«Это не отбойник, это шампур»: что белорусы говорят о страшной аварии на трассе М6?
Субботняя авария на трассе М6 шокировала автомобилистов Беларуси и вызвала бурю комментариев в социальных сетях. Речь идет о том самом ДТП у поворота на Бали, где металлический отбойник прошил легковой автомобиль. Водитель, 24-летний парень, погиб. Автомобилисты буквально кричат – с этими отбойниками нужно что-то делать.
Напомним, 24-летний гродненец ехал за рулем Volkswagen Touran из Лиды в Гродно. Сторисы молодого человека в социальных сетях говорили о том, что у него был насыщенный день.
– Кирилл в ночь с 8-го на 9-го возвращался в Гродно из Лиды, где работал диджеем в ночном клубе. Он выехал по направлению к Гродно около 5 утра. По дороге еще успел оставить веселые голосовые сообщения родным, – рассказал АвтоГродно человек, знакомый с семьей парня.
По предварительной информации, водитель заснул за рулем, автомобиль сместился левее и ударился в отбойник на перекрестке у деревни Бали.
Металлическая пластина прошила моторный отсек автомобиля и оказалась в салоне. Парень получил травмы, несовместимые с жизнью.
«Не отбойник, а убойник», – писали одни пользователи сети.
«Он въехал не в отбойник, а в шампур», – писали другие.
Фотографии отбойников у поворота на Бали:
VW ударился о тот, что на верхнем фото
Некоторые пользователи предлагали свое видение: «Нужно концы отбойника опускать в землю, чтобы он не прошивал автомобиль». У такой идеи есть негативная сторона, ведь занижение разделителя может сработать как трамплин, автомобиль может оказаться на встречной полосе и устроить лобовую аварию. Даже подброс автомобиля с последующим многократным опрокидыванием ни к чему хорошему не приведет.
Ограждения уже уносили жизни на трассе М6 и других трассах Беларуси:
2023 год — Новая объездная в Гродно — отбойник прошил легковушку, водитель жив:
2022 год — трасса М6, Минская область, — отбойник прошил VW, молодая пассажирка погибла на месте:
2022 год — трасса М6, Минский район, — отбойник пробил KIА, 31-летний водитель погиб:
2022 год — трасса М6, Ошмянский район — отбойник прошил Lada, 31-летний пассажир погиб:
2022 год — трасса М6, Щучинский район — отбойник распорол Toyota, водитель выжил:
2019 год — трасса М14 — отбойник прошил Рено — водитель погиб:
2017 год — под Ивацевичами металлический отбойник «прошил» микроавтобус, водитель выжил:
2017 год — трасса Р1 — отбойник прошил Ситроен — одна женщина погибла, другая была доставлена в больницу:
2016 год — Могилевская область — отбойник насквозь пробил VW Passat, водитель выжил:
2016 год — трасса М6 «Минск — Гомель» — отбойник насквозь пробил Мерседес. Водитель погиб, его 8-летний сын был доставлен в реанимацию:
К сожалению, этот список можно продолжать долго. В 11 авариях последнего времени, перечисленных выше, погибло 7 человек. Это значит, что выжить в торцевых столкновениях с отбойниками шансы не велики.
Так что же делать? Необходимы энергопоглощающие барьеры!
Проблему решают энергопоглощающие барьеры или фронтальные дорожные ограждения – они как раз таки и предназначены для гашения энергии движения автомобиля при ударе как в торец, так и сбоку. Эти же барьеры перенаправляют движение автомобилей, которые с ними сталкиваются, то есть возвращают в свою полосу и не дают выехать на встречку.
Энергопоглощающие ограждения устанавливают на потенциально опасных участках автомобильных дорог – где разделяются потоки и где начинаются ограждения. Еще их ставят у опор мостов и тоннелей, столбов электрокоммуникаций, опор дорожных знаков, перед пунктами взимания платы, светофорными объектами, остановками, пешеходными островками и другими препятствиями, находящимися недалеко от проезжей части.
Эти устройства применяются уже десятилетиями. Есть ряд российских, европейских, китайских и американских компаний, которые предлагают уже готовые решения.
