На прошлой неделе в Минске прошёл круглый стол на тему «Проблематика страхования электротранспорта». Инициаторами мероприятия выступили Белорусская автомобильная ассоциация и Белорусская ассоциация страховщиков.
В обсуждении приняли участие представители компаний, занимающихся импортом электромобилей в Беларусь — «Атлант-М», «Автопромсервис», «Град Севен Моторс», а также страховые организации, предлагающие услуги каско для автомобилей: «Белгосстрах», «Белнефтестрах», «ТАСК», «Промтрансинвест» и другие.
23% «зелёных номеров» застрахованы по каско
Одним из ключевых вопросов, обсуждаемых на мероприятии, стало урегулирование страховых случаев и создание программных продуктов для оценки размера вреда, причинённого в результате страхового случая, с информацией о стоимости запасных частей и деталей.
Со стороны страховых компаний в данный момент отсутствует стандарт, по которому можно было бы оценить размер причинённого вреда для электромобилей в рамках страхового случая.
Со стороны официальных дилеров также есть пробелы: отсутствует структурированный подход и общая информационная база о расценках на детали для китайских электроавтомобилей. Сейчас она находится в режиме становления, наполнения данными в разделе стоимости как запасных частей, так и базовых работ по ремонту. Кроме того, отсутствует единая цена и определённая величина трудозатратности ремонтных работ.
— Сейчас в Беларуси зарегистрировано более 34 тысяч «зелёных» машин. Из них около 50% находится в Минске и Минской области. Интересно, что 23% «зелёных номеров» застрахованы по полисам каско, — отметила генеральный директор Белорусской ассоциации страховщиков Ирина Мерзлякова. — Как мы видим, именно этот вид страхования интересует наибольшее количество владельцев электромобилей или последовательных гибридов.
— Мы подсчитали, что за последнее полугодие средний взнос владельца авто с зелёными номерами составил 2 640 рублей. Средняя выплата по страховому случаю — 4 137 рублей. На мой взгляд, следует и дальше двигаться в этом направлении, — добавила Ирина.
Замена батареи по цене нового Voyah Free
В рамках круглого стола также активно обсуждались вопросы замены, ремонта, переработки и утилизации аккумуляторов у новых автомобилей.
По словам одного из участников конференции, это может стать серьёзной проблемой для Беларуси уже через 3—5 лет, если не предпринять ряд мер по развитию и этого перспективного направления электроэкосистемы в стране.
— Данными вопросами уже озаботились наши коллеги из Казахстана и некоторых регионов России, однако в Беларуси чёткого системного решения пока нет. Нередки случаи, когда из-за ремонта небольшой и, подчеркну, недорогой детали в электромобиле (примерной стоимостью 30—50 BYN) приходится менять весь элемент целиком. И его итоговая стоимость получается более 2 000 рублей!
— Почему так происходит? Мне кажется, из-за нехватки квалифицированных специалистов и запасных частей у нас в стране. Был бы у нас сервисный центр (и не один!), всё это можно было бы сделать намного быстрее и дешевле, — отметил один из представителей страховых компаний.
Вопрос: стоит ли бить тревогу уже сейчас? Согласно представленной дилерами статистике за последние три года в Беларуси была произведена замена пяти батарей по гарантии разных брендов авто.
По данным БАА, 90% парка электромобилей в Беларуси сейчас — это новые авто до трёх лет.
Россия готовит резкое повышение утильсбора: как это отразится на Беларуси?
— В 2022 году в стране было зарегистрировано всего 3 600 электрокаров, а в 2025 их уже в 10 раз больше. При этом официальной статистики по проблемам с батареями, приводящим к их замене, пока ещё не накоплено в должном количестве, чтобы делать вывод о глубине проблемы и повышении рисков для страховых компаний, — рассказал гендиректор БАА Сергей Худоешко.
В свою очередь представители автобизнеса поделились своей статистикой, отметив, что, несмотря на капризы белорусской природы, этим летом ни один электрокар не утонул.
— Было зафиксировано несколько обращений по проблемам с разъёмами, однако всё эти случаи попадали под гарантийный ремонт. Серьёзных поломок после подтопления машины нами отмечено не было, — рассказал представитель ООО «Автопромсервис».
Тем не менее наибольший акцент страховщики сделали именно на тяговых батареях современных электрокаров. Во время встречи один из представителей страховых служб выдвинул предложение исключить из страхования батареи электрокаров. По озвученным данным, стоимость замены этого элемента иногда превышала первоначальную стоимость «электрички». И такие случаи были зафиксированы в Беларуси.
Так, замена батареи Voyah Free в 2025 году обошлась белорусскому страховщику в 115 000 рублей! В то время как озвученная дилерами стоимость нового оригинального компонента составила 70 000 BYN. Причём стоимость нового Voyah Free, судя по объявлениям на нашем сайте, варьируется от 78 000 до 120 000 рублей.
