целая со всех сторон. Она не бывала в ДТП, её никогда не ремонтировали с использованием сварки — разве что местами отец подкрашивал кузовные элементы. Конечно, кое-где можно найти ржавчинку, но и автомобилю-то 42 года! К примеру, по низам дверей — стандартной проблеме этой модели.
— Для антуража поставили дополнительные противотуманные фары, купленные когда-то отцом, но не подключали. Думаю, знающему человеку будет нетрудно это решить. Ещё в гараже лежит багажник на крышу — его решили не брать вместе с автомобилем.
— О том, что это экспортный вариант, мы узнали совершенно недавно. В России сейчас какой-то бум на «Жигули», поэтому нам банально обрывают телефон. Наседают и донимают, будто маньяки, — с улыбкой говорит Инна. — Так-то мы и планировали продать ВАЗ-2105 россиянам, однако там дополнительно за оформление — 100 тысяч росс. рублей (около $1 000) как за ретро придется отдать.
— Один заинтересовался и пристал, мол, продайте только красный салон… Якобы он за него заплатит $315 по курсу, но приедет сам и вместо оригинального к нам поставит свой чёрный кожаный.
Машину продают, а каков спрос?
Стремясь обезопаситься от излишне настойчивых покупателей, Инна приняла решение продавать отцовскую ВАЗ-2105 через аукционную площадку «Бел-АукционГрупп». Кстати, торги в самом разгаре: если 23 октября первая ставка составляла 1 001 BYN, то к пятнице последняя была уже 2 811 BYN. Окончание торгов произойдёт 5 ноября.
Напомним, выпуск ВАЗ-2105 стартовал в 1980 году, а последний экземпляр сошёл с конвейера в 2010-м, когда общий «тираж» превысил отметку двух миллионов единиц. Автомобиль получил огромное количество модификаций, поставлялся и производился в различных странах мира.
Однозначно утверждать о принадлежности данного экземпляра к экспортной версии непросто, ведь за срок производства «пятой» модели видоизменялся формат заводских обозначений и индексов для нацеленных на внешние рынки ВАЗ-2105. Тем не менее для коллекционеров и поклонников бренда машина может представлять интерес благодаря комплектному состоянию и по-настоящему редкому интерьеру красного цвета.