Пробег – то, на что многие обращают внимание при покупке автомобиля. Но кто-то ездит на машине только по выходным, а кто-то – практически 24/7. Можно ли в таком случае усреднять значения и условия эксплуатации или это история из разряда «средняя температура по больнице»? Разбирался журналист abw.by Вадим Зенькевич.
С чего всё началось
Под недавним материалом про электрическую Honda наше внимание привлек вот этот спор.
Хм, а какой пробег действительно считать средним? Очень многое зависит от условий эксплуатации: удаленности работы от дома, наличия детей и их увлечений. А если еще и путешествовать в автомобиле любите или используете его для работы, тогда пробеги станут еще больше!
А какие еще мнения будут на этот счет? Мы пообщались с людьми, которые используют автомобили по-разному: например, ездят немного, хотя раньше накатывали сотни километров в день в такси, отказываются от машины зимой или вообще чередуют разные машины и мотоциклы. Вот разные точки зрения.
«Когда работал в такси, за день мог проехать 300–400 километров»
Наш первый собеседник, Дмитрий, давно работает в разных сферах автомобильного бизнеса. В свое время он успел побыть в том числе таксистом, оттого его мнение о пробегах особенно ценное. Хотя по мере беседы речь пошла не только о километрах на одометре…
– Как-то подгонять пробеги под общий знаменатель – глупая затея, – считает Дмитрий. – Например, кому-то до места работы нужно проехать половину МКАД. А у меня была работа, от которой я жил всего в паре остановок. И смысл тогда ездить туда за рулем? При этом мой пробег составлял 12 000 километров за год.
Несколько лет я владел Lada Vesta из салона. За четыре года накатал на ней 105 000 километров. Причем самые большие годичные пробеги намотал в первые два года владения. Я тогда ездил и в Германию, и в Латвию на гонки, и по делам в Смоленск, и в такси заканчивал работать – под 60 тысяч на одометре получилось. А когда грянул COVID, пробеги резко сократились.
Когда плотно работал в такси, за один день мог и по 300–400 километров проехать. Точно не вспомню, но, наверное, за месяц 8–10 тысяч километров получалось. Тогда все зависело от служб такси. Когда купил Vesta, за год проехал всего 30 тысяч просто за счет оптимизации работы. Но это было еще в те времена, когда «Яндекс» еще только приходил в Беларусь.
Сейчас так получилось, что у меня две старые машины. Но пробег на них небольшой, может, всего 150 километров в неделю. Просто нет надобности куда-то далеко ездить. Поэтому я для себя пока выбрал вариант с «корчиком». На этой машине минимальные потери в стоимости.
Имеет ли смысл покупать «корч», если ездить нужно совсем немного? Честно, сейчас об этом очень трудно судить и сравнивать. Сильно поменялся рынок новых машин. Вспомните сами: «бюджетники» из салона были очень доступными, оттого и на дорогах появилось много Lada Vesta, VW Polo, Skoda Rapid и т.д. Как оказалось, они не только доступные, но и надежные. Вижу своими глазами Polo и Rapid с пробегами 600 000–700 000 километров в такси.
Два года назад рынок полностью поменялся, стали везти новые автомобили из Китая. Они стоят дороже, чем те же «бюджетники». Есть вопросы по запчастям и их подбору. Непонятно, что будет с китайскими моторами и не только. Поэтому мы сейчас находимся в состоянии «переварки» рынка и сознания. Что гнать, что покупать – не угадаешь.
Вижу, что на «китайцев» переходят таксопарки, но это должны быть именно электромобили – тогда и комиссия меньше, и можно рассчитывать на налоговый вычет. С их пробегами это выгодное решение.
Пересел бы я в «электричку»? Если пробеги небольшие, можно спокойно брать модели с запасом хода до 150 километров. Мне этого хватит выше крыши! Но это чисто городской вариант. Например, знакомый поменял Geely Atlas на BYD Song Plus. Доволен. Но если раньше ездил в основном через кольцевую, то теперь перестроил маршруты на городские. А у другого знакомого две машины: одна – газ/бензин, а вторая – электро. По его расчетам, поездка в Москву на метане получается более выгодной, чем на электричестве: во-первых, быстрее, во-вторых, вопрос расхода энергии в трассовом режиме.
Две мои предыдущие машины были с ГБО. Чем больше пробеги, тем выше экономия. Если грубо считать по нынешним ценам, то получится, что на 10 000 километров сэкономите 600 рублей на топливе, а на 30 000 км – уже 1800 рублей. Но еще и от машины многое зависит, смотря какой у нее расход бензина.
«Со своими пробегами хочу авто для души или электромобиль»
У Александра не менее любопытная модель эксплуатации. Зимой машину он отправляет в «спячку». Почему так? Давайте узнаем!
– Пробеги моей машины в год небольшие, всего 6000 километров, – уточняет Александр. – «Стандартным» пробегом в год для белорусских автомобилей назову, наверное, 10 000, если ездишь только по своим делам и не используешь машину как рабочую.
Я пользуюсь своей машиной весной, летом и осенью. Зимой не вижу смысла, потому что все эти прогревы и очистки от снега жутко утомляют. Дороги засыпаны реагентами, слякотью, грязью… Это огромный минус, проще воспользоваться общественным транспортом и метро, где всегда чисто и уютно. Так я добираюсь до нужной точки быстрее, чем пока почищу машину и поеду.
