Искал медь – нашел золото. Как дедушкин «Запорожец» стал хитом столичных дорог
Глебу почти 19 лет. Он учится в университете и работает. А 2 года назад парень стал владельцем ЗАЗ-968М «Запорожец», который восстановил своими руками. На восстановление раритета ушло 3,5 месяца и $2000.
Искал медь – нашел золото
Выбор такой машины не случайность, а, скорее, дань уважения дедушке и советскому автомобильному наследию.
– Я хотел именно «Запорожец», потому что такая машина была у дедушки. Причем в итоге я нашел и купил точно такую же модель, только помладше. Дедушкин «Запорожец» 1981 года, а мой – 1990-го. А началось все с того, что пару лет назад мы с другом решили восстановить дедушкину машину, которая около 18 лет простояла на даче и почти вросла в землю. Мы потратили на это примерно месяц: копались внутри, изучали литературу. В результате завели и поехали. Эмоции тогда были непередаваемые!
Но полноценно восстановить дедушкину машину для ежедневного использования в городе не получилось. Она слишком долго простояла на улице без какого-либо ухода и внимания. При этом первый опыт в ремонте авто оставил неизгладимое впечатление. А идеей стать владельцем уже своего «Запорожца» Глеб загорелся в июле 2022 года. И до октября искал ту самую машину.
– В течение трех месяцев я просмотрел кучу объявлений. Искал разные варианты, несколько даже увидел лично. Но у всех машин либо было очень плохое состояние, либо они находились далеко. И в один день я случайно наткнулся на этот «Запорожец». А уже через несколько недель он стал моим.
По словам Глеба, первоначальная цена машины составляла $1500. Кроме этого, «Запорожец», хоть и находился в Минске, зарегистрирован был в Бресте. Именно по этой причине процесс покупки немного затянулся. Если учитывать тот факт, что Глебу удалось сторговаться до $800, пару недель ожидания того стоили.
– Изначально у меня был план сделать машину к лету. Я примерно посчитал, сколько на это нужно времени и когда нужно будет приступить к работе. Поэтому в октябре отвез автомобиль на дачу, где он простоял до середины марта. После этого снова привез в Минск, арендовал гараж. В апреле мы с другом начали его реставрировать.
Учились по советским книгам
Еще до заезда в гараж Глеб наметил план работ. В первую очередь машину надо было полностью перекрасить, а также восстановить или отремонтировать агрегаты, узлы и решить ряд проблем по технической части. Поскольку соответствующего опыта у ребят все-таки не было, всему учились по дедушкиным советским книгам.
– Там все достаточно просто и понятно написано. Поэтому мы сначала читали, потом пробовали что-то делать. Если с первого раза не получилось – пробовали еще раз, учились на своих же ошибках. И первое, что мы сделали, заехав в гараж, – полностью разобрали машину. Сняли все, в том числе стекла и двери. Остались только колеса, чтобы машину можно было при необходимости перекатить. Затем начались подготовительные работы по покраске: зачистили кузов, устранили ржавчину, которой, кстати, было не много. Например, бампер был вообще не гнилой. А вот под водительским сиденьем дела обстояли иначе. Туда с «лобовика» стекала вода – набиралась целая лужа.
В гараже парням удалось покрасить внутреннюю часть и двери. Но затем было принято решение арендовать покрасочную камеру. Хотя до нее еще надо было доехать.
– Камера находилась в 7 километрах от гаража. А машина-то у нас разобрана. Чтобы доехать до места, «Запорожец» нужно было чуть подсобрать. Поэтому после покраски внутренней части мы частично собрали салон, поставили сиденья, руль, закинули двигатель. Собственно и все. И вот в таком состоянии мы ехали 7 километров. Весь процесс занял один день. Вечером таким же ходом мы вернулись обратно в гараж.
Выбор цвета тоже нельзя назвать случайным. Главное желание Глеба – яркий автомобиль, который будет выделяться в потоке и приковывать к себе внимание людей (кстати, мы тоже заметили этого необычного участника дорожного движения на одной из столичных улиц и решили рассказать о нем нашим читателям).