Решения из Китая
Китайские инженеры предлагают свое решение – подушку безопасности для установки в разрывы ограждений на трассах.
Она представляет из себя массивную алюминиевую часть, которая деформируется и поглощает энергию удара в момент ДТП. После аварии подушка меняется на новую. Сама же подушка крепится на стальной конструкции, которая устанавливается под проезжую часть. Наверху остается только подушка.
Это устройство продается в различных вариантах на сайте portablevehiclebarricades.com. Производитель пишет, что изделие прошло краш-тест на скоростях 100 км/ч, 80 км/ч и 60 км/ч. Некоторые тесты проводили даже сотрудники Toyota.
Производитель говорит, что кроме поглощения удара, подушка играет и профилактическую роль – ее яркий корпус помогает водителям лучше ориентироваться.
Решения от компании Lindsay (США)
Компания Lindsay повышает безопасность дорог с 1955 года. Инженеры компании разработали линейку решений для скоростных трасс. Среди них и энергопоглощающие ограждения. Например, энергопоглощающее ограждение ABSORB 350 позиционируется как временное – его нужно устанавливать в торцах бетонных и металлических ограждений на непродолжительный срок, потому что сама система не крепится к асфальту анкерами. Как правило, эти емкости наполняют водой. Но в условиях Беларуси должен быть другой наполнитель, если барьер будет установлен и в зимнее время.
Энергопоглощающее ограждение X-TENuator занимает небольшую площадь и применяется для установки на узких разделительных полосах и на обочинах:
Универсальные энергопоглощающие ограждения TAU-II-R, перенаправляющие транспортные средства и не имеющие воротных элементов, позволяют укрывать почти любой опасный элемент. Ограждения TAU II-R идеально подходит для зон с высокой степенью риска, где требуется их многоразовое использование.
Есть несколько вариаций такого ограждения:
Опыт Швеции
Швеция идет в авангарде решений по дорожной безопасности в Европе. Именно в этой стране придумали и официально внедрили программу Vision Zero – «Программу нулевой смертности на дорогах». Основы этой программы применяются и на дорогах Беларуси.
Посмотрите, какое демпфирующее устройство на шведских дорогах заснял один из пользователей сети:
На фото видно, что отбойник уходит в землю, но чтобы он не стал трамплином, у основания устанавливают демпферную насадку. При столкновении она движется по отбойнику как по рельсе, при этом гасит удар.
А как в Польше?
Мы открыли Google-карты и попутешествовали по дорогам соседей. Оказывается, демпфирующие устройства часто используются не только на трассах, но и в городах. Например, в Варшаве на выезде с Сикерковского моста стоит один из таких энергопоглощающих барьеров, он разделяет попутные потоки (место на карте):
На трассе М6 тоже иногда есть энергопоглощающие устройства
Отметим, что во время реконструкции трассы М6 иногда тоже были установлены демпфирующие устройства, они выглядят как пластиковые емкости, наполненные песком. Уже лучше, чем ничего.
На фото повороты в сторону Ивья:
Заключение
Очевидно, что на трассе М6 – у поворота на Бали, у многих других съездов (как и на остальных трассах Беларуси) – необходимо устанавливать энергопоглощающие устройства. У каждого устройства, которое показано в этом материале, свое назначение в зависимости от скорости потоков, ширины трассы и так далее. Именно инженеры должны подобрать подходящее для установки на трассе М6. Мы лишь хотим обозначить проблему и показать, что у нее есть решения.
Установленное ограждение, о которое разбиваются люди, тоже результат научных разработок, причем очень давних. Оно тоже эффективно, но в других случаях, при других типах наездов на них, других углах встречи.
Конечно, эффективнее двухуровневых развязок еще ничего не придумано. В этом конкретном месте, видимо, сэкономили на проектировании и строительстве. Теперь нужно хоть как-то, но исправлять ситуацию – ставить один из указанных деформируемых барьеров или вообще отменять (физически) поворот налево, установив сплошной барьер.
P.S. Пока АвтоГродно готовил этот материал, в гродненской Госавтоинспекции сообщили, что на трассе М6 у поворота на Бали внесут изменения инженерного характера.