Дешевые «электрички» – всё? К чему приведет авторынок необходимость получения ОТТС

АвтоВ стране
Поделись с друзьями

Об этом говорили давно, и это случилось. 10 июля было опубликовано Постановление Совмина №372, которое ограничивает ввоз юрлицами в Беларусь новых автомобилей без прохождения процедуры одобрения типа транспортного средства. Теперь за год по упрощенным правилам можно ввезти лишь малую партию автомобилей. Как это скажется на автомобильном рынке? Журналист abw.by Андрей Ахрем выслушал мнения его игроков.

К чему

Согласно Техническому регламенту Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», действующему с 2011 года, размер малой партии составляет 150 автомобилей. Фактически речь идет о возвращении нормы ввоза, так как она действовала и ранее, вплоть до 2022 года, когда ввиду известных событий многие автомобильные марки начали покидать отечественный рынок.

Чтобы избежать дефицита, импортерам временно позволили ввозить малые партии автомобилей одной модели без прохождения процедуры одобрения типа транспортного средства (ОТТС) на основе заключения об оценке единичного транспортного средства. Эта временная норма должна была действовать до 31 декабря 2027 года, но многие компании, занимающиеся параллельным импортом, ввозили машины без ОТТС тысячами, поэтому, как говорится, лавочку решили прикрыть.

К чему

Теперь без одобрения типа транспортного средства юрлица могут ввезти в Беларусь не более 150 единиц автомобилей одной модели в течение календарного года. Причем не более 150 единиц на всех (!). Кто первый успел – того и тапки. Пока главный вопрос в учете: как понимать, сколько машин уже ввезено? И где выяснить, сколько еще едет? Ведь ситуация, когда при уже ввезенных, например, 60 машинах шесть компаний независимо друг от друга заказывают партии по 20 авто, вполне реальна. И повезет тем четырем, у кого они приедут первыми. 60 + 80 = 140. Очевидно, что фирма, партия которой приедет пятой, окажется в странной ситуации: 10 авто они смогут оформить без ОТТС, а на оставшиеся 10, получается, придется получать одобрение типа ТС, как и компании, партия которой приедет последней.

Ожидается, что в ближайшее время Госстандарт должен выпустить разъяснения по этому поводу. Важно отметить, что Постановление №372 вступает в силу через 30 дней после его официального опубликования. До этого момента юрлица могут продолжать ввозить любые автомобили на основе заключения об оценке, а в отношении «транспортных средств, приводимых в движение исключительно электрическим двигателем» это можно делать до 1 января 2026 года. Все эти изменения не касаются физических лиц.

Для большинства официальных дилеров ничего не меняется

Но все эти нюансы мало волнуют потребителей – нас с вами. Как скажется необходимость получения ОТТС юрлицами на стоимости новых автомобилей? Что изменится на рынке?

Чтобы дать ответы на эти вопросы, нужно разделить рынок на две части: официальную и «серую». И на работу официальных дилеров обсуждаемые изменения практически не повлияют. Ведь, по словам председателя правления Автомобильной ассоциации «БАА» Сергея Вариводы, абсолютное большинство из них имеет ОТТС:

«Среди дилеров, входящих в БАА, доля продаж автомобилей с таким документом, как заключение об оценке, составила не более 5% от всех реализованных автомобилей в первом полугодии 2025 года. То есть для официальных дилеров и автопроизводителей, являющихся членами БАА, проблема, связанная с ОТТС, не является существенной. И «БЕЛДЖИ», и все крупные импортеры имеют одобрения типа транспортного средства.

Напомню, что 452-е постановление, в которое вносятся изменение обсуждаемым 372-м постановлением, вышло в июле 2022 года, чтобы не допустить возможного дефицита на рынке. Тогда была упрощена система оценки соответствия относительно требований ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств». Официальные импортеры работали в соответствии с требованиями этого техрегламента более десяти лет. Поэтому для нас получение ОТТС является обычным делом. Абсолютное большинство дилеров не пользовалось механизмом получения заключения об оценке единичного ТС.

При этом многие неофициальные поставщики с помощью этого механизма ввозили некоторые модели сотнями, а иногда и тысячами в течение года.

Массовый ввоз в упрощенном порядке, которым пользовались практически все, кто занимался параллельным импортом, во-первых, создавал неравные условия игры на рынке. Во-вторых, он привел к поступлению в нашу страну продукции, которая не проходит оценку соответствия техрегламенту. Безопасность этой продукции, теоретическая и практическая, вызывает у специалистов ряд вопросов. Ведь у нас нет соглашения с КНР, откуда в основном поступает такая продукция, о взаимном признании документов об оценке соответствия. Автомобиль, прошедший сертификацию в Китае, необязательно будет соответствовать нормам ЕЭК ООН, которыми руководствуется Республика Беларусь.

В этой связи, а также ввиду того, что сегодня предложение на рынке доминирует над спросом – это хорошо видно по большому количеству акций и скидок на автомобили – правительство сочло целесообразным отменить временный порядок оценки соответствия с выдачей заключения об оценке, сохранив возможность ввоза малых партий для пробных поставок и малых игроков», – говорит председатель правления Автомобильной ассоциации «БАА».

В общем, за автомобили от официальных дилеров можно не переживать. Изменения коснутся только тех редких компаний, которые воспользовались возможностью работать в упрощенном порядке. Но таких среди дилеров, давно работающих на рынке, единицы.

Про BYD пора забывать?