– На машину очень часто обращают внимание. Примерно за 20 минут минимум человек 10 посмотрят и улыбнутся. Это просто в потоке, не говоря про пешеходов. А еще с ней часто фотографируются, особенно иностранцы. Да и мне самому нравится такой яркий цвет – сразу настроение поднимается.
Идеальный вариант за свои деньги
Внутри ЗАЗ-968М «Запорожец» стоит легендарный V-образный 4-цилиндровый двигатель 1,2 литра с мощностью 40 л.с. И, по словам Глеба, копаться в нем не было необходимости, потому что изначально он был в довольно хорошем состоянии.
– Когда я покупал машину, там был совсем маленький пробег. Где-то 23–24 тысячи. Можно сказать, что он только прошел обкатку. Тем более у предыдущего владельца машина простояла 16 лет в гараже и потом еще 2 года на улице. Поэтому это был идеальный вариант за свои деньги. Единственное, были заменены сальники и прокладки. В общем, все то, что могло протекать. Подкачали передние амортизаторы, для лучшей работы двигателя сделали его раскоксовку, поменяли масло. Также двигатель помыли, потому что у него воздушное охлаждение (если диффузоры будут забиты, он будет плохо охлаждаться). Грубо говоря, мы просто приводили двигатель в красивый вид.
В целом, почти вся машина сделана «в оригинал». Из нового там – тормозные трубки, переделанные в круг и тормозные колодки. А еще Глеб поменял лампочки передних фар на светодиодные, потому что на галогеновых он практически не видел дороги.
– Родным остался и салон, но прошел большую химчистку. В частности, потолок, который был очень грязным. Также стоит новая резина. А старую, советскую, сохранил как запаску.
Если вы хоть раз ездили на «Запорожце» или видели его на улице, то точно знаете, насколько громким может быть его двигатель, поэтому для более комфортной езды Глеб сделал шумоизоляцию под задним сиденьем, на стенке за двигателем и еще на арках.
– Все работы закончили в июле 2023 года. В общей сложности понадобилось где-то 3,5 месяца ежедневной работы. Иногда пару часов занимаешься, а иногда и целый день. Все делали вместе с другом своими силами. По деньгам – самым затратным процессом была покраска. Но в целом на все ушло $2000 вместе с покупкой.
Техосмотр прошел сам
Примерно за год Глеб наездил 7000 км. В среднем в месяц на топливо уходит около 200 рублей. Расход топлива по городу – 9 литров на 100 км, а по трассе – 6 литров.
– Работой я полностью доволен. Где-то, конечно, есть небольшие косяки из-за неопытности, так как все делали в первый раз. Мои глаза загорелись еще на этапе покраски внутренней части. Как только я увидел, как легла краска, не мог перестать думать, как буду ехать на «Запорожце». А еще я горжусь, что машина сама прошла техосмотр. Хотя, когда я туда приехал, все были очень удивлены.
Результатом работы гордится не только сам Глеб, но и его семья. А особенно – дедушка.
– Родители сразу в меня поверили. Но другие люди не понимали, зачем я вообще это все затеял. Дедушка тоже сначала думал, что эта пустая трата денег и сил. Но затем он увидел результат. Его эмоции даже трудно передать. Он был в восторге и теперь всем рассказывает, какой у него прекрасный внук и как он сам сделал себе машину. Да я и сам рад. Ведь новый, дорогой, красивый автомобиль можно купить. А деньги на него – заработать. Это не такая большая проблема. А вот такую машину сегодня можно сделать только своими руками.
Глеб признался, что в дальнейшем хочет продолжать развиваться в этой теме. И уже присматривается к детейлингу. Следующая автомобильная цель – тюнингованный Nissan Silvia S14 90-х годов. А на вопрос, сколько Глеб планирует еще ездить на «Запорожце», он ответил с улыбкой: «Пока не застучит».
Источник: Автобизнес