В начале года журналистка Onliner Вероника Сайко целую ночь проработала в «Яндекс.Такси». Головокружительных успехов не добилась: заработала мало, сил и кофе потратила много. Но разве неудача — повод ставить на своей водительской карьере крест?
Это стимул выполнить работу над ошибками, заменить арендный автомобиль на «свой» (точнее, на предоставленный нам BAIC U5 Plus), открыть для себя тарифы «Комфорт» и «Комфорт+» и снова отправиться в погоню за большими деньгами. Пятница, ночь, Зыбицкая… Чем это все закончится? Узнаем в этом материале.
Работа над ошибками: долой «Эконом» и арендную машину
«Плакала моя аскеза на энергетики», — с такой мыслью я отправилась устраиваться в такси во второй раз. Вновь искала надежный автопарк, который оформит трудовой договор по букве закона и не закроется до ближайшей выплаты, оставив меня ни с чем.
Документ, подтверждающий прохождение курсов водителей такси у меня есть, действующая медсправка тоже, права и стаж — тем более. В этот раз в автопарк я явилась еще и со «своей» машиной.
В общем, идеальный кандидат — если бы не чистосердечное признание, что я надолго в профессии не задержусь. Но несмотря на то что я та самая «однодневка», которых так не любят некоторые водители, в автопарке меня окружили заботой. Директор Андрей «подарил» страховку ответственности перед пассажирами и посоветовал вредные напитки заменить на говяжий бульон: его нужно съесть перед ночной сменой для бодрости.
А еще со мной поделились лайфхаком: «Яндекс» позволяет дважды за сутки, не уходя с линии, съездить домой. Вбиваешь свой адрес, нажимаешь соответствующую кнопку — и система находит тебе заказ по пути. Так вот, можно схитрить и «поселиться» на улице Зыбицкой.
Интересно, в головном офисе «Яндекса» задаются вопросом, почему в Минске всего один жилой дом?
Лайфхаками-то со мной за красивые глаза поделились, но поблажек во время прохождения предрейсового осмотра — никаких. Пока я дула в трубочку, ответственный специалист осматривал автомобиль, изучал состояние протектора и тормозов. Машина новая, чистая и с конфетками для пассажиров в дверных картах, так что получила пятерку с плюсом. К моему здоровью тоже вопросов не возникло.
— Заключительный вопрос: как вы себя чувствуете?
— Все хорошо. А кто-то перед рейсом хоть раз признавался, что чувствует себя плохо?
— Нет.
Заполнение бумаг с обсуждением нелегкой «таксишной» доли заняло около часа. Теперь — прохождение всех проверок от «Яндекса».
Если в прошлый раз я отвечала только за себя, то в этот раз фотосессию пришлось устроить и машине. Приложению понадобились снимки автомобиля со всех сторон, переднего и заднего рядов сидений, ремней безопасности.
На этой машине я могу работать не только в тарифе «Эконом», но также в «Комфорте» и даже «Комфорте+». Чтобы открыть для себя новые горизонты и финансовые возможности, пришлось пройти тестирование «на адекватность», как мы его прозвали с коллегами.
Итак, на часах 19:30, можно выезжать в рейс. Вот только руки предательски дрожат: волнуюсь так, будто мне снова предстоит пройти экзамен в ГАИ. Зато директор автопарка подбодрил: «Коэффициент 20? Давно такого спроса не было!»Эх, а я лопату не захватила, чтобы деньги грести.
Ну ладно, хватит лирики — погнали на линию. Цель-минимум: проработать 8 часов с одним небольшим перерывом на заправку и хот-дог. Думаю, в прошлый раз я позволила себе отдыхать слишком много: из-за этого на руки за 9 часов работы не получила даже 50 рублей.
«Да это не „Комфорт“, это „Бизнес“». Кто раскошелился на самые большие чаевые?
Начну с ответа на вопрос, который в тот вечер (переходящий в ночь) я слышала чаще, чем «здрасьте»: «Девушка, вам не страшно?»
Нет, мне не страшно: после проклятий от перекупов с Малиновки я в принципе мало чего боюсь в жизни. Самой большой угрозой в эту смену стал риск умереть от кринжа (это новомодное слово переводится как «испанский стыд»), когда я подвозила мужчину, буквально все сводящего к пошлым шуткам. Даже разговор об отказе от сахара каким-то образом перерос в двусмысленные намеки. Про спорт тоже не стоило заикаться: сами понимаете, какие кардиотренировки мне тут же порекомендовали.
