Belarusian Geely. Директор «БЕЛДЖИ» рассказал о новинках и сохранении льготного кредита на 2025 год

АвтоОбщество
Поделись с друзьями

Завод по производству Geely в Беларуси остаётся безоговорочным лидером отечественного авторынка. О приоритетах предприятия, планах производства, дальнейшем развитии дилерской сети BELGEE и ситуации на рынке в эксклюзивном интервью главному редактору av.by Дмитрию Макаревичу рассказал директор СЗАО «БЕЛДЖИ» Геннадий Свидерский.

Директор «БЕЛДЖИ»

20 машин в час по 12 часов без выходных

— Когда мы встречались с вами в предыдущий раз, вы рассказывали, что в 2024 году вместо 15 автомобилей в час завод сможет делать 20. Значит ли это, что поставленная задача в 80 тысяч авто через несколько дней будет выполнена?

— Да, всё верно. Мы отреагировали на подъём спроса и на белорусском, и на российском рынках. Более того, мы не только увеличили скорость конвейера до 20 машин в час, но и ввели специальный график работы — по 12 часов без выходных. В результате нам удалось досрочно выполнить годовое задание, а общее количество выпущенных в 2024 году машин составило 91 500 единиц. Сейчас (интервью проводилось 26 декабря. — Прим. авт.) производство остановлено — мы проводим профилактические работы с оборудованием, поскольку весь год трудились на повышенных скоростях.

Директор «БЕЛДЖИ»

— А сколько авто продано в Беларуси? Очевидно, есть и лидеры…

— В нашей стране реализовано 25 тыс. автомобилей, остальные уехали в Россию. Уходящий год в целом можно назвать одним из самых успешных для нашей автопромышленности. В частности, мы нарастили объёмы продаж почти в полтора раза, в салонах представлены практически все доступные комплектации наших моделей, в то время как в 2023-м, признаюсь, покупателям приходилось месяцами ждать заказанных машин.

— И тут есть интересный момент: мы значительно нарастили продажи, но в 2024-м доля продаж «БЕЛДЖИ» занимает чуть более 50% на внутреннем рынке, а в прошлом году она составляла 70%. С одной стороны, в пору огорчаться: часть доли потеряна! Но с другой — нужно радоваться за наших покупателей: значит, у них появилось больше возможностей и предложений.

— Результаты продаж необходимо проанализировать, для того чтобы правильнее сформировать рынок в следующем году. Я имею в виду и серый импорт, и, возможно, недостаточные технические характеристики некоторых моделей, которые появляются в стране, и отсутствие сервисной поддержки. Пользователь не обязан всё знать и предусматривать, поэтому здесь должна быть социальная ответственность самих участников рынка, предлагающих машины.

— Львиная доля продукции СЗАО «БЕЛДЖИ» всегда экспортировалась в РФ — это не новость (в 2023-м предприятие произвело 68 тысяч Geely, 52 тысячи из них отправлены в Россию). А как обстоят дела с продажами в соседней стране сейчас? Ведь значительный рост ключевой ставки Центробанка серьёзно отразился на автокредитах. Стали ли россияне меньше покупать белорусские авто?

— В ноябре и декабре мы наблюдаем снижение объёмов продаж в стране-соседке. В процентном выражении это примерно минус 20—30%. Отмечу, что падение фиксируется практически по всем брендам. У этого процесса есть фундаментальные причины. Одна из них — увеличение утильсбора в РФ. Оно стимулировало дополнительный ввоз иностранных автомобилей. Насколько мне известно, там скопились сотни тысяч нереализованных авто, которые импортировались в срочном порядке до повышения ставок.

— Резкое увеличение ключевой ставки Центробанка вызвало дисбаланс: машин ввезли много, а доходность тех, кто рассчитывал закрыть эти коммерческие сделки, упала. К этому добавилась ещё и неуверенность конечных покупателей: может, лучше деньги положить на депозит, потому что потом автодилеры всё равно будут пытаться сбыть продукцию и снизят цены?

Сейчас мы поставляем на российский рынок только отечественную марку BG (наши машины реализуют более 140 дилеров), входим там в шестёрку лидеров по продажам. Сейчас принята программа усиления бренда для поддержания рынка и возможного увеличения доли в РФ.

