Лето началось не жарой, а ливнями и потопами, но все равно теплая погода придет, и белорусам захочется уехать из города куда-нибудь в другие страны — ну или хотя бы в другие города. Самолетов и поездов на запад нет — остаются автобусы.

Blizko.by расскажет и покажет, где искать расписания автобусов и покупать билеты онлайн.
Когда-то давным-давно (старожилы еще помнят те времена, когда в ходу были купюры в сотни тысяч рублей, а вход во двор БГУ был свободным для всех) с автобусами в стране было все просто. Работала государственная система автовокзалов и неуклюжий, но единый сайт для покупки билетов — а также буквально парочка частных компаний, которые запускали автобусы за границу: Intercars и Ecolines. Но сейчас все по-другому: частников стало намного больше, у них собственные сайты и приложения.
Во всем мире популярные билетные агрегаторы, которые отыщут нужные билеты и стыковки на самолеты, поезда и автобусы. В Беларуси все немного иначе, и толкового агрегатора, который бы позволял купить билет у любого перевозчика, оперирующего автобусами в Беларуси, до сих пор нет. Есть «половинчатые» агрегаторы, которые дают возможность купить билеты лишь у части таких перевозчиков. Например, покажут вам все рейсы из Минска в Вильнюс, но ни одного — из Вилейки в Долгиново. Поэтому приходится смотреть расписания на разных сайтах и вручную подбирать стыковки.
Агрегаторы
Ticketbus и Infobus
Система заказа билетов Ticketbus выросла из государственной системы, разработанной еще под эгидой Информационно-вычислительного центра авиации (да, авиации: просто так совпало). Сейчас именно на этом сайте показано расписание всех (или почти всех) государственных пригородных, междугородних и международных автобусных маршрутов. Здесь же есть и многие частники. Купить билет можно после регистрации в системе, выбор места — наугад (нет удобных схем автобусов с конкретным местом).
К сожалению, сайт богат на разные ошибки, которые сохраняются годами и даже десятилетиями. Например, он покажет, что трижды в день автобус идет из города в деревню — а обратно как будто и не идет вообще. Значит, и билет на обратный рейс вам не продаст.
Infobus — это новый, улучшенный сайт по продаже билетов. В сентябре 2018–го чешский холдинг Infobus выкупил ОДО «Белтранском» (разработчик Ticketbus) и стал его владельцем. Расписание выдается в более удобном виде; сайт показывает, сколько будет длиться поездка в часах и минутах. Рейсы в результатах поиска можно выстроить по максимальной/минимальной цене или времени в пути. А также — и этого нет у других агрегаторов — по конкретному перевозчику (правда, билеты на автобусы Ecolines он не продает). Есть детали рейса со всеми промежуточными остановками, условия возврата денег за билет, рейтинг и ссылка на отзывы о перевозчике. И сайт адаптируется под мобильные устройства и ширину окна браузера. Есть система кешбэк-бонусов, можно скачать мобильное приложение.
Мы проверили цены, сравнивая результаты Infobus с ценами на сайте перевозчика Intercars — они идентичны. То есть, по крайней мере здесь агрегатор не берет какой-то комиссии.
Unitiki
«Юнитики» — это агрегатор, который сводит воедино автобусных перевозчиков и позволяет купить билеты на автобусы Беларуси, России, Украины, страны СНГ и Европы. Сам сервис российский (ООО «Юнитики»). Утверждается, что система объединяет 2.500 перевозчиков по 20 тысячам междугородных и пригородных направлений.
Сайт хорошо адаптируется под мобильные устройства и ширину окна браузера; есть мобильное приложение, в котором, как уверяется, билеты дешевле. Сайт позволяет не только искать расписание по конкретному направлению, но и вообще смотреть, куда идут автобусы из определенного города. Например, открываешь автостанцию Новополоцка и видишь междугородние рейсы в разные стороны. У перевозчиков есть рейтинги и отзывы.
Видно, что на этом сайте многие билеты обходятся дороже, чем на сайте Infobus. Например, на «Инфобасе» два соседних рейса из Минска в Варшаву (в 20:30 и в 21:30) от компании «БайернТранс» и Автопарка №5 «Минсктранса» стоят 130 и 140 рублей соответственно. А у агрегатора «Юнитики» билеты на эти же автобусы стоят 238 и 174 рубля соответственно.
