«Только пикни — пойду в суд!». Как автоподборщики обманывают покупателей, а потом запрещают говорить правду
К услугам автоподборщика стали всё чаще обращаться потенциальные покупатели: автомобильный рынок в последние несколько лет наполняется европейской и американской «бэушкой», и риск нарваться на машину со скрытыми повреждениями велик. Далеко не всегда знакомый, кум, сват, брат в роли автомеханика могут разглядеть проблему. Куда надёжнее нанять мастера: он и вариант подберёт согласно заданным критериям, и проверит всё, и историю автомобиля узнает благодаря VIN-номеру…
Однако не во всех случаях сотрудничество с автоподборщиком сулит удачную покупку. Рекомендованный к приобретению автомобиль может принести множество неприятностей и расходов. Бывает и такое: специалист принял предоплату, а машину так и не нашёл!
Недавно в редакцию Av.by обратилась семья из Беларуси. История вначале обыденная: автоподборщику рассказали про бюджет, назвали марку и модель, которую хотели бы приобрести. Белорусы не ставили условий ни по цвету, ни по комплектации. Лишь одно главное требование: их будущий Lexus не должен быть после аварии! Читатели даже внесли предоплату в размере несколько сот евро и принялись изучать все предложения от специалиста, при этом не забывая самостоятельно рассматривать варианты в крупнейшей базе объявлений av.by.
И вроде автоподборщик все требования выполнил: машину подыскал, в бюджет вписался. Даже уточнил, не пугает ли небольшой косметический ремонт по кузову. Мол, автомобилем управляла девушка и иногда «цепляла» бордюр… Нет, покупателей это не испугало! В общем, авто было куплено. А дальше…
При первом же осмотре на СТО выяснилось, что у машины капот «неродной». Иномарка явно побывала в ДТП. Далее механики указали на то, что за автомобилем не следили: банальные расходники — масло и фильтры — менялись далеко не на рекомендованных 10 тыс. км. Конечно же, покупатели стали задавать вопросы автоподборщику. Но в ответ было либо молчание, либо «отмазки», дескать, машина же целая, ездит!
За справедливостью и с желанием предостеречь покупателей от недобросовестного специалиста покупатели обратились в нашу редакцию. Мы внимательно выслушали девушку, представившуюся Анной, и попросили её дополнить историю фотографиями и скриншотами переписки, а также дать контакты того самого специалиста. Да-да! В любой конфликтной ситуации мы в обязательном порядке выслушиваем обе стороны, которые в ней участвовали. Этот инцидент, конечно, не был бы исключением. Увы, ни фото, ни имён мы так и не дождались… А позже белорусы нам сказали, что не хотят огласки, поскольку автоподборщик «пригрозил обратиться в суд, если история попадёт в СМИ».
К сожалению, такие примеры не единичны. Поэтому с помощью юриста av.by Марии Азаровой мы решили твёрдо разобраться в этом щекотливом вопросе. Как же поступить, когда вас обманули или вам оказали некачественную услугу, но при попытке придать историю огласке угрожают судом или иными неприятными последствиями?
Юрист: «Если договор заключён устно, то законодательством предусмотрено неблагоприятное последствие для участников судебного процесса»
— Из одного описания ситуации нельзя сделать какие-либо выводы о том, оказал автоподборщик услуги или нет, были они качественными или нет. В первую очередь здесь требуется оценка условий подписанного договора, а также всех документов к нему, — комментирует Мария Азарова, юрисконсульт av.by. — В зависимости от содержания договора ситуация в одном случае может говорить о некачественной услуге, а в другом — о надлежащем исполнении автоподборщиком условий договора.
— К примеру, в договоре могут подробно описываться обязательства автоподборщика: поиск автомобиля по определённым параметрам, проверка состояния подобранного авто с указанием списка проверок и ожидаемый результат, например в виде отчёта по форме, определённой в договоре. При этом параметры машины для поиска, список проверок, требования заказчика в таком договоре сразу включаются в текст, например в виде приложений. Здесь мы уже можем сравнивать фактические результаты с теми, что требовались по договору, и делать выводы насчёт услуг.
