«Мы ввязались в то, чего не понимали». История реставрации Chevrolet Monza из Гродно
Этот Chevrolet Monza Towne Coupe 1979 года выпуска попал в Беларусь еще в 1991-м, а у нынешнего владельца оказался в 2012 году, после чего его ждала реставрация, растянувшаяся на 10 лет. Почему так вышло – читайте далее.
После покупки новоиспеченный владелец этого ретрокара рассчитывал привести его в порядок довольно быстро, но что-то пошло не так. Слово – Константину из Гродно:
«Это была амбициозная идея, если хотите – ошибка»
– У меня была мечта купить американскую машину, и я ставил перед собой три цели: большой двигатель V8, автоматическая коробка передач с «кочергой» на руле и диван спереди. И когда в продаже появилась эта Monza, я взял день на размышления и в итоге принял решение её купить. Правда, здесь вместо V8 стоит V6, есть «автомат», но нет «кочерги», а также нет дивана. Все пункты не сошлись.
Всё случилось в 2012 году. Машину нашел в Гродно. Она «живет» здесь с 1991 года. Именно тогда предыдущий владелец, по его словам, купил ее в порту в Калининграде. Он туда приехал, у него были с собой какие-то, наверное, еще советские деньги, которые заканчивали свое хождение. И вот человек на все деньги купил то, что мог, в том числе эту Monza.
С тех пор он ее и эксплуатировал. До 2000-х машина ездила ежедневно, потом в силу нехватки запчастей и из-за появления другого авто хозяин поставил ее в гараж.
Под капотом – мотор V6 объемом 3,2 литра, коробка передач автоматическая, есть кондиционер. На те времена это был эксклюзивный автомобиль.
В 2012 году владелец решил продать машину, соответственно я ее купил. И разобрал до винтика. Это была амбициозная идея, если хотите – ошибка, потому что реставрация затянулась на 10 лет.
Так получилось, что я насмотрелся программ по Discovery, где «тачки» делали за 10 дней. Плюс попался мне мастер Сергей – зрелый дядька, который сказал: «Хочу в карьере отреставрировать что-то знаковое». Я ему благодарен, наши желания совпали, но мы ввязались в то, чего не понимали.
Машина изначально была целой, без дырок и видимых очагов коррозии, хотя точки по низу присутствовали. В автомобиле работало всё, что в нём было. Но когда мы копнули глубже, то обнаружили, что вся ржавчина – внутри: в порогах, на днище… В итоге одно, второе, третье – и автомобиль разобрали до голого кузова.
Полгода Сергей занимался только кузовом: восстанавливал днище, наносил герметики, грунты, потом поставил его на колеса и готовил к покраске. Затем была пауза, потом красили другие – длинная история.
На самом деле я не знал, что делал, и не понимал, куда шел. Сегодня, если решусь на еще одну такую авантюру, буду делать совершенно по-другому. Но пройдя через всё это, могу сказать: если хочется какое-то ретро, лучше брать сохраненный автомобиль, чтобы не влезать в реставрацию. Это сбережет вам годы, деньги и нервы.
Были моменты, когда просто опускались руки. И находились желающие купить этот проект, но мы то не сходились в цене, то у покупателей пропадал запал и они отказывались. Короче, мысли продать на половине пути появлялись, казалось, что сделать я машину не смогу.
Но все-таки известные в узких кругах минские реставраторы Сергей и Паша дособирали автомобиль, за что им тоже спасибо. Именно к ним приехала Monza в виде покрашенного кузова, десяти тысяч мешков деталей и кучи, простите, г#@на: новые запчасти, старые запчасти. И из этого всего они собирали машину. Это тоже был долгий процесс: то не хватало запчастей, то финансирования, то какие-то другие проблемы возникали. Но в прошлом году наконец-то автомобиль впервые с 2012 года поехал.
«На размер ругается даже Google»
Машина досталась мне с жигулевскими фарами спереди. Они были вставлены, скажем так, грубо, с вырванными регулировками, болтами, абы как наклеенным хромом. Всё заказал новое, ребята в Минске восстановили в оригинал.
Обратите внимание на интересное решение: указатели поворотов в Monza спрятаны за решетку радиатора.
Зеркала на автомобиле оригинальные, пусть и выглядят современно. Мне кажется, что эти зеркала в Chevrolet ставили на разные модели лет 40, пока в середине 1990-х они у них не закончились.
Внешний багажник был на машине изначально – это опция, которую продавали дилеры. У меня был британский автомобиль с точно таким же багажником. Есть тюнинговое ателье, которое их выпускает.
На предусмотренное производителем место для квадратного американского «номера» наш прямоугольный не помещается, а изгибать его нельзя. Поэтому пришлось установить его на бампер, а в штатном месте пока остались отверстия. Есть идея поставить туда рамку с каким-то декором – это будет логичным завершением визуала.