Нужно сделать уточнение: я живу и работаю практически по линии метро, добираюсь только с одной короткой пересадкой. Когда-то думал сменить профессию, рассматривал работу на улице Хмаринской. От Уручья до нее быстро доедешь по кольцевой, а если общественным транспортом, то через весь город. В таком случае машина зимой, конечно, необходима, но только как вариант «до работы и обратно», не в постоянном режиме. Зимой мне эксплуатация автомобиля удовольствия не приносит.
За сезон моя машина проходит одно ТО, трачу на него около $70. Средний расход топлива – 9,5 л по городу, 56-литровый бак уходит за две недели.
Работаю в сфере, связанной с автомобилями. Недавно приезжал VW Polo 2021 г. в. из такси, на одометре у него уже 230 000 километров. Если усреднить, то получается, что машина за год проезжала как минимум по 70 000 километров, а то и больше.
Хотя, что касается таксистов, они со своими пробегами стараются придерживаться жесткой экономии. Встречал службу такси, которая катается на Toyota Prius. Это и так гибриды, а они на них еще и ГБО поставили! Это меня очень удивило: когда это газовое оборудование успевает работать?
Когда у меня была первая машина, ее тоже думал перевести на газ, потому что денег на бензин не хватало. Но сейчас таких мыслей нет. С ГБО мне страшновато ездить, особенно после историй, как с тем Volkswagen под Барановичами. У приятеля был рамный внедорожник на газу, так я всегда ехал и молился, чтобы ничего не случилось.
«Подснежников» тоже встречаю, чаще всего это дачники. Их машины у меня часто вызывают интерес. К примеру, недавно приезжала Mazda 3 2008 г. в. Пробег родной, один хозяин и всего 70 000 километров – естественно, и состояние не «заюзанное».
При таких пробегах, как у меня, можно было задуматься и о какой-нибудь классике. Допустим, о BMW E39. Если бы нашел экземпляр «с иголочки», то, наверное, всю жизнь бы на нем проездил! Хочется машину для души.
На своем автомобиле в основном езжу по городу, поэтому задумывался и об «электричке». Для меня это подходящий вариант, возможно, я бы даже ездил больше. Все-таки траты на бензин заставляют рациональнее относиться к поездкам. Но на интересный электромобиль пока нет бюджета.
«В месяц на топливо трачу 500 рублей»
У Артема целый парк техники: на каждый день – 10-летний автомобиль BMW и мотоцикл (тоже баварской марки), а еще старенький Mercedes W201 для душевных путешествий по Беларуси на выходных. Каковы пробеги и расходы на топливо, сли все суммировать?
– Если человек ездит только по маршруту «дом – работа – иногда на дачу», то 10 000–12 000 в год – это вполне стандартный пробег, – говорит Артем. – У меня как раз такой и был, пока не начал чаще выезжать на всякие «покатушки».
Выбираю, на чем поеду, исходя из нескольких причин: погода, настроение, наличие груза или пассажиров. Например, за неполный год на BMW я проехал 10 000 километров. Но тут нужно считать: 1800 – это путешествие в Россию под Орел, еще 3000 – поездки в Смоленск, Брест и трехдневный маршрут по Пинскому району. Отнимаем все эти вылазки и получается, что остальное это как раз поездки формата «дом – работа».
Mercedes купил за скромные деньги летом, чтобы кататься в путешествия по Беларуси с такими же фанатами старых машин. Не могу сказать, какой точный пробег: примерно 3000 километров по выходным. Выбирались в Брестскую, Витебскую и Гродненскую области.
А на мотоцикле в этом году проехал около 6000 километров. Это пока меньше моего обычного мотопробега за год, потому что в 2024-м у меня стало два автомобиля, а не один. На мотоцикле на «дальняки» в этом году практически не выбирался, максимум 200 километров за день проезжал. Для меня это скорее городской транспорт, хотя в этом сезоне я проехал на нем столько же, сколько и на BMW.
Смотрел ли на пробеги машин и мотоциклов, когда их покупал? Я выбирал не настолько современную технику, чтобы всматриваться в показания на одометре. Mercedes 1986 г. в., там вообще непонятно, от какой машины взята панель приборов. Когда покупал мотоцикл, там были красивые цифры на одометре, но я больше оценивал состояние и работу двигателя. А BMW F31 – это 10-летняя машина, когда-то пригнанная из Европы. Смысл доверять ее показаниям?
BMW у меня на дизеле поэтому в смешанном цикле получается 7 литров на 100 км, а по трассе – всего 4,5. Mercedes – на KE-Jetronic, городской расход приближается к уверенным 10 литрам, а трассовый – 7–8. Мотоцикл в городе ест 7–8 литров, а по трассе – 5. Затраты на топливо иногда получаются солидные. Раньше не задумывался, сколько трачу на заправки, но сейчас все это можно посмотреть в банковском приложении на телефоне. Оказалось, что ежемесячно уходит по 500 рублей на топливо. Конечно, еще всю технику надо обслуживать, но не сказал бы, что она сильно тянет деньги.
Зачем мне столько машин и мотоцикл в придачу? Автомобили – это мое хобби. Mercedes использую исключительно для поездок выходного дня, относительно современный BMW – это просто комфортная машина на каждый день. А мотоцикл мне нравится как транспорт, нет никаких проблем с парковкой по ПДД в центре города.