Мир по уши влюбился в кофе, и это факт. Миллионы людей употребляют ароматные зёрна ежедневно дома, в офисе, в кафе, на прогулке, в дороге… Возможно, и вы прямо сейчас потягиваете душистый кофейный напиток, читая эти строки за завтраком или во время перерыва на работе.
Спрос на этот продукт определённо есть, а он, как известно, рождает предложение: стационарные кофейни, кофейни самообслуживания, кофематы повсеместно растут будто грибы после дождя. «Наверняка кофейный бизнес процветает», — невольно думаешь, наблюдая сию картину.
Как же в действительности обстоят дела в этой сфере, решил лично проверить герой сегодняшнего материала av.by Максим. Для своего бизнеса он выбрал не совсем обычный формат: молодой человек открыл кофейню на колёсах. А в качестве базы для кофе-трака выбрал… 70-летний советский грузовик ГАЗ-51!
ГАЗ пятьдесят раз
В представлении он не нуждается. «Полста первый» — настоящая легенда советского автопрома, один из самых массовых грузовиков того времени. Модель собирали миллионами! И, кстати, не только в СССР. Вы знали, что ГАЗ-51 под разными марками выпускали также в Польше, Северной Корее и Китае? Он — настоящая знаменитость, ну и просто в высшей степени неприхотливое, честное и надёжное авто.
«Пятьдесят первый» продержался на конвейере без малого 30 лет. На протяжении многих десятилетий на нём ездила вся страна. Использовался грузовик в сельском хозяйстве, строительстве, торговле и других областях.
Это было словно вчера. Тебе пять лет, и ты с бабушкой едешь на картошку на старом, тарахтящем на всю округу «ГАЗоне», в открытый кузов которого поместилась, кажется, половина жителей деревни. Думаете, не очень счастливые воспоминания из детства? А вот и нет, тогда это было настоящим приключением, особенно для городской девчонки!
Но вернёмся конкретно к нашему экземпляру. Вероятно, и этот большеглазый грузовик в своё время перевёз не одну тонну картошки и других продуктов земледелия или строительных материалов… Уж точно много всего доводилось возить рабочей лошадке за свою долгую трудовую жизнь. И знал бы этот простой советский трудяга, какое будущее его ждёт в столь почтенном возрасте, когда практически все его собратья-ровесники давно отправились на покой…
А у него новая жизнь. Да, наверное, после «бульбы» совершенно непафосному ГАЗ-51 пришлось попривыкнуть к «эспрессо», «американо», «капучино», «фраппучино», «доппио», «латте», «рафу», «флэт уайту», «глясе» и прочим заморским словам. Зато теперь он не просто старый грузовик, а стильный кофе-трак!
Это было… несложно!
— Как вам пришла идея открыть кофейню на колёсах? — интересуемся у владельца ГАЗ-51.
— По специальности я бармен — с напитками работать привык. Около пяти лет проработал в заведениях общепита. В общем, со сферой этой был достаточно хорошо знаком, — отвечает Максим. — Как-то отдыхал я здесь на фуд-корте у товарищей. Они поделились со мной концепцией места, мне понравилась идея создания зоны отдыха с различной уличной едой и напитками. Смотрю, участок свободный на площадке ещё есть. «А не открыть ли мне тут кофейню?» — подумал я.
— Долгим размышлениям предаваться не стал: начал искать варианты, думать, в чём моя будущая мини-кофейня могла бы разместиться. И буквально сразу наткнулся в интернете на объявление о продаже этого ГАЗ-51. Интересно, что предыдущие владельцы приобрели грузовик именно с целью переоборудования его под фуд-трак. Они провели некоторые восстановительные и ремонтные работы в авто, но по каким-то причинам не довели дело до конца и выставили «ГАЗон» на продажу. В таком виде я его и нашёл.
— Стоил автомобиль 7 500 рублей. История этой машины мне, к сожалению, неизвестна. Знаю лишь, что грузовик нашли в гараже у дедушки, где ГАЗ простаивал с 1990-х. Доподлинно год его выпуска не назову, но по номеру кузова, опираясь на информацию в Сети, я определил, что он родом из 50-х годов прошлого века. Автомобиль был не на ходу, вёз я его на лафете.