«БЕЛДЖИ» — стабилизатор рынка

— В Беларуси в этом плане всё стабильно: ставка 7,15% на приобретение BELGEE до сих пор самая привлекательная на рынке. Да и модельный ряд, невзирая на курсовые колебания последних месяцев, не прибавил в цене. А что будет с прайсами и льготным кредитованием в 2025 году?

— В настоящее время мы активно ведём переговоры с нашими банками-партнёрами, чтобы сохранить эту ставку по кредиту. Сегодня с полной уверенностью не могу сказать, что так и случится, но мы делаем всё возможное. На 90% уверен: договорённости будут достигнуты.

— Что касается цен, то нельзя не отметить: «БЕЛДЖИ» является неким стабилизатором рынка. Если наш завод поднимает стоимость, то и все могут переписать ценники в сторону увеличения. Такое положение даёт нам тот факт, что у нас самая большая доля продаж (51%) по итогам 11 месяцев. С одной стороны, мы работаем над снижением себестоимости и издержек, чтобы удерживать прайс. С другой — наши возможности не безграничны. В производимых на нашем предприятии машинах большая доля иностранных составляющих, которые зависят от курсообразования. Вдобавок на нас влияют изменения как на российском, так и на белорусском рынке.

— Насчёт прогнозов на 2025 год: если валютные курсы будут колебаться в рамках известного нам коридора (от 3,43 до 3,53 белорусского рубля. — Прим. авт.), то я не вижу оснований для существенного поднятия цен. Думаю, это маловероятно.

Что касается воздействия российского процесса, то мы видим: и в Беларуси деньги становятся дороже. Есть спрос от нашего партнёра по Союзному государству. Ясно, что если в РБ можно кредитоваться со ставкой Нацбанка практически в два раза меньше, чем в РФ (ставка рефинансирования установлена НБРБ в размере 11,5% годовых), то обязательно найдутся какие-либо схемы привлечения финансовых ресурсов из Беларуси для российских потребностей.

— Подытожу вышесказанное: скорее всего, 2025-й окажется не легче, чем 2024 год. При этом, я думаю, тенденция стремительного роста сменится каким-то плато (предположу, объёмы продаж будут сопоставимы с уровнем текущего года). С китайскими партнёрами мы приняли решение более агрессивно работать на белорусском рынке. Перед нами акционеры поставили задачу повышенной сложности: к этому полуторакратному росту продаж в 2024-м (в РБ реализовано 25 тыс. автомобилей) добавить ещё такой же результат в следующем году. То есть мы должны выйти на 30 тыс. проданных машин. На это направим все коммерческие, тарифные и прочие возможности.

— Учитывая прогнозы, согласно которым российский рынок будет стагнировать (по некоторым оценкам, его сокращение ожидается до 30%), в следующем году мы планируем более широкое присутствие на рынках ЕАЭС. Ранее по разным причинам мы были не особо активны в Казахстане, Армении, Кыргызстане. Сейчас акционеры дали поручение выходить туда именно с маркой BELGEE.

Новинки 2025-го не определены

— BELGEE S50 и X70, флагманский электроседан E8, новые поколения Atlas и Coolray… 2024-й был богат на новинки! Ещё что-то под занавес уходящего года покажете?

— Фактически все запланированные на этот год новинки мы вывели на рынок. В настоящее время мы больше сосредоточены на модернизации и расширении производства. Идёт дополнительный набор персонала и обучение. Год назад у нас трудилось 1 200 человек, а сейчас работает 2 000 сотрудников. В наших планах расширить штат до 2 200 квалифицированных специалистов.

— В этом году у нас появилось крупногабаритное пластмассовое литьё — теперь бамперы производим здесь, на заводе. Значительно повысили скорость сборочного конвейера. В следующем году мы намерены двукратно увеличить мощность окраски. Для этого внедрим новую энергосберегающую технологию B1/B2, которая используется в самых современных концернах. Процесс окраски — наиболее сложный на предприятии, поскольку он влияет на стойкость, внешний вид. Также рассчитываем внедрить более 20 роботов.

— Запланировали модернизацию цеха сварки, а кроме того, проведение предпроектных работ для изучения строительства цеха штамповки. Изначально предполагалось, что это будет сделано в рамках Союзного государства, но, проанализировав перспективы, мы решили: экономически и логистически целесообразнее построить цех у себя. Процесс, конечно, долгий: только сметный срок больше 20 месяцев.

