«Баллон — белорусский, форсунки — итальянские!» Как авто перевели на газ и какое ГБО использовали на сервисе?
Перевод автомобиля на газ стал довольно популярным в Беларуси из-за желания сэкономить на топливе. Недавно мы рассказывали истории автовладельцев о позитивном опыте установки ГБО в авто и эксплуатации.
Теперь av.by решил детальнее углубиться во все вопросы, связанные с установкой ГБО в автомобиль, для чего обратился на одну из специализированных минских СТО.
«Цельного готового комплекта ГБО, который можно просто купить в одном месте, не существует!»
Официальных сервисов, предоставляющих услуги установки газобаллонного оборудования в автомобиль, в одном только Минске можно насчитать не менее десятка. Там предлагают различные комплекты ГБО в совершенно разных ценовых диапазонах.
Сама услуга приобретает всё больший масштаб, ведь использование газа пропан-бутан как альтернативы традиционным видам топлива помогает владельцам авто здорово экономить. Так считает директор столичной СТО «Автогазтрейд» Александр, куда мы прибыли, чтобы подробно изучить, из чего состоит ГБО и как его устанавливают в автомобиль.
Сервис работает уже более десяти лет — в основном только с коммерческими организациями, имеющими большие автопарки: фирмами из сферы доставки, такси, курьерскими службами и др. За день здесь могут перевести на газ порядка четырёх-пяти автомобилей, и в том числе за счёт таких объёмов СТО стала экспертом в вопросах ГБО.
По словам Александра, все специалисты сервиса прошли специальное обучение в «Газ-институте» и имеют разрешение на допуск к работе с ГБО. Плюс к этому каждый производитель проводит различные семинары. Оборудование постоянно обновляется, технологии на месте не стоят, сами автомобили становятся «умнее». Соответственно, квалификация мастеров тоже не должна отставать.
— Это важно, ведь само оборудование довольно сложное. Наш сервис использует только ГБО, имеющее все сертификаты, необходимые на территории Беларуси (в том числе они действуют за рубежом). Мы сами являемся импортёром оборудования, привозим его из разных стран. Оборудование, не имеющее разрешительной документации в Беларуси, мы просто физически не можем привезти — таможня не пропустит! Основной документ, которым мы руководствуемся, — это технический регламент Таможенного союза (ТР ТС 018 от 2011 г. «О безопасности колёсных транспортных средств»), где перечислены конкретные требования к компонентам ГБО.
— Возможно, вы будете удивлены, но цельного готового комплекта ГБО, который можно просто купить в одном месте, не существует! Так, например, из белорусского мы используем в своих установках качественный баллон новогрудского завода. Редуктор-испаритель и мультиклапан, устанавливаемый на баллон, итальянского производства — фирмы «Томасетто». Топливные форсунки тоже итальянские. А газовый блок управления, как правило, ставится польский, так как он наиболее гармонично сочетает в себе качество и разумную стоимость. Вот и получается такой сборный интернациональный комплект!
«Серьёзных вмешательств в системы авто нет»
На сервисе есть проверенный комплект на каждый автомобиль, который гарантированно будет работать без проблем. Александр говорит, что практически на любое бензиновое авто можно установить ГБО, вопрос только в стоимости.
— В первую очередь на цену влияет количество цилиндров: чем их больше, тем выше окажется стоимость установки ГБО. Сам автомобиль диктует, какое на него будет установлено ГБО. На некоторые необходимы более дорогие форсунки (так называемые скоростные), специальные фильтры. Ну и сейчас набирают популярность машины с непосредственным впрыском топлива, которые мы тоже успешно переводим на газ. Для них есть специальные комплекты. Правда, если говорить навскидку, это обойдётся вдвое дороже, чем обычно, — рассказывает Александр.
В день нашего приезда на СТО устанавливают ГБО на Volkswagen Polo 2017 года с бензиновым мотором объёмом 1,6 литра. На примере этого хорошо знакомого белорусам автомобиля мы и посмотрим, как устроен весь процесс!