Probilets
Агрегатор от гомельской компании «БелЭкспресс Бай». Принцип работы такой же, как и у описанного выше Unitiki, тоже есть мобильное приложение, но нет рейтинга и отзывов на перевозчиков. В списке перевозчиков мы не нашли «Байертранс» (Intercars), поэтому результат поисковой выдачи чуть победнее, чем у Unitiki. Но зато цены на билеты так сильно не завышены, и часто совпадают с ценами на Ticketbus/Infobus или превышают на 6 рублей, но не 30 и не на 100.
Busfor
Еще один белорусский агрегатор (УП «Басфор Би Уай»), который, как утверждается, «первый онлайн-сервис, напрямую связывающий пассажиров и автобусных перевозчиков. Busfor работает на базе собственной разработки — технологии GDS. Это инновационная система дистрибуции, бронирования и продажи автобусных билетов».
Цены сильно ниже, чем у Unitiki, и часто совпадают с ценами на Ticketbus/Infobus, а вот на рейсы перевозчика Ecolines наценка очень большая. Вот пример огромной разбежки:
Правда, сервис предупреждает: «На этапе оплаты стоимость проезда может измениться в связи с оплатой услуг пользования пассажиром инфраструктуры автовокзала». Удобно, что часто можно узнать детальную информацию не только о рейсе, но и об автобусе.
Сайты перевозчиков
На сайтах перевозчиков цены зачастую будут ниже, чем на сайтах агрегаторов, а иногда — существенно ниже, плюс работают разные программы лояльности. Но нужно самому проверить все сайты в поисках наиболее выгодного — все как при покупке авиабилетов.
Intercars
Крупный перевозчик, специализирующийся на рейсах в Европу и в европейскую часть России, в Беларуси работает через ООО «Интеркарс Европа». Удобно, что при покупке пассажир сразу может выбрать место по «шахматке» — схеме салона. Сразу видно: место у окна или у прохода, спереди или сзади. Есть приложение и программа лояльности: скидка в 10% на последующие поездки и бесплатная седьмая поездка в течение двух лет.
Ecolines
Еще один крупный международный перевозчик, в Беларуси его представляет ООО «Билет Онлайн». У компании более 200 автобусов MAN, Setra, Neoplan; на маршрутах длиннее 350 километров работают стюардессы. Также есть смартфонное приложение и система лояльности: каждый купленный билет возвращает от 10 до 15% стоимости в виде кешбэка. «Шахматка» со схемой мест в салоне еще более наглядная, чем у Intercars.
VisitTour
Компания «Визит-тур» из Бобруйска специализируется на автобусных перевозках в европейскую часть России, Польшу, Германию и Чехию. Из Жлобина в Варшаву или из Бобруйска в Москву? Не проблема. Есть «шахматка» рассадки в салоне, главное — найти на схеме руль, чтобы понять, где у автобуса перед, а где зад. Программы лояльности нет, приложения тоже.
Атлас
Компания, которая многим минчанам известна по маршруткам Минск – Могилев, на самом деле обеспечивает куда больше маршрутов. Компанию основали выходцы из «Яндекса», согласно статистике, они соединяют маршрутами более 400 населенных пунктов. ООО «Онлайн Маршрутки», несмотря на название, оперирует не только маршрутками, но и полноценными автобусами — недавно как раз запустили из Гродно в Минск. Компания также славится «кругосветными» маршрутками по Беларуси — Blizko.by не раз рассказывал. На корпоративном сайте компании сказано, что есть программа лояльности, но в белорусском сайте про нее ничего не нашлось. Мобильные приложения есть. Там, где на маршруте работает большой автобус, в расписании так и сказано: «Большой автобус». Есть «шахматка» выбора мест.
Ticket-bus («Трасса Е95»)
Сайт, адрес которого можно спутать с сайтом «Белтранскома», описанного в начале статьи, на самом деле принадлежит ЧТУП «Трасса Е95» из Добруша Гомельской области (нет, трасса Е95 не идет через Добруш). Компания предлагает автобусные поездки в Россию, Грузию и Европу, причем сама выступает и как перевозчик, и как агрегатор. Поэтому в ее расписании есть как собственные рейсы, так и рейсы других компаний. Автобус в Варшаву отправляется не с Центрального автовокзала, а с парковки у станции метро «Автозаводская» — не для всех такое удобно.
А вот с «шахматкой» выбора мест у нас возникли сложности — ни одно место ни на одном рейсе не хотело активироваться. Возможно, вам повезет больше. Ни приложения, ни программы лояльности — только относительно низкие цены (на сайтах-агрегаторах можно купить билет по такой же цене, как на сайте самого перевозчика).