«Хочу, чтобы вся машина была из дерева». История реконструкции 401-го «Москвича»

АвтоОбщество
Поделись с друзьями

Когда люди покупают ретроавтомобили, они стараются восстановить все в родное, чтобы таким образом отдать дань уважения эпохе, чтобы рядом всегда был тот самый кусочек истории. Но у Станислава, купившего «Москвич-401» 1953 года, была совсем другая идея, рассказывает журналист abw.by Валерия Попкова.

История реконструкции

– Интерес к ретроавтомобилям начался с того, что мне захотелось понять техническую мысль того времени. И изначально я хотел 407-й «пирожок». Но затем благодаря товарищу мне подвернулся «Москвич-401». Он стоял у одного дедушки, который пытался его восстановить, но в итоге просто накрыл рыбацкой сеткой и забыл. А поскольку меня уже привлек внешний вид авто и его небольшой размер – я решился на покупку. Это было 11 ноября 2010 года. То есть машина со мной уже почти 14 лет. А сама она – 1953 года. Помимо нее у меня есть и обычные автомобили, но пользуюсь я в основном ей. Потому что это мой первый ретроавтомобиль и единственный. Я к нему уже настолько привык, что, мне кажется, если меня лишить его, то это будет невосполнимая потеря.

История реконструкции

Но когда я покупал машину, она была в нерабочем состоянии, даже без стекол. Единственное, там стоял новый мотор. Но вот все остальное было в полной разрухе, приходилось восстанавливать с нуля. Причем работать с ней я начал очень интересно. Раньше такой машинки, как болгарки, еще не было. И поэтому если автомобиль где-то подгнивал, то вырезать это было просто нечем. Вместо этого на прогнивший кусок сверху клали железо и заводили газовую сварку. Поэтому когда я начал заниматься днищем, то увидел настоящий бутерброд – сантиметров 5 точно. По этой же причине все, что здесь находится, собрано из кусочков металла. Живыми остались только крыша и двери.

Но я и покупал эту машину не для того, чтобы стремиться к родному, привести ее в порядок и таким образом повысить стоимость. Такой цели никогда не было. Мне скорее было интересно работать с ней как с конструктором. Причем я хочу, чтобы вся машина была из дерева. Ведь это очень интересный материал сам по себе. Например, сейчас здесь деревянный пол. И это очень удобно. Потому что в привычных нам автомобилях лежат пластмассовые коврики, на которых постоянно скапливается грязь и ее нужно убирать. Дерево же убирать не надо, потому что там не скапливается песок. А если туда попадает какая-то влага, то все хорошо испаряется.

После пола я обшил деревом двери. Во-первых, потому что ткань мне просто не нравилась. А во-вторых, дерево хорошо себя показало. И после этого я решил, что оно будет везде, где можно. Так появился деревянный козырек от солнца, который пришел на смену родному. Тот был привинчен и состоял из пожелтевшего пластика. Поэтому его было неприятно открывать-закрывать.

Еще у меня деревянная приборная панель. Но она была изначально переделана – здесь стояла панель от 412-го, более позднего. Видимо, прошлые хозяева пытались усовершенствовать машину, внедряя сюда какие-то элементы из более новых авто. И для этого даже вырезали один бардачок, хотя здесь их должно быть два. Но я это все нещадно порезал, повыковыривал все новшества и оставил только самое нужное.

Щетки здесь тоже пришлось делать самостоятельно. Родные очень интересно и вместе с тем неудобно работали. Для того, чтобы они быстро очищали стекло во время сильного дождя, надо было быстро ехать. То есть скорость их работы зависела от скорости машины. Сейчас такой взаимосвязи нет.

Также здесь стоит не родной двигатель. Он от ВАЗ-2101. Родной работал хорошо, и у него даже не было большого расхода масла. Но существовала проблема с водяным насосом. Там протекала помпа, и эта жидкость уничтожала подшипники, на которых он крутился. При замене подшипников я пытался даже реконструировать уплотнительный сальник.

Но поскольку корпус помпы уже был подношенный, места посадки подшипников нормально не держались. Новую искать мне не хотелось, заморачиваться тоже. И под руку тогда попался вот этот силовой агрегат вместе с коробкой передач. И в целом все хорошо. Но есть один минус – раньше переключение передач было на руле. И это жутко удобно. А из-за нового двигателя теперь торчит рычаг. Но если я когда-нибудь сумею перевести механизм на руль управления, я, наверное, это сделаю, но это не первостепенная задача.

Вообще, впереди еще много работы, и, наверное, это нескончаемая реконструкция. Например, скоро повыходят из строя крылья. Потому что этой покраске уже больше 10 лет. И сделана она была не прям хорошо. Я тогда сам подгонял, ведь хотел сделать лишь пробную окраску и просто посмотреть, как ляжет краска. Ведь я знал, что, когда автомобиль выходит с малярки, через полгода где-то начинает проявляться ржавчина. И я думал, раз все равно так будет, то покрашу пробно и, когда она проявится, буду дорабатывать именно эти места. Так прошло 10 лет. Ржавчина начала появляться только пару лет назад.

Еще надо сделать сиденья. Потому что то, что есть сейчас, не вписывается в мое представление о том, как это должно быть. Причем я хочу полный минимализм – это направление моей мысли. То есть здесь не должно быть ничего лишнего, особенно электрического. Все должно быть простейшим и желательно из дерева. И, конечно, надо позашивать все железо, которое торчит.

Что касается внимания со стороны людей, то знак «большой палец вверх» стал для меня обычным, как от пешеходов, так и от встречных водителей. Эту старушку все время приветствуют. А раньше я даже не мог на минутку отойти в магазин. Потому что на выходе всегда видел людей возле нее. Но сейчас уже поутихло. Видимо, люди привыкли, что она ездит по городу. Но мне все равно нравится, что к ней проявляют интерес маленькие дети, которые, казалось бы, вообще не должны понимать, что это за машина. С сотрудниками ГАИ тоже каких-то проблем не замечал. Нет такого, что они специально останавливают или придираются. Наоборот, ведут себя уважительно к нашему автопрошлому.

Что же до меня, то ездить на ней мне очень нравится. Тем более что свои задачи по перемещению меня из пункта А в пункт Б она исполняет. А ко всем этим шумовым атакам быстро привыкаешь. Еще в этом автомобиле мне очень нравится отсутствие ремней безопасности – они не предусмотрены конструкцией. И их отсутствие дает ощущение свободы в моменте пользования. Когда сажусь в другой автомобиль и мне приходится пристегиваться, у меня есть ощущение, что меня взяли за горло.

Помимо этого, занимаясь этой машиной, начинаешь лучше понимать то время. Например, здесь можно вести отдельный разговор только об использованных материалах. Потому что в этом автомобиле я нахожу то, что сейчас не рискнули бы использовать. Например, закалка фланца редуктора заднего моста. Когда я пробовал его сверлить, чтобы совместить с карданом от ВАЗа, у меня ничего не получилось. Настолько там крепкое железо. А вот в ВАЗе эти фланцы сделаны из обычного, их даже калить не пытаются. Качеству исполнения в те времена уделялось очень много внимания.

И если бы гипотетически у меня появилось предложение поменять ее на какую-нибудь современную машину, я бы не поменял. Даже представить себе такое не могу. Потому что я воспринимаю ее как часть моего жизненного интерьера, с которым мне не хочется расставаться.

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.