Многие водители боятся выезжать за пределы Беларуси на старых автомобилях, но для минчан Анны и Павла это не помеха. Уже второй год подряд они совершают масштабные путешествия в Грузию на своём 26-летнем Volkswagen Passat. Историю их необычных автопутешествий — в рубрике «Автотрип».
Всё началось как сценарий из фильма: несколько лет супруги мечтали о поездке к морю, но откладывали из-за маленького ребёнка. В итоге вдохновение пришло — им захотелось навестить друзей в Грузии и своими глазами увидеть её живописные пейзажи. Так и родилось решение: отправиться в путь на собственном авто. Ведь поездка на машине — это не только экономия, но и свобода передвижения, возможность останавливаться в самых живописных местах и путешествовать в удобном ритме.
Павел сам обслуживает авто, поэтому заранее заменил всё, что могло бы выйти из строя. В дорогу взяли инструменты и «запас на чёрный день». Маршрут проложили через Могилёв, Брянск, Ростов, Владикавказ и дальше — до Батуми. И отправились в путь. По дороге останавливались на ночёвки, заранее подыскивая квартиры вместо отелей.
«Пассат» доехал до Батуми практически без проблем. Разве что нагрузки не выдержал кондиционер. На ближайшем СТО был озвучен вердикт: нужно менять трубку с радиатором. Но Анна и Павел решили двигаться дальше без кондиционера.
— По дороге во Владикавказ перегрелись все телефоны с навигаторами и поотключались. Хорошо, что мы взяли с собой для дочки два дополнительных старых телефона. В итоге один из них мы пытались охладить, а другим пользовались. Один телефон всё же выдержал, смотрели карту на нём, потому что без неё, конечно, проблематично ехать, — вспоминает Анна.
Белорусы рассказали, как дёшево съездили на море на китайском кроссовере
— Из Владикавказа решили выезжать утром. В 4:00 встали и поехали на границу, чтобы пройти её быстро, пока прохладно и людей мало. В принципе так и получилось: мы прошли её где-то за час. Потом мы ехали по грузинской дороге и боялись, что где-то заблудились. Там одна дорога, горы кругом, очень незнакомое место. Всё хотелось рассмотреть. Ехали медленно, рассматривали всё — непередаваемые ощущения!
На обратном пути белорусы решили заглянуть в пещеру Прометея. Но когда Павел начал выезжать со стоянки, «Пассат» заглох.
— Диагностика на месте не дала результата, а интернет подводил. Помощь пришла от местных — мужчина с парковки нашёл эвакуатор и такси, чтобы доставить всех до ближайшей СТО. Электрик, казалось, починил машину, но когда я снова включил заднюю и начал отъезжать, авто опять заглохло. В общем, было сказано, что ремонт нужно будет переносить на следующий день, — отмечает Павел.
— На следующее утро мы снова отправились на СТО — электрика так и не дождались, но успели заправить кондиционер. Решили выдвигаться к границе, несмотря на оставшиеся технические проблемы. Особенно пугал серпантин: Паша признался, что задняя передача совсем отказала: при включении сгорал предохранитель, и приходилось заменять его вручную. На всякий случай закупились пачкой предохранителей и двинулись в путь, — рассказывает Анна.
— Оказавшись уже в России, мы решили доехать до Краснодара, чтобы там переночевать и дальше двигаться к морю — в Анапу. Несмотря на всё ещё не работающую заднюю передачу, настроение было боевое. Заехали на СТО, заправили кондиционер фреоном — и снова в путь.
На каждой станции техобслуживания неизменно звучал вопрос: «Откуда едете?» Ребята делились их приключениями — рассказывали и про поломки, и про эмоции, собранные на дорогах Грузии и России.
— Ближе к Краснодару стало ясно, что с приличными заправками тоже не всё гладко. Когда Паша предложил сделать остановку, мы съехали с трассы на просёлок, надеясь просто развернуться и немного передохнуть. Но судьба подкинула сюрприз: машина капотом сползла в небольшой кювет. Я испугалась — руками такую махину не вытащить. Пришлось самой садиться за руль, пока Паша пытался вытолкнуть машину, но в этот раз — ни в какую.
— Я решила пойти «голосовать», но вместо помощи водители улыбались и махали в ответ. В какой-то момент остановилась «Газелька». Я объяснила ситуацию, водитель быстро согласился помочь, развернулся. К сожалению, его трос порвался при первой попытке вытащить «Фольксваген». И тут, как по сценарию, из деревни выехала пожилая пара. Мужчина молча подошёл с собственным тросом и вручил его нам. Так и вытащили авто. Дальше до Беларуси доехали без приключений.
«Машины лавировали, водители кричали друг другу: „Брат, пропусти!“»
В этот раз в Грузию Анна и Павел решили ехать с друзьями на двух машинах. К поездке подошли основательно: ещё весной они встретились с друзьями, всё распланировали — от маршрута до бронирований. Но решили изменить привычный ритм. Если в прошлый раз они ездили в основном днём и стартовали из Брянска, то сейчас выбрали ночной выезд и другой маршрут, через Смоленск, — с целью доехать до Воронежа.