— С другой стороны, условия могут быть прописаны максимально общим образом — например, указано: «консультационные услуги по подбору автомобиля». Тогда мы не можем говорить о некачественности услуги, ведь у нас просто нет критериев качества. Однако такой договор несёт риск для автоподборщика. Допустим, если в ходе судебного законодательства выяснится, что заказчик имел одно представление об услугах, автоподборщик — другое, а условия договора об обязательствах автоподборщика (предмет договора) были описаны неконкретно, то суд может сделать вывод о незаключённости договора: услуг как будто не было, а значит, уплаченные по такому договору денежные средства могут быть возращены заказчику.
— Может ли переписка между заказчиком и клиентом решить вопрос в суде?
— Если договор есть, то переписка способна являться отражением порядка его заключения и исполнения, а при необходимости письменным доказательством, которое может быть использовано в суде. В ней могут быть видны некорректное поведение автоподборщика, отступления от обязательств по договору (например, нарушение сроков), противоречие условий договора и реально оказываемых автоподборщиком услуг и т. д.
— А если договора нет вообще?
— Тогда риск того, что договор на услуги автоподборщика может юридически считаться незаключённым, увеличивается. В белорусском законодательстве есть ряд требований к договорам, в частности к их форме и обязательным (существенным) условиям.
— Например, нельзя заключить сделку (договор) устно, если:
- — автоподборщик является юридическим лицом;
- — автоподборщик является индивидуальным предпринимателем и стоимость его услуг превышает десятикратный размер базовой величины (на 2023 год это более 370 белорусских рублей).
— В этом случае должен быть документ, в котором прописываются условия оказания услуг. Такой договор может быть подписан и заказчиком, и автоподборщиком или являться публичным договором, не требующим подписания заказчиком (публикующимся, например, на сайте автоподборщика).
Если, вопреки вышеуказанному требованию, договор заключён устно, то законодательством предусмотрено неблагоприятное последствие для участников судебного процесса. Свидетельские показания в суде не будут являться надлежащим доказательством, и для установления тех или иных обстоятельств можно будет ссылаться только на письменные доказательства, например переписку.
— Важный момент: в Беларуси услуги по автоподбору автомобилей могут оказывать только юридические лица или индивидуальные предприниматели.
Кроме формы договор на оказание услуг должен содержать:
- 1) условия о его предмете (обязательства автоподборщика);
- 2) условия о начальном и конечном сроке оказания услуг;
- 3) условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (например, письменное требование включить в договор определённое условие).
Отсутствие (несогласование) таких условий говорит о незаключённости договора и, как следствие, о возможности возврата уплаченных сумм через суд.
— Однако их отсутствие или несогласование, равно как и факт перечисления денежных средств, нужно будет подтвердить в суде, предъявив доказательства (про возможность использования свидетельских показаний при устной сделке отмечалось выше).
Если вы обратились к иностранному юридическому или физическому лицу за их услугами, то здесь белорусское законодательство, как правило, не применяется.
— Как должен себя вести клиент, который столкнулся с обманом или некачественной услугой и хочет об этом рассказать СМИ?
— Нужно учитывать два момента. Во-первых, следует собрать документы, переписку, фотографии и другие возможные доказательства, которые могут подтвердить факт обмана или некачественной услуги. Они помогут при необходимости подтвердить действительность информации, о которой вы рассказали другим людям. При изложении информации следует описывать ситуацию так, как она складывалась на самом деле, опираясь на имеющиеся у вас доказательства. Не используйте оскорбительные выражения, сравнения с другими компаниями, суждения (предположения), в том числе негативные, по тем вопросам, по которым у вас нет подтверждения. Во-вторых, если вы планируете опубликовать вашу информацию через какой-либо интернет-ресурс или СМИ, то в самой публикации не следует раскрывать информацию о фамилии, имени, отчестве, номере телефона специалиста (работника юридического лица), с которым вы общались. Ограничьтесь, например, указанием его должности. Да, на читателя в такой ситуации не распространяется Закон от 07.05.2021 № 99-З «О защите персональных данных» (п. 2 ст. 2 Закона), а вот на интернет-ресурс и СМИ распространяется.