Хотя нет, нужно будет еще поменять один из задних фонарей – на нем трещина. Пока я не смог его найти, а вот второй, который был в совсем плачевном состоянии, купил и заменил.
Салон полностью оригинальный, я не менял в нем ничего, кроме ковров. Оригинальный ковер заказывал в США, дополнительные коврики шили ребята в Минске.
Были порывы перешить салон. Я хотел самостоятельно изготовить дверные карты: у меня лежат ручки от более богатой версии. Но столкнулся с тем, что у людей, которые перетягивают салоны, нет материалов, близких к той эпохе. Сегодня обивка тонкая и матовая, поэтому все перешитые салоны смотрятся по-современному. А здесь материал глянцевый и толстый – мне он нравится гораздо больше, чем то, на что могут поменять.
Да, водительское сиденье действительно серьезно изношено, но в остальном меня оригинальный салон полностью устраивает.
Сзади по современным меркам довольно комфортно, есть ремни безопасности. Там ездят дети, однажды супруга ехала из Гродно в Минск. Особенность заднего ряда в том, что его подушки быстросъемные, вместо них можно поставить сумки.
В планах установить нормальную «музыку» – ее здесь, можно сказать, нет. Сейчас стоит неоригинальная магнитола, а купил я машину с радио, которое ставил предыдущий хозяин. В процессе реставрации оно было утеряно, поэтому, чтобы закрыть дыру в панели, поставил эту.
Подвеска, тормоза и шины на машине новые. Колесами я загорелся где-то в 2013-2014 годах, тогда и купил спицевые 15-дюймовые диски. Они долго лежали, я планировал их ставить, но когда пришло время, понял, что что-то не то. В итоге принял решение отреставрировать оригинальные железные 13-дюймовые диски, которые сейчас и стоят. Они покрашены, отполимерены. Дальше заказал комплект заглушек и комплект трим-рингов. Основная особенность этих колес – резина размерности 205/60 R13. На это ругается даже Google, который не знает этого размера. Купить такие шины на постсоветском пространстве невозможно – их просто нет. Мне их привозили под заказ, причем я нашел сразу два варианта: один стоил около двух тысяч долларов за комплект, второй получился раза в три дешевле – его и купил.
Тормозные диски менял предыдущий владелец, они всё еще неплохи, поэтому мы поменяли только все колодки. В подвеске поставили новые пружины, заменили все сайлент-блоки, часть элементов покрасили полимером. Подвеска обслуживаемая, стоят масленки, которые надо вовремя шприцевать.
«Родной» мотор Buick 3.2 V6 ставился всего на несколько моделей. Соответственно запчасти на него были и есть, но стоят дорого. Ребята посчитали расходы и сказали, что капремонт обойдется в такую же сумму, как покупка свап-комплекта на V8 5.7. И мы его купили, вкинули мотор, но чуть-чуть просчитались, потому что для V8 здесь оказалось мало места – не помещались коллекторы. А другие никто не делает. Машина простояла так год, все разводили руками, в итоге решили вернуться к оригиналу. Наверное, это даже к лучшему, потому что с V8, скорее всего, автомобиль был бы неуправляемым.
«Автомат» полностью перебирали, капитальный ремонт производился прошедшей зимой.
Радиатор был заменен на усиленный. Можно было пойти по пути покупки китайского радиатора, но в Минске сделали копию оригинала.
Остается восстановить работоспособность кондиционера, компрессор лежит в багажнике.
«Запах карбюраторной машины до сих пор не отпускает»
У меня есть опыт езды на разных классических авто. И Monza можно сравнивать с современной машиной – она не доставляет никакого дискомфорта. Благодаря гидроусилителю руль вращается одним пальцем, КПП автоматическая, достаточно мощности, на удивление нормальный свет. Автомобиль хорошо стоит на дороге. Недавно ездили в Питер – спокойно держали скорость около 110, расход топлива при этом получился на уровне 10-11 литров на «сотню». Правда, во время той ночной поездки было довольно холодно – около 7 градусов, – мотор упорно не хотел прогреваться, возможно, дело как раз в новом радиаторе. Есть даже фотографии, где мы на старте в Гродно в маечках, а спустя 40 километров едем, надев на себя всё, что было с собой. Утром выглянуло солнце – стало нормально.
Автомобиль интересный, за всё время, что он у меня, я не нашел второго такого на постсоветском пространстве. В Киеве был аналогичный Pontiac, плюс видел фото похожего Chevrolet из Калининграда в чуть другом кузове и в крайне плачевном состоянии.
Недавно пытался вспомнить, как вообще родилась идея такой покупки. Есть версия, что в моем интересе к ретроавто виноват отец, который рассказывал, что забирал меня из роддома на «Победе». Видимо, тогда я впитал запах карбюраторной машины, который до сих пор не отпускает.