— Мы ехали на двух машинах. Муж — за рулём без смены, я занималась ребёнком. Большая ночная дистанция была непростой, но мы справились. В отличие от прошлой поездки, квартиры по пути заранее не бронировали — только основные точки: отдых на 9 дней в Батуми, две ночи в Тбилиси и две ночи в горах Степанцминда. Всё остальное искали спонтанно, — вспоминает Анна.
В Воронеже столкнулись с проблемой: пропал интернет, навигатор отказался работать. Уже знакомая ситуация — в этих местах связь часто «глушат», и искать дорогу приходится буквально по памяти. В помощь разве что офлайн-карты.
— Следующей остановкой после Воронежа у нас был Армавир — для меня это был абсолютно незнакомый город. Отдохнув с дочкой пару часов, мы решили прогуляться и хоть немного узнать, где оказались. Сам город показался тихим, похожим скорее на деревушку. Но ночью он удивил: повсюду светящиеся лампочки, фигуры, похожие на праздничные украшения, — всё сверкало и сияло, будто наступил Новый год.
— К пересечению грузинской границы мы подошли с умом. В отличие от прошлой поездки, где страховку оформляли прямо у погранперехода в уличных палатках, мы заранее купили её онлайн. Это оказалось удобнее и значительно дешевле — без остановок и лишней суеты. Российскую границу прошли быстро и оказались в нейтральной зоне. Но вот здесь нас ждал затяжной перерыв: грузинская сторона долго не впускала машины. Почему — осталось загадкой. Как будто поток остановился с обеих сторон — никто не въезжал, никто не выезжал. Утро мы встретили всё ещё в ожидании.
— Когда Грузия наконец начала впускать, произошло то, что иначе как «дикой гонкой» не назовёшь. Люди пытались пробиться вперёд, не соблюдая никакой очерёдности. Машины лавировали, водители кричали друг другу: «Брат, пропусти!», толчки и манёвры напоминали хаотичное соревнование. Мы ехали колонной, старались не терять друг друга. Ситуация была напряжённая.
«Может, это карма, что кого-то не пустили?»
— Ещё был такой стрессовый момент, когда всерьёз закралась мысль: не доедем. Всё началось у грузинской границы. Мы долго стояли, и когда въехали в первый туннель, началась суета. Все пытались вклиниться, ехать по встречке, кто-то с детьми — как оправдание. Но ведь мы тоже с детьми, тоже стояли по-честному. Какой смысл в наглости? Пропускали уже много машин, но не хотелось теряться с друзьями, ехали друг за другом.
— И тут на выезде из туннеля пропадает сцепление. Педаль проваливается. Наш Volkswagen Passat дёргался всё это время, поэтому сцепление перегрелось. Сначала был шок. Мы в туннеле, вокруг обрыв, теснота, никакой возможности протянуть машину, даже прицепить не к чему. Я сразу испугалась. И, честно, проскочила мысль: «Может, это карма, что кого-то не пустили?» Хотя мы сами всех пропускали и стояли честно. Заглушили мотор, и стало совсем тревожно.
Проезд в этой очереди — постоянное тырканье. Немного проехал, остановился, снова. Такая рваная езда добивает технику. Муж стал действовать по-своему: завести, дать другу отъехать, создать немного расстояния, потом чуть-чуть ехать и тормозить ручником. Так меньше нагрузка на сцепление. Мы двигались урывками — то глушили, то заводили. Я тем временем смотрела по сторонам, думая, к кому можно было бы обратиться, если всё заглохнет. Видела джип с белорусскими номерами — хотела уже идти просить вытянуть нас, если вдруг не тронемся.
— А ещё те, кто ехал на джипах, влезали в наше расстояние — оно было буквально спасением, чтобы тронуться без рывка. Я выходила, просила: «Не въезжайте, пожалуйста». Кто-то понимал, кто-то уезжал молча.
Когда мы прошли границу, стало легче. Добрались до Батуми, поехали на автосервис — там сказали, что всё нормально. Уже дома муж разобрался с машиной, поменял детали, понял, в чём было дело. Просто сцепление не выдержало пробку — перегрелось. Страшнее всего было застрять прямо между границами, где нет ни помощи, ни понимания, ни страховки на такие ситуации.
— Но мы всё-таки доехали. Проход границы занял около девяти часов. Ожидание, жара, туннели с разбитыми дорогами и люди, которые выскакивали на своих легковушках под встречные «КамАЗы»… Когда мы наконец оказались в Грузии, о фото, прогулках и романтике дороги уже не было и речи. Мечтой стал Тбилиси — и кровать.
Гейзерные источники, лошади в горах и хаос на дорогах
— Тбилиси встретил нас не так, как мы ожидали. Вроде бы столица, а на деле — уличный хаос: автомобили движутся в своём ритме, знаки порой сбивают с толку. Хотя многие здания красивы, немало исписанных и обветшалых, как будто город борется сам с собой за красоту.