А вот бесчисленное множество фирм, занимающихся преимущественно поставками электромобилей и гибридов из Китая, сегодня думают, что делать дальше. Необходимость получения одобрения типа транспортного средства на ввозимые неофициально «электрички» возникает не сейчас, а с 2026 года, но приступать к решению вопроса нужно уже.

«Получение ОТТС – это длительная процедура, требующая участия производителя, лабораторных испытаний и значительных финансовых и временных ресурсов, – высказывает свое мнение директор ООО «7 Джи ПИ» (SGP) Артем Ловчев. – Пока у нас нет понимания, какие требования будут предъявляться при оформлении ОТТС на электромобили, готовы ли регламенты и т.д.

Также не стоит забывать, что практически весь модельный ряд электромобилей BYD, которые мы реализуем конечному потребителю, подвергается частому обновлению. Для примера, за два года BYD Song Plus претерпел четыре рестайлинга. В полученное сегодня ОТТС на конкретную модель через несколько месяцев придется вносить изменения, так как производитель выпустит очередной рестайлинг. Это делает весь процесс по оформлению ОТТС бессмысленным и финансово не обоснованным.

Введение обязательного ОТТС для юридических лиц приведет к тому, что подавляющее большинство компаний по продаже электромобилей не выдержат финансовой нагрузки и уйдут с рынка. Это негативно скажется не только на развитии электромобильной отрасли, но и на всех государственных инфраструктурных проектах, завязанных на росте потребления электроэнергии».

В чем заключается сложность получения ОТТС? Свое мнение высказывает заместитель директора по продажам ООО «ДрайвМоторс» Евгений Люцко:

«Трудности для импортера следующие:

1. Время. На процедуру получения ОТТС необходимо в среднем около полугода. Где-то меньше, где-то больше.

2. Деньги. По нашим подсчетам, стоимость ОТТС в зависимости от марки и модели авто составляет от 50 до 250 тысяч белорусских рублей.

3. Дополнительные опции. Для ввоза авто в Беларусь нужна е-маркировка отдельных компонентов и устройств, которая соответствует европейским правилам и стандартам, требованиям безопасности.

Главный нюанс в том, что требуется соглашение на получение ОТТС между заявителем, то есть юридическим лицом/дилером, и производителем автомобиля. Не каждый производитель готов наделить заявителя соглашением, так как действуют санкции», – говорит Евгений Люцко.

Впрочем, для небольших фирм есть простое и очевидное решение – не получать ОТТС. Консультационные услуги, оказание содействия физическому лицу в заказе автомобиля на себя и т.п. Ну, вы поняли. Фирма не привозит машину на себя – она сразу оформляет доставку на клиента. Правда, в этом случае станет сложнее купить электромобиль или гибрид из наличия. Хотя схему с «вешалками» и комиссионной продажей никто не отменял – весь рынок «бэушки» из-за границы так и работает.

«Введение ОТТС сильно изменит правила работы на рынке. Эта мера принимается для поддержания белорусского производителя и официальных дилеров, но по факту она убьет поставщиков, работающих по параллельному импорту. Не каждый сможет проинвестировать денежные средства в проведение всех необходимых процедур для получения ОТТС. Тем более производители из КНР каждые полгода обновляют модельный ряд. В свою очередь, наличие категории физлиц, которых не касается ОТТС, откроет путь «черным импортерам», не платящим налоги и не пополняющим бюджет страны», – говорит директор ООО «Ист Технолоджи» (ETS.Auto) Алексей Чигир.

Необходимость получения ОТТС негативно отразится на развитии рынка электромобилей и последовательных гибридов, где большая часть продаж приходится именно на ввезенные неофициально автомобили. В том, что революция электротранспорта в нашей стране может закончиться не начавшись, уверены все опрошенные собеседники.

«Будет и дефицит, и увеличение цены – говорит учредитель ООО «ЯАР Групп» (Electro-Car.by) Ян Шарапов. – Все это мы безусловно увидим. Чтобы получить ОТТС, производитель должен пойти на полное содействие. У любого поставщика из Китая примерно половина электромобилей – это BYD. А BYD в текущей геополитической ситуации не будет ни с кем взаимодействовать. Им интересны рынки Австралии, Европы и т.д. Заходить официально к нам они просто не будут.

Поэтому BYD фактически не останется на рынке. Да, физлица спокойно смогут их себе возить, никаких проблем. Но что делать юрлицу, например, таксопарку, который закупал электромобили партиями? Ему придется делать какой-то «зоопарк» у себя в парке. Но это невыгодно, потому что надо иметь склад запчастей и т.д.».

Свое мнение дополняет Алексей Чигир: «Из-за обсуждаемых изменений цены на электромобили наверняка вырастут, спрос на них упадет. А снижение спроса приведет к замедлению развития инфраструктуры, а также сервисного обслуживания, на которое мы сейчас делаем основной упор. Я уверен, что при равных ценах люди все же выберут автомобили с ДВС. Электромобили хороши, но ДВС привычнее для большинства. В первую очередь потому, что слабо развита сеть сервисных центров».

«Возможно, из-за повышения цен спрос на электромобили не снизится до критического уровня в перспективе ближайших нескольких лет. Однако ввиду отсутствия ОТТС у действующих поставщиков, предложение электромобилей в наличии существенно сократится, что скажется на спросе. Сегодня к нам часто приходят клиенты, которые готовы приобретать электромобили исключительно из наличия и не готовы ждать. Многие из них сдают свои авто в Trade-in, чтобы сразу же пересесть на новый электромобиль. После введения ОТТС у этих людей просто не останется выбора», – резюмирует Артем Ловчев.

Вот такие расклады. А что думаете вы о необходимости получения ОТТС всеми игроками рынка?

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.