— И хоть бывшие владельцы успели потрудиться над внешним видом грузовика, работы с машиной мне тоже хватило. Я перекрасил деревянную будку, поменял резину — старая совершенно утратила свой вид и свойства. Затем принялся утеплять кузов, проводить электричество… Заключительным этапом подготовки стала установка мебели и оборудования. Внутри кофе-трака имеются столы, шкафчики, морозильная и холодильная камеры, эспрессо-машина, а также мелкая бытовая техника: кофемолка, миксер…
— Каких денежных вложений потребовало от вас открытие своего дела?
— По правде говоря, после 20 000 рублей я перестал вести подсчёт…
— Касательно юридических аспектов: что требуется для того, чтобы открыть кофе-трак?
— Для начала нужно выбрать форму собственности, приобрести кассовый аппарат. При организации деятельности следует придерживаться требований безопасности, также важно знать и соблюдать санитарные нормы, которые относятся к продаже той или иной продукции. Какие-то особые разрешения для продажи кофейных и безалкогольных напитков не требуются.
— От идеи до её реализации в вашем случае прошло всего полтора месяца. Неужели это оказалось так просто?
— Да, на самом деле ничего сложного. Купил грузовик, арендовал участок (за него, кстати, я плачу около 400 рублей в месяц), открыл ИП. Около месяца заняла подготовка основной документации. Параллельно я занимался ремонтом и обустройством рабочего места. И вскоре, аккурат к началу тёплого сезона, мой кофе-трак начал свою работу.
— В нём вы трудитесь один или есть помощники?
— До настоящего времени справлялся самостоятельно. Но сейчас у меня стажируется моя сестра. Думаю, скоро я официально приму её на работу в свою кофейню на колёсах.
Выйти в плюс за два года
— Как прошёл ваш первый рабочий сезон?
— Он был, скажем так, «пристрелочным»: я присматривался к месту, изучал потребительский спрос… Но знаете, стартовал бизнес неплохо. На количество посетителей не жалуюсь. У нас появились постоянные гости, многие приходят по советам своих друзей и знакомых. В общем, кофейня приносит доход, и это радует.
— Удалось ли уже выйти на самоокупаемость?
— У меня имеется опыт руководства баром и экономическое образование, благодаря чему я смог изначально выстроить стратегию наценок, маржи так, чтоб дело приносило прибыль. Однако до точки безубыточности пока далеко… По моим предварительным подсчётам, срок самоокупаемости кофе-трака составляет примерно два года.
— То есть уже в этом году вы, вероятно, сможете выйти в плюс?
— Вполне возможно. На текущий сезон у меня куда более амбициозные планы. Для того чтобы поскорее выйти в плюс, мне нужно обеспечить поточность посетителей, и я активно над этим работаю. Мы потихоньку развиваемся, расширяем ассортимент товаров и список поставщиков, стараемся сделать отдых более комфортным для наших клиентов.
— Так, недавно в меню, помимо напитков, появились сеты мороженого, в ближайшее время мы сможем предложить покупателям также десерты. При подготовке к нынешнему сезону я занялся и облагораживанием территории около кофе-трака. В прошлом году мы стояли на траве, но газон быстро вытоптали, остался лишь песок — было не очень комфортно и пыльно. Поэтому в 2025-м я положил на участке плитку, а ещё заказал сюда новую мебель. Площадкой на данный момент я доволен.
— В новом сезоне я также собираюсь сделать упор на рекламу и развитие социальных сетей, чтобы привлечь к нам ещё больше посетителей. К слову, грузовик сам по себе очень заметный. Он, несомненно, обращает внимание гостей и просто прохожих, с ним часто фотографируются, а потом отмечают нас на фото в соцсетях…
— И в кабину пускаете?
— Пока нет, салон не восстановлен и на данный момент находится не в лучшем состоянии. Но в ближайшем будущем я планирую привести его в порядок: перекрасить, перешить сиденья… Тогда наши посетители смогут и за рулём этой легенды посидеть!
— Ну а поставить грузовик на ход не думали?
— Мысли такие у меня, конечно, были, тем более в машине имеются все узлы: подвеска, двигатель, коробка передач, система тормозов… Но начал я как-то искать запчасти на эту модель, а их нет. Специалисты озвучили серьёзную сумму за ремонт грузовика — $20 000. Встал вопрос о целесообразности таких затрат на текущий момент, поэтому от идеи поставить ГАЗ на ход пришлось пока отказаться. Но кто знает, возможно, в будущем мне всё-таки удастся его завести. Вот пойдут дела в гору, и я этим вопросом ещё займусь!