Павел вспоминает, как всё казалось будто перевёрнутым вверх ногами. Особенно нервировали обгоны местных водителей — через сплошную, на слепых поворотах, без видимости и торможений. Но при этом движение было почти бесперебойным: стоило одной машине проскочить по главной, как тут же с второстепенной кто-то вливался в поток — без пауз. Всё держится на сигнальных гудках: если сдаёшь назад — сигналят, подъезжаешь близко — опять сигнал, пропускаешь — короткий гудок, не пропускаешь — заливают звуком подолгу. Ни аварийки, ни световых знаков — всё общение по звуку.
Анна говорит, что в городе они сначала растерялись. Пешеходы ходят как попало, машины постоянно сигналят, и понять причину порой невозможно. Но настоящий сюрприз случился, когда они ехали по центральной улице: прямо навстречу им по проезжей части ехал мужчина в инвалидной коляске. Просто ехал, как будто так и должно быть.
Павел добавляет, что автомобилям там явно тесно. Каждая улица в городе — это платная парковка. Здесь можно покупать абонемент на парковку, оформляемый на две недели или месяц.
— Мы остановились в квартире со старинным шармом, автоматическим заездом и отличным расположением на пешеходной улице. Там в кафе звали с порога, вечер оживал шумом и разговорами. Советы друзей уберегли нас от дорогостоящих и спорных заведений — пошли туда, куда заранее запланировали, — рассказывает Анна.
— Главной точкой стал подъём на гору Мтацминда. Очередь на фуникулёр была достаточно большая, но мы выдержали. Наверху нас встретил прохладный воздух, красивый парк и виды, от которых перехватывало дыхание. Колесо обозрения с кондиционером стало кульминацией — как маленький кусочек комфорта в грузинском солнечном вихре. Спуск оказался испытанием: ступеньки, лужи, скользкие участки — пешеходная тропа была разрушена. Поэтому лучшим решением было бы уехать оттуда на машине.
Вторая поездка завершилась в Батуми без технических проблем. В этот раз мы берегли наш «Пассат». Поднялись в горы с друзьями, купались на песчаных пляжах — Уреки, Шахацвили, — наслаждаясь отдыхом. Но, кстати, выезд и въезд в Батуми были настоящим испытанием. Из-за дорожных работ каждая поездка превращалась в ожидание длиною в час-два — и поэтому выбраться удавалось нечасто. Иначе пришлось бы стоять в пробках.
— Первый выезд был на экскурсию к Мартвильскому каньону. Мы наконец попали туда — поднялись по тропам, прошлись вдоль ущелья. И всё — пейзажи, скалы, зелень — очень впечатлило.
— А вот второй выезд был в ботанический сад. Место считают достопримечательностью, и не зря: растительности там много, открываются красивые виды на море. Но если ты не ботаник или фанат парков, то эмоции скорее сдержанные. Прогулялись, дошли до пляжа — вот и всё.
Ещё мы съездили на горячие гейзерные источники. Там был сильный, резкий запах серы, который неподготовленного может и отпугнуть. Но местных это не смущает: мужчины собираются прямо под струёй, словно в импровизированной бане — сидят, парятся в этом горячем потоке. А рядом там есть речка с быстрым течением и очень холодной водой. Вот туда многие любят окунаться. Также ездили в горы, где наткнулись на лошадей. Даже удалось их погладить.
Уложились в 2 000 долларов
— Обратная дорога прошла довольно быстро. Ничего не сломалось. В целом к поездке мы готовились заранее, понимая, что путь предстоит немалый, а машина уже не юная. Старались брать только действительно нужное: из запасных частей — лишь запасное колесо, без которого в дороге никак. А вот с инструментами решили не рисковать — прихватили всё, что может пригодиться на случай непредвиденных ситуаций, — отмечает Павел. — В сумке оказался и набор головок с трещотками, и домкрат со стойкой, чтобы машина стояла надёжно, и насос, и зарядка для аккумулятора, а также ключи, разводной ключ, плоскогубцы… Так спокойнее.
— Дорога вышла длинной: около 5 000 километров туда и обратно, не считая мелких поездок уже на месте: по окрестностям, городам, достопримечательностям. И наш Volkswagen Passat оказался экономным: дизель, расход — всего 5,5 литра на 100 км, что приятно удивило, учитывая весь пройденный путь.
Всё путешествие — от дороги и ночёвок до еды и развлечений — обошлось примерно в 2 000 долларов. И это действительно стоило того: каждый день приносил что-то новое, впечатления, моменты, которые надолго останутся в памяти.
— А на первое путешествие — от старта в Беларуси и до возвращения обратно — ушло около 2 500 долларов, включая все поломки и связанные с ними расходы. На экскурсии мы ездили исключительно своим ходом: Аня заранее изучала, куда водят туристов местные гиды, и мы просто повторяли маршруты самостоятельно — так оказалось интереснее и гибче.
— В первый раз мы остановились в Батуми в отличных апартаментах, стоили они чуть больше $400. Всё было на уровне: чисто, уютно, удобно. Отели с завтраками в этом городе стоят в два, а то и в три раза дороже, при этом условия проживания бывают скромнее. Гораздо разумнее взять хорошие апартаменты и заказывать доставку еды — и выгоднее выходит, и комфорт ничуть не страдает.
Источник: av.by