Исповедь «перекупа»: теневая сторона автомобильного рынка Беларуси
Рынок продажи автомобилей с пробегом в Беларуси – штука достаточно сложная со своими нюансами и скелетами в шкафу. А перекупщики и автоподборщики являются неотъемлемой частью вторичного авторынка.
На одном из ютуб-каналов состоялся диалог автоподборщика и перекупщика. Какова она, работа перекупщика, какие нюансы и подводные камни есть в этом бизнесе, рассказал Василий, который решил не открывать своего лица перед камерой. О чем шел разговор? О «российском буме» на рынке, откатах автоподборщикам, «скрутке» пробега автомобиля перед продажей, о заработках и о том, что позволяет перекупщикам оставаться в тени при продаже авто.
Автобизнес публикует некоторые моменты интервью со значительными сокращениями, так как полный хронометраж видео составляет более полутора часов.
– Как давно, Василий, ты занимаешься продажами автомобилей? Как вообще начал, как пришел к этому?
– У меня еще не было водительских «прав», но я уже имел опыт продажи авто. Первой проданной машиной была Tempra, как сейчас помню, с электронной панелью, которая постоянно отходила. Я продал машину прямо во дворе своего дома, заработал первые деньги и влюбился в эту работу. И занимаюсь этим уже 20 лет.
– Изменилось ли что-то по рынку за эти 20 лет?
– Конечно, изменилось. Раньше люди имели возможность купить свежепригнанный автомобиль в районе $5000. Таможня по-другому работала, машины по качеству были лучше. Человек мог обновлять автомобиль каждый год, если мог его привезти из-за границы. Продать ее чуть дешевле или чуть даже дороже но привезти из Европы более свежее авто.
Покупка машины была мероприятием, на которое собиралась вся семья. Чаще всего это происходило на авторынках в Ждановичах или Малиновке. Люди приходили с друзьями, ходили, смотрели — они приходили конкретно покупать автомобиль.
Это были выходные дни, и на тот момент на рынок нужно было собираться в 3–4 часа утра, брать с собой ведерко или бутылки с водой, чтобы ополоснуть этот автомобиль, силикон. Подготовка автомобиля шла прямо на рынке – это была романтика.
– В те времена не было интернет-ресурсов, где можно было размещать объявления. Каким образом анализировали рынок?
– Были газеты «Автобизнес» и «Из рук в руки», и в будние дни смотрели объявления, часто без фотографий и с коротким описанием. В те времена из опций указывали гидроусилитель руля, центральный замок, сигнализацию… Раньше была возможность просто обычному человеку купить хороший автомобиль… Это закончилось в 2011 году, как только поднялись таможенные пошлины.
– Как считаешь, чем отличается перекуп от продавца?
– Ничем. Сегодня сложилось впечатление, что перекупщик – это человек, наживающийся на покупателе. Есть разные категории, которые занимаются покупкой и продажей автомобилей. Одни, условно, едут и берут автомобиль по объявлению, а на утро он же появляется по другой цене. То есть они даже помыть его не успевают, «приклеивают» какую-то сумму денег и продают.
Я машины готовлю. Мне главное, чтобы техника, целостность автомобиля была хорошая. Она может быть побита слегка, но автомобиль должен иметь какое-то общее состояние. Основная категория, в которой максимальный покупательский спрос на автомобили, – до $5–10 тыс.
Нужно понимать, что этим автомобилям уже более 10 лет. Они никак не могут быть в родной краске. Если они по чистой случайности оказались в родной краске, с большим пробегом, то на них невозможно смотреть без улыбки. То есть их по-любому надо красить. А потребителю нужна картинка, и он должен на красивом автомобиле приехать к себе во двор.
Есть еще перекупщики, которые занимаются выкупом автомобилей и сами их готовят. Для них основная задача – реклама… Думаю, каждый видел визитки под дворниками за стеклами своих автомобилей. И это работает. Перекупщик делает то, что ленится делать владелец. Поэтому разница в цене – это стоимость подготовки автомобиля.
– Зарабатывать в наше время не плохо. Но в этой сфере много людей (я не говорю за всех), которые занимаются этим видом деятельности нечестно: корректируют одометр, делают кузовной ремонт, используя дешевые материалы и не соблюдая технологию.
– Но ведь есть и автовладельцы, которые, чтобы продать автомобиль подороже, либо готовят его сами, либо обращаются в кузовной ремонт, чтобы убрать «рыжики», и говорят: «Ребята, мне надо дешевле, мне надо на продажу». Тогда мы отталкиваемся от профессии или от человека?..
Человек, который продает автомобиль, не будет ездить с вами месяц, два и три. Он продаст автомобиль и забудет. Осмотрите авто, съездите на СТО. Если человек не хочет ехать на СТО, значит, не надо покупать этот автомобиль. Если он не хочет, чтоб к нему приезжал автоподборщик, значит, говорите: «До свидания, извините, сделки не будет».