— Пока мы смотрим, сколько будет стоить постройка «штамповки» и в какое время окупится. Но, к примеру, производство бамперов (началось в декабре 2024-го) хорошо повлияло и на экономику, и на качество. В следующем году постараемся освоить и другие пластмассовые детали обвеса.

— Понятно, что места на нашей площадке не хватит, поэтому сейчас с нашими партнёрами (в первую очередь из Жодино) прорабатываем вопрос о строительстве дополнительной производственной точки рядом с заводом. На ней, предположительно, будет выпускаться часть узлов для машин. Это оптимальный способ локализации. Так, к примеру, делают в Китае: есть завод, а рядом расположены площадки, где производятся потолки, сиденья, радиаторы и прочие крупногабаритные детали.

— Новинки, которые мы готовим, пока не определены. Возможно, это будет бюджетный электрокар или последовательный гибрид. В целом хотим занимать 50% рынка и в сегменте «зелёных» машин. Мы работаем над тем, чтобы найти и конкурентоспособную по своим параметрам, и доступную по цене (не дороже 30 тыс. долларов в эквиваленте) модификацию электромобиля. Немаловажным для нас является перспективность модели для выхода на российский рынок. Думаю, в первом полугодии 2025-го мы сможем определиться и выбрать конкретную машину.

Knewstar в Беларуси не появится

— Сохранится ли текущий модельный ряд Geely/BELGEE в следующем году? Насколько мне известно, продажи Okavango идут не лучшими темпами — дилеры вынуждены предлагать скидки, чтобы реализовать оставшиеся на складе машины. Какое число кроссоверов продано?

— Я думаю, что для этой модели есть место в линейке и в следующем году. Согласно отзывам, которые мы получаем, 2-литровый двигатель и заявленное количество мест во многих сферах применения оказались эффективны. Раньше говорили, что мощность силового агрегата маловата (218 сил и 325 Нм), но сейчас замечаний насчёт эксплуатации практически не поступает.

— На «Окаванго» первоначально наблюдался взрывной спрос: авто ждали, получили, всё в импульсном режиме было раскуплено. Теперь будет второй пик — после опыта эксплуатации первого поколения. Всего же в нынешнем году продано 589 машин. Считаю, это неплохо. Посему данный кроссовер в 2025-м однозначно будет продаваться.

— А что насчёт «Тугеллы»? Модель резко покинула российский рынок без каких-либо объявлений. Вместо неё появилась копия — Knewstar 001 (бренд, придуманный в Китае для экспортных рынков). Не значит ли это, что и у нас в следующем году представят эту машину?

— Бренда Knewstar в Беларуси не будет. Он фактически является маркетинговой стратегией: идти тремя марками на российский рынок. У нас же есть и останется два бренда: Geely — для демонстрации технологических возможностей и продвижения новинок, BELGEE — как линейка проверенных, качественных машин.


Что касается «Тугеллы», то мы продолжим сборку и продажи кросс-купе с индексом FY11 в 2025 году. Будем оценивать спрос в первом квартале и далее принимать решение. Однако на месте данного автомобиля хорошо смотрится полноприводная версия Geely Atlas. Тут покупателям переживать определённо не стоит.

— В текущем году «Кулрей»/X50 стал самой продаваемой на рынке Беларуси моделью. Реализовано 8 628 единиц. С чем это связано?

— Во-первых, мы устранили дефицит таких авто на белорусском рынке (в 2023 году спрос на Geely Coolray был больше, чем мы могли предложить). Во-вторых, цены на кроссоверы и седаны практически сравнялись (66 000 BYN за кроссовер, 56 700 BYN — за седан), а покупатели всё больше склоняются к SUV. «Четырёхдверки» же остаются предпочтительными для такси, юрлиц.

— А если бы Geely Emgrand не подорожал на 10 тысяч рублей в начале 2024-го, спрос на него оказался бы больше?

— Предполагаю, ничего не изменилось бы. Мы в этом году и акции на седан проводили — цена здесь не решает. Свою роль сыграл отложенный спрос именно от физических лиц. А вот корпоративные клиенты (каршеринг, такси, исполкомы) в 2024-м были не особо активны.