Всё начинается со звонка клиента на сервис, предварительной консультации (выясняют, какое оборудование будет ставиться) и записи на определённый день, ведь сама установка ГБО длится порядка четырёх-пяти часов. В данном случае клиент на Polo приехал в 9 утра. Мастер провёл стандартную приёмку авто (описываются его комплектация, характеристики, состояние и т. д.), а затем уточнил у клиента, где ему будет удобнее расположить кнопку-индикатор в салоне. Владелец оформляет на сервисе все документы и оставляет автомобиль на монтаж, а мастера приступают к работе.
— Volkswagen Polo — это инжекторный автомобиль, поэтому в данном случае специалисты монтируют газобаллонное оборудование четвёртого поколения. В комплект входят баллон, мультиклапан с предохранительным клапаном, топливные магистрали (одна идёт для заправки, другая — для питания системы), индуктор-испаритель и форсунки, которые производят впрыск топлива в двигатель, отдельный газовый блок управления, кнопка — индикатор работы ГБО, чтобы водитель видел, на чём в тот или иной момент работает автомобиль: на газе или бензине. Также на кнопку выводится информация о количестве газа в баллоне. А когда газ заканчивается, подаётся звуковой сигнал — пора ехать на заправку.
Самое интересное, что при множестве элементов ГБО его установка в автомобиль не требует сварочных работ и каких-либо серьёзных вмешательств в системы авто. Александр объясняет:
— Газ, который в баллоне находится в жидком состоянии, должен испаряться. Для этого мы делаем врезку в систему охлаждения автомобиля. Парадокс, но антифриз нужен для подогрева редуктора-испарителя, чтобы жидкий газ перешёл в газообразное состояние, а затем поступил в двигатель. Что касается электрики, то мы делаем врезки в цепь управления топливными бензиновыми форсунками, чтобы их в нужный момент отключить, а затем включить газовые форсунки.
Редуктор-испаритель, топливные трубки. Какие элементы есть в ГБО?
Давайте рассмотрим все комплектующие повнимательнее. Начнём с самого 54-литрового баллона — это всего лишь резервуар для пропан-бутана, имеющий такую же функцию, как и бензобак автомобиля.
— Из-за того что газ в баллоне находится под избыточным давлением, у него толщина стенки порядка 2—4 мм. Это сварная конструкция, то есть баллон достаточно прочный и долговечный. На него монтируется мультиклапан со скоростным защитным клапаном, который предотвращает утечку газа из баллона при обрыве магистрали, и предохранительным устройством, удерживающим газ внутри под нужным давлением и стравливающим избыточное давление при необходимости. Для чего это нужно? Допустим, вы приехали летом на природу, открыли багажник, слушаете музыку, солнце нагрело баллон, а газ внутри него расширился. В такие моменты открывается клапан — избыток давления уходит за пределы баллона.
В VW Polo баллон ставят в багажник, на место запасного колеса. Заправочный штуцер выводят под задний бампер, но главное, чтобы он не был самой нижней точкой днища авто. Вообще, штуцер разместить можно в любом удобном месте — лючке бензобака, внутри багажника.
Сейчас в большинстве авто баллон ставят в нишу запасного колеса, и это позволяет сохранить место в багажнике. В свою очередь, запасное колесо можно спокойно перевозить в багажнике.
— От баллона выводится топливная магистраль под капот. Это такая специальная трубка из композитного материала — термопластика, никаких металлов в ней не используется, коррозии не подвержена. Трубка должна выдерживать давление, температурные перепады. Важно, чтобы она была защищена от внешнего воздействия. Поэтому прокладывается она в тоннеле рядом со штатными бензиновыми магистралями. Здесь, как правило, есть свободные клипсы, которые мы успешно применяем. Как будто завод — изготовитель авто уже позаботился о том, чтобы автомобиль можно было перевести на газ в том числе! — отмечает Александр.