– Если не секрет, сколько автомобилей в месяц ты продаешь?
– Сейчас все зависит от времени. Не так давно все опять «ринулись» в США. Автомобиль там покупается, плывет, потом делается, потом выставляется на продажу – машина продается в течение полугода с момента покупки. Часть автомобилей везется «под льготу». Но льготник или оформление на другого человека – это всегда риск.
– Насколько стало сложнее продавать автомобили с развитием интернета?
– Тяжелее стало продать плохую машину. Но зачем ее покупать? Если тебе предлагают автомобиль с зафиксированным пробегом в 500 тысяч км, зачем его покупать?
– Как часто люди проверяют в целом автомобиль?
– Исходя из моего опыта, скажу, что хорошие машины люди покупают по эмоциям: они приезжают и говорят, что машина им нравится. Они не берут с собой толщиномер – им просто везет. А есть покупатели, которые месяцами смотрят автомобили и по факту покупают все то же самое, что могли купить по описанию в первый день.
– Многие не понимают, как происходят сделки и как перекупы остаются в тени.
– Часто хозяева рады отдать свой автомобиль, потому что его никто не берет. Эти машины не нужны никому, кроме перекупов. Ну вы же своим клиентам не ищете хороший вариант именно для заработка, правильно? Вы ищете им автомобиль для себя, именно хороший автомобиль. А машина с недостатками не нужна априори. Неважно, какой вы подборщик и какой у вас опытом.
– Как часто давал «откаты» подборщикам?
– Систематически. Чаще давал, чем не давал. Когда вы просите своего специалиста-мастера помочь вам с покупкой автомобиля, смею вас огорчить, он не просто так покупает именно этот автомобиль. Обратился ко мне клиент, попросил: «Слушай, мне нужна машинка хорошая для хороших людей, которые мне очень помогли». Я нашел машину, назвал рыночную цену, а он мне: «Дружище, скажи им больше…» Он не подборщик, он просто говорит, что человек продает автомобиль, но он хуже перекупщика.
Порядок откатов порой больше, чем стоит подбор. Это факт. Мне многие перекупы рассказывали и рассказывают про суммы, которые просят ребята.
Сейчас есть хорошие подборщики, есть хорошие перекупщики. Есть правильные люди, которые могут продать хороший автомобиль, а есть люди, которые могут именно подобрать хороший автомобиль. А есть и плохие перекупщики: как перекупщик, может, он хороший, может, у него и заработки идут хорошие, но он продает плохие автомобили. На самом деле, полно хороших людей, которые просто честно делают свою работу. Так и СТО. Куда бы вы ни обратились, есть хорошие люди и плохие. На этом мир строится.
– А существует сообщество перекупов?
– Больше нет, чем да. Оно и не нужно. Как такового сообщества нет – просто определенный круг лиц. В последнее время все больше и больше людей становится на эту дорожку. Этой работой не заработаешь миллионы. Это обычная работа, и она ничем не отличается от всех остальных. Чаще всего люди к этому относятся как к дополнительному заработку, имея что-то основное. И тем самым это подпортило общий рынок из-за непрофессионализма.
Организовать такое сообщество, чтобы никто никому не мешал: и волки были сыты, и овцы целы, – не получится. Все утром просыпаются и выходят, чтобы заработать денег.
– Какой самый большой минус был и на каком автомобиле?
– Самый большой минус у меня был при покупке автомобиля себе. Я купил автомобиль в автохаусе, который потом попал в крупное уголовное дело. И мне пришлось этот автомобиль приобретать второй раз, но уже у хозяйки автомобиля. Два раза купить один тот же автомобиль, согласитесь, это больно.
– Часто удавалось обмануть подборщиков?
– А подборщик не панацея. Подборщик – это живой человек, который имеет глаза, какие-то приборы, дополнительные знания. И есть автомобили. Не всегда ты будешь знать все, и всего знать никому не дано. Поэтому я все-таки до сих пор сторонник того, что автомобиль нужно отдавать при осмотре на специализированный сервис.
Многие машины покупались просто из-за того, что по толщиномеру все хорошо, по компьютеру все хорошо. Ну, в принципе, мы рекомендуем: берите. А потом человек поднимает на подъемник, оказывается, там варить что-то надо либо там какие-то есть повреждения пластмасс, которые надо покупать и про которые подборщик не сказал. Потому что подборщик не может это увидеть на улице.
– Что будет, на твой взгляд, с авторынком в 2024 году?
– Все повторяется, абсолютно все. За всплеском 2010–2011 годов был упадок, за всплеском 2014–2015 снова последовал упадок. Новый всплеск уже был. Сейчас на это количество автомобилей не такое большое количество покупателей. Спроса как такового не будет, и дорогой сегмент, наверное, покатится вниз.