— Сообщать сведения о юридическом лице вы можете. Единственное, здесь следует понимать, что юридическое лицо, скорее всего, обратит внимание на такой материал и захочет подать жалобу. Если же вы работали с индивидуальным предпринимателем, вы можете сообщить информацию о его фамилии, имени и отчестве, но только в привязке к оказанным вам услугам.
— Остановитесь подробнее на использовании фото- и видеоматериалов, скриншотов переписки, договоров, чеков и другого. Что можно публиковать, а что нет?
— Учитывая вышеупомянутый Закон от 07.05.2021 № 99-З «О защите персональных данных», информационному ресурсу не следует использовать фотографии и видео, где отчётливо видно изображение человека, указывать на фамилию, имя, отчество автоподборщика (если он является работником юридического лица, а не индивидуальным предпринимателем), упоминать номера телефонов или адреса. Скриншоты переписки задействовать можно с учётом описанных выше ограничений, а также с тем условием, что в ней нет информации о частной жизни человека (переписка касается только оказываемых автоподборщиком услуг). Договоры, чеки и прочие документы можно использовать, но тут вам решать, хотите вы сообщать сведения о самой компании-автоподборщике или нет.
— Аудиозапись телефонных разговоров, видео — их можно размещать в публикации? Если да, то в каком виде?
— Скрытые аудиозапись и видеозапись, то есть записи, о которых не предупредили собеседника, не являются надлежащим доказательством. По этой причине в суде они могут быть рассмотрены (заслушаны), но не будут приняты как надлежащее доказательство, подтверждающее те или иные обстоятельства. При этом аудиозапись и видеозапись могут содержать персональные данные физического лица. Если читатель опубликует их, например, в своих социальных сетях, то на него не будут распространяться требования Закона от 07.05.2021 № 99-З «О защите персональных данных», получать согласие на их опубликование не нужно. Если читатель обратится в СМИ, то использование скрытых аудиозаписей и видеозаписей возможно при принятии мер против возможной идентификации физического лица посторонними лицами и, если это необходимо, для защиты общественных интересов (например, защиты прав потребителей от недобросовестного исполнителя услуг).
— Каковы должны быть действия журналиста? Как юридически правильно освещать подобные конфликты?
— В целом здесь рекомендации такие, как и для читателя: информация в статье должна быть достоверной, то есть подтверждаться доказательствами, предоставленными читателями; не должны использоваться суждения и обвинения, по которым нет доказательств, и так далее. Также следует помнить об ограничениях на использование в публикации персональных данных физических лиц, ведь как раз на журналиста будут распространяться требования Закона от 07.05.2021 № 99-З «О защите персональных данных». Дополнительно компания или индивидуальный предприниматель, в отношении которых будет опубликован материал, имеет право в случае недостоверности информации потребовать её опровержения и обратиться в суд за защитой прав. Интернет-ресурс, СМИ наравне с читателем, предоставившим информацию, будет нести ответственность за её достоверность. И если сведения не соответствуют действительности, то ответственность может нести как читатель, так и интернет-ресурс, СМИ. По этой причине всегда лучше предложить второму участнику конфликта изложить альтернативное мнение и, если оно подтверждено документально, как и информация от читателя, опубликовать оба мнения.
— Что делать, если вместо пояснений вторая сторона конфликта просто грозится судом и отказывается что-либо комментировать?
— В большинстве случаев основанием для обращения в суд может выступать факт распространения сведений, порочащих деловую репутацию компании или индивидуального предпринимателя. Однако ответственность здесь может наступать только в том случае, если сведения не соответствуют действительности. По этой причине читателю и интернет-ресурсу всегда важно при публикации материала собрать документы и иную информацию, которые подтверждали бы обстоятельства конфликта и некорректное поведение второй стороны и могли бы быть предъявлены второй стороне или суду при необходимости. Здесь ещё обращу внимание, что поведение второй стороны конфликта также должно соответствовать требованиям законодательства. В частности, оно не должно быть оскорбительным, должно соответствовать требованиям Закона от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» и т. д. Если не соответствует, то вторая сторона конфликта может быть привлечена к ответственности, например административной.