Не только седан на метане, но и кроссовер

— Как обстоят дела с метановой версией седана S50? Когда модель появится в продаже и по какой цене? Версия кроссовера Х50 тоже получит газовую установку?

— По метановой установке мы провели очень большую работу. Она находится на завершающей стадии, и я очень надеюсь, что в декабре получим все разрешительные документы на седан S50. Уже по опыту эксплуатации метановой версии будем принимать решение о том, насколько это целесообразно для кроссовера Х50. У S50 есть большое преимущество — вместительный багажник. А вот у кроссовера фактически не останется места в багажном отделении! Разве что для портфеля или небольшой сумочки… Боюсь, люди не оценят.

— В целом этот вариант (появление кроссовера с метановой установкой) не исключается. Возможно, она даже больше подойдёт для Atlas Pro/X70. В любом случае всё зависит от того, насколько успешным окажется метановый седан S50. Его появление на рынке ожидается в первом квартале 2025-го. Ближе к этому времени станут известны и цены.

— Все мы ждём презентации первого отечественного электрокара — eХ50. Расскажите: на каком этапе сейчас находится тестирование машины? Как я понимаю, первая опытная партия уже собрана?

— Пять опытных образцов BELGEE eX50 уже готовы, собирались все на СЗАО «БЕЛДЖИ». Да вы и сами можете их сегодня увидеть!

— Приподнимите завесу тайны о применяемых узлах и компонентах. Например, кто производитель и какой ёмкости батарея? В целом какой уровень локализации компонентов в авто?

— «Лифтмаш» изготовил тяговый двигатель (160 л. с. и 300 Нм), «Первая аккумуляторная компания» сделала батарею ёмкостью 54 кВт (расчётный запас хода — 400 км), в Новополоцке создали инвертор, ряд деталей изготовили в Объединённом институте машиностроения Национальной академии наук Беларуси.

— Это всё ещё опытные образцы, и цель данной опытно-промышленной партии — оценить технические и коммерческие параметры машины, а также её конкурентоспособность. Но выглядеть машины будут именно так. Иное оформление передка с отсутствующей фальшрадиаторной решёткой — собственная инициатива сотрудников НАН.

— Одно дело — производить модель, изначально проектировавшуюся как электромобиль. Совсем другое — в авто с ДВС убирать бензобак и вставлять иное оборудование. Это может вызвать рост себестоимости по сравнению с конкурентами.

ВG действительно можно трактовать как белорусский Geely

— В Минске в этом году уже открыто пять автоцентров «БЕЛДЖИ». Дальше — больше? И что означает логотип BG? Возможно, Belarusian Geely?

— Сейчас проводим аудиты, есть много заявок: все хотели бы работать с нашим брендом. Конкретного числа салонов, которые откроются в следующем году, мы не определяли. А вот план производства на 2025-й формировали на основе заявок имеющихся дилеров.

— Рассуждаем над следующим вопросом: какое оптимальное количество должен продавать каждый автоцентр для того, чтобы продемонстрировать лояльность к клиенту? Если поставить пяти менеджерам план реализовывать по 400 авто, то явно они не успеют уделить должное внимание каждому покупателю. А приобретение нового автомобиля — это эмоциональный процесс. И если мы решим, что в одном салоне нужно продавать не больше 100 машин в месяц, тогда будет легко посчитать, сколько центров нам требуется.

— Ну и ВG действительно можно трактовать как белорусский Geely. Ещё один вариант — Борисов и Жодино (смеётся. — Прим. авт.). Главная же задумка — отразить появление белорусского бренда с помощью мирового лидера.

— К слову, о продавцах и обслуживании. Недавно мы рассказывали о случае, когда официальный дилер Geely в Солигорске скрутил пробег в «Атласе». Один негативный пример, а урон по имиджу нанесён всей компании! Как с подобными ситуациями бороться?

— Необходим системный подход. Мы неоднократно говорили о том, что постановление № 713, ограничивавшее цены, отменило и бонусные выплаты. А это мировая практика: можно компенсировать рекламу, давать бонусы за качественный сервис и продажи. Дилер, работая с заводом по договору, должен понимать, что удовлетворённость клиента продажами и сервисом, а также отсутствие нареканий — это и есть заработок дилера и подтверждение его участия в договоре.