Переходим в подкапотное пространство и видим редуктор-испаритель. Сюда от баллона через магистраль поступает газ. В редукторе давление газа снижается, он из жидкого состояния переходит в газообразное. К редуктору подключается охлаждающая жидкость для испарения газа. Здесь уже установлен блок газовых форсунок, которые будут подавать газ в двигатель, с датчиком давления. Он нужен, чтобы понимать, что газ закончился. В этот момент давление низкое — водитель в салоне услышит звуковой сигнал.
— Рядом со штатным устанавливается газовый блок управления и подключается к аккумулятору. В нём есть диагностический разъём, то есть блок настраивается через специальную программу на компьютере. И редуктор-испаритель с фильтром, от которого идёт газовая трубка.
«Оборудование окупится через год!»
После завершения всех работ по установке ГБО ответственный сотрудник сервиса проверяет монтаж, все крепления, правильность их расположения.
Затем в автомобиле запускают двигатель, прогревают его, смотрят, как работают основные узлы, подключают блок управления к компьютеру для выставления базовых настроек.
— В системе создаётся необходимое давление, чтобы проверить её на герметичность. Далее владелец автомобиля забирает его и едет заправляться газом на ближайшую АГЗС. Возвращается к нам для необходимых корректировок через компьютер, и на этом процесс закончен. Обкатка оборудования — около 1 500 км, после чего мы рекомендуем клиентам приехать на сервис, чтобы произвести контрольный осмотр и регулировки, если в них будет необходимость. Мы склонны изначально настраивать ГБО так, чтобы оно приносило автовладельцу максимальную экономию.
Каждому хозяину авто, переоборудованного на газ, на сервисе выдают специальную книжку, в которой указаны регламенты обслуживания, а также различные инструкции и рекомендации.
— Регламент обслуживания ГБО точно такой же, как и автомобиля. Каждые 10 000 км пробега нужно проверять работу оборудования и менять газовые фильтры. Срок службы газового баллона — не менее десяти лет. Каждые три года автовладелец обязан переосвидетельствовать баллон. Процесс заключается в том, что баллон извлекается из автомобиля, из него полностью удаляется газ и он подвергается гидравлическим испытаниям. Выясняется, пригоден ли он к дальнейшей эксплуатации.
По словам Александра, ответственность за безопасность использования ГБО лежит на автовладельцах — важно проходить освидетельствование баллонов и делать это вовремя.
— Вообще, могу сказать: бензобак автомобиля опаснее при ДТП, чем газовый баллон. Он сконструирован таким образом, что на нём повреждения или вмятины оставить проблематично, — говорит специалист.
Кстати, на сервис со случаями утечки газа в авто почти не обращаются.
— Газ неспроста имеет специфический запах. Это сделано для того, чтобы мы сразу почувствовали утечку. В таком случае автовладельцу достаточно нажать на кнопку в салоне — все газовые клапаны закроются, автомобиль будет эксплуатироваться на бензине. И, конечно, нужно по возможности сразу посетить сервис.
А теперь посчитаем затраты. Установка ГБО в Volkswagen Polo обошлась владельцу в 1 550 рублей. При этом окупиться оно может всего через полгода.
— Я бы рекомендовал устанавливать ГБО автовладельцам, которые за год проезжают около 10 000 км. Тогда оборудование окупится через год! На одной заправке газом на Polo можно проехать порядка 400 км (наполняемость 54-литрового баллона — 80%, или 47 литров (20% остаётся на случай расширения газа)). Паспортный расход топлива у «Поло» (1.6 АКПП) — 7 литров на 100 км, на пропане — 9 литров. Значит, проезжая около 10 000 км в год, на топливе можно экономить более 40%. Цена литра 92-го бензина составляет 2,26 рубля, а литр газа ПБА сейчас стоит 1,23 рубля. А если использовать бонусную карту от «Белоруснефти», можно получить скидку и экономить на каждом литре 5 копеек (1,18 рубля за литр вместо 1,23). Поэтому, имея такие возможности, люди и начинают считать свои деньги и постепенно приходят к установке ГБО в свой автомобиль.