Как происходит ценообразование, вызвался пояснить представитель ООО «Автопромсервис»:
— Сейчас наблюдается небольшая дискоммуникация с нашими китайскими партнёрами. Мы пытаемся выстроить работу по так называемому европейскому принципу. Рассказываем, как у нас ранее велись дела с европейскими производителями авто, как мы налаживаем бизнес-процессы. Однако у представителей китайских компаний своё видение ситуации… Чётко выработанной тактики поставки запчастей и проработки гарантийных случаев у нас пока нет. Но мы активно работаем в этом направлении.
Льготная растаможка для электрокаров — всё?
Генеральный директор БАА также рассказал, что по постановлению Совмина с 01 января 2026 года необходимо обязательное получение ОТТС на электрические и гибридные автомобили.
— В связи с этим мы ожидаем значительное увеличение количества ввозимых в страну электромобилей в четвёртом квартале текущего года, особенно так называемыми «серыми» импортёрами, так как официальные уже имеют ОТТС на ввозимые ими транспортные средства. Им опасаться нечего. Сбудутся ли наши прогнозы, сможем узнать уже в декабре, — отметил спикер.
На наш вопрос о сохранении или продлении льготной растаможки для электромобилей в 2026 году Сергей Худоешко ответил, что это компетенции Евразийской экономической комиссии, но участники автомобильной ассоциации в разрезе ожиданий правительства по наполнению рынка Беларуси электрокарами, конечно же, надеются на продление решения ЕЭК, так как таможенная пошлина в 15% повлияет на цену электрокаров, что может замедлить темпы их ввоза.
— О продлении этой квоты (примерно 15 000 электромобилей) в настоящее время диалог не ведётся. Мы надеемся, что этот вопрос в ближайшее время будет освещён в рамках заседания Совета Евразийской экономической комиссии. На сегодняшний день более точной информации у нас нет. Будем следить за новостями, — добавил гендиректор БАА.
Тарифы не определены
Во время круглого стола разыгрались нешуточные дебаты между представителями обеих сторон. Так, генеральный директор Белорусской ассоциации страховщиков рассказала, с какими проблемами столкнулись страховые компании в США и какой выход из ситуации нашли:
— В США стоимость полиса каско для владельцев электромобилей увеличена в 1,5 — 2 раза в зависимости от модели «электрички». Такая страховка предполагает полное каско электрокара. В некоторых случаях в премиальный полис может включаться и поломка батареи.
— Хотелось бы отметить, что наше страхование распространяется только на повреждения батареи, связанные со средствами внешнего воздействия, которые предусмотрены рисками. А вот неисправность самой батареи, вызванная неправильной её эксплуатацией, возмещаться страховой компанией не будет! — уточнила Ирина Мерзлякова.
Ещё один представитель страховой компании отметил, что величина планируемых страховых взносов также напрямую будет зависеть от количества желающих застраховать свой электрокар.
— Если это будет один человек из тысячи, тариф должен быть 50% от стоимости АКБ. Если же мы увидим массовый отклик от владельцев таких машин, то есть застрахованы будут, к примеру, 60 000 батарей, то можно будет сделать тариф и 2%, — высказался страховщик.
*****
Увы, единого решения по определению «справедливой цены» на заменяемые запасные части для транспорта с зелёными номерами в этот раз принято не было.
Тем не менее, по мнению гендиректора БАА, встреча прошла продуктивно. Стороны обменялись взглядами, наметили шаги по обмену данными и нашли точки соприкосновения для взаимовыгодного взаимодействия.
Подобные встречи в указанном составе планируются и в будущем. При участии БАА дилеры предоставят запрашиваемую и такую необходимую информацию для страховых компаний, после чего начнётся формирование программных продуктов для расчёта цен на запчасти для всех электромобилей в РБ. Правда, какими они будут — пока непонятно.
Однако ясно одно: доступными такие продукты пока назвать вряд ли получится, учитывая немаленькую стоимость компонентов для электротранспорта. Риск — дело благородное. Но не в том случае, когда речь касается денег или страховых выплат.
Призывая защитить все три стороны (то есть дилеров, страховщиков и клиентов), Сергей Худоешко предлагает ориентироваться на официальных импортёров, которые могут предоставить официальные цены на запчасти без рисков наткнуться на контрафакт, а также наличие, разумную и прогнозируемую логистику поставок деталей.
— В любом случае опасаться не стоит. Технологии развиваются, цены меняются, многие узлы от полной замены переходят в разряд замены более мелких компонентов. Растут и компетенции наших специалистов, создаётся по сути новая инфраструктура, новая экосистема, и все мы становимся её участниками, — резюмировал гендиректор БАА.
Источник: av.by