— К счастью, после долгих переписок нам удалось согласовать с МАРТ возвращение к бонусной системе. Таким образом мы сможем оценивать дилеров. Сейчас же происходило так: мы просто давали всем заранее одинаковую скидку! Дилер должен представить отчёт о своей деятельности. Если есть вопиющие факты, может дойти и до расторжения контракта. Система должна работать так, чтобы дилеры понимали: чем лучше клиенту, тем больше денег они зарабатывают. От этого все только выиграют, а бюджет ничего не потеряет.

— Не раз бывал в КНР и лично слышал, как китайские партнёры говорят: «Чем больше дилеров в стране — тем лучше». Что можете сказать по этому поводу? Неужели качество сервиса неважно, а во главе — только продажи? (Четыре полумёртвых всегда хуже, чем два здоровых.)

— Это очень глубокий вопрос. Нужно учитывать, сколько менеджеров, сколько подъёмников, какова локация салона и так далее. Для марки «БЕЛДЖИ» на первом месте, конечно, качество и доверие к бренду. Но немаловажным является и наличие у дилера времени на предпродажную проверку, переговоры с клиентом, сопровождение потребителя в течение срока эксплуатации автомобиля. Плюс необходима обеспеченность запасными частями для быстрого решения нестандартных ситуаций.

Продаёшь по тысяче авто на рынке — проведи испытания!

— Год заканчивается. На какую цифру по продажам свежих машин авторынок Беларуси должен выйти?

— Думаю, будет так, как и прогнозировали, — 50 тыс. реализованных новых легковых автомобилей.

— То есть это уровень 2018—2019 годов… Но тогда на белорусском рынке доминировали европейские бренды! А сейчас количество марок из КНР достигло 75% относительно всех автомобильных брендов на рынке. Иными словами, 15 из 20 марок — китайские. Вас такая тенденция не пугает?

— Нет. Все уже признали, что китайские машины сейчас и раньше — это две большие разницы.

— Озвучьте, пожалуйста, планы производства на 2025-й.

— Мы собираемся расти. Если этот год закончим с 25 тыс. проданных машин, то в следующем будем рассчитывать не менее чем на 30 тыс. авто, реализованных на белорусском рынке. С учётом РФ — станем тянуться к уровню 90 тыс. выпущенных экземпляров. Приоритеты на 2025-й — модернизация, локализация и выход на новые рынки.

— Есть ли какие-то конкретные механизмы, которые вам, как руководителю, хотелось бы видеть в ближайшее время для поддержки автомобильного рынка страны? К примеру, отмена 140-го указа или корректировка Указа № 191 «Об упорядочении приобретения и использования транспортных средств»… Опять же, увеличение утильсбора в Беларуси по аналогии с РФ.

— Касательно Указа № 191 моё мнение однозначно. Когда действовал указ президента насчёт того, чтобы стоимость машин у юрлиц не превышала 25 тыс. евро, это было нормально. Сейчас, когда стали регулировать районы, области, на мой взгляд, это очень сильно сократило возможности юрлиц. К примеру, организация рассматривает 7-местный «Окаванго», но приходится брать два «Эмгранда». Мне кажется, это нелогично! Я выступаю за то, что нужно привязываться не к евро, а к базовым величинам. Причём к тому количеству, которое было в 2013 году. Тогда оснащение автопарка юрлиц стало бы лучше.

— Есть ещё постановление по ОТТС (форма оценки соответствия транспортного средства. — Прим. авт.). Я считаю, что если ты продаёшь по тысяче машин на рынке, то обязательно должны быть проведены испытания, чтобы все были уверены в надёжности этих авто. А не так, как происходит сейчас: привёз — и сбывай сколько хочешь! Данное предложение мы внесли Госстандарту.

Относительно утилизационного сбора: раз мы в Союзном государстве, у нас единый рынок, значит, мы должны гармонизировать требования. Иначе что-то будет высасываться либо оттуда, либо отсюда. Разделение коммерческого ввоза и для личного потребления должно помочь исключить серый импорт.

— Ну и о 140-м указе и его отмене мы говорим много лет. Думаю, пора его отпустить… Возможно, этот вопрос сам как-то решится.

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.