Возможно, сердечко слегка екнуло, когда в машину сели трое подвыпивших парней. Я почти сразу почувствовала себя на месте героев своих журналистских материалов: меня просто засыпали вопросами. Какую музыку слушаю? А чья машина? А эта песня нравится? А эта? Да, мне пришлось уступить свой Bluetooth и повозиться с настройками «климата», чтобы всем угодить. А на прощание получила фразу «Пока, красавица! Может, еще встретимся!» — и ровно ноль чаевых. Я не меркантильная, но, извините, комплименты в карман не положишь и в магазине ими за корм собаке не расплатишься.
Уважаемые пассажиры, берите пример с этих ребят на фотографии ниже: за поездку они заплатили 19 рублей, а чаевых оставили целых 10 — то есть больше 50% от суммы. Возможно, потому что я грамотно подобрала радиостанцию и компания подпевала каждой песне, открыв окна. Или роль сыграли те самые припасенные конфеты: «„Милкивэй“? Вероника, да это не „Комфорт“, это „Бизнес!“» — оценили они мои старания по достоинству.
А я пока оценю свой потенциальный заработок. По моим ощущениям, за прошедшие с момента моей прошлой работы здесь 10 месяцев цены на такси выросли. Самая дешевая и недолгая поездка за ночь — на три километра — принесла на мой счет 3,63 рубля.
Но, как мы помним, цифры в приложении и та итоговая сумма, которая окажется у меня в руках, могут не иметь ничего общего. Поэтому радоваться рано.
Кажется, в салон забежала «белочка». Главная треш-поездка ночи
Следующий заказ едва ли оставил у меня положительные эмоции. За 25,5 рубля мне пришлось везти пару в Ратомку (от точки А примерно 16 километров). Парень и девушка, видно, неплохо провели время, но в какой-то момент молодого человека «накрыло». Обсуждение семейно-бытовых проблем переросло в бессвязные крики. За свою жизнь я еще никогда не сталкивалась с «белочкой», но предполагаю, что это была она. Почему-то именно в момент, когда мы проезжали лесополосу, парень решил поделиться тем, что 10 лет сидел на тех самых запрещенных веществах. Девушка в ответ пыталась усмирить своего кавалера возгласами «Тише! Тише!», но это не помогло. Врать не буду: легкая дрожь по телу все-таки пробежала.
К слову, «Яндекс» в тот вечер упорно отправлял меня за пределы Минска. Помимо Ратомки побывать пришлось в Колодищах, Королев Стане, Боровлянах. В первом случае поездка состояла из двух точек: очень милые женщины возвращались к семьям после небольшого сабантуя в честь проводов одной из них на пенсию. Мы успели поговорить об огороде, курочках и плохом урожае из-за засухи. Максимально приятная поездка помимо 25,7 рубля принесла мне 3 рубля чаевых и бесценное знание, когда лучше сажать кабачки.
Еще 2,26 рубля на чай и другие радости жизни мне накинула девушка, которую также пришлось подбирать за городом — на территории какого-то склада. Скажу честно: если бы на ее месте был мужчина и за мной не ехал бы фотограф на своей машине, я бы, увидев, что маршрут пролегает по безлюдной трассе через лес, попыталась бы поскорее ретироваться.
Если говорить о чаевых, то суммарно за 8 часов смены я получила 16,26 рубля. Еще один рубль мне забросил пассажир после 17 километров пути, активной беседы и просьбы поехать не по маршруту.
Кстати, хата белорусов ни разу не с краю: у меня неоднократно спрашивали, что я собираюсь делать после введения Реестра нерегулярных перевозок, и выражали сострадание и поддержку. Врать не люблю, поэтому пришлось недоговаривать: всем интересующимся отвечала, мол, с ноября работать в такси больше не планирую. Ну правда же.
Почему ночью нужно быть начеку: непрошеные (и пьяные) гости на заправке
По моим наблюдениям, залог чаевых — приятная беседа. «Молчуны» лишний рубль не оставляют, хоть на прощание с улыбкой желают успешной смены и хороших пассажиров. Риск ухудшить карму был: одна девушка, кажется, разозлилась на меня из-за того, что я остановилась слишком далеко от точки, где должна была ее забрать. Но мои извинения и беседа о здоровье ее детей помогли сменить гнев на милость. По крайней мере, в ту ночь я не получила ни одной оценки ниже пяти.
Работала я исключительно по безналу, чтобы не маяться с таксометром и сдачей. Тем более не все пассажиры способны в пятничный вечер отсчитать нужную сумму.
Восемнадцатый по счету заказ я завершала около четырех утра. Смена подходила к концу, но я решила в последний раз «съездить домой» (то есть на Зыбицкую), а перед этим заправиться: в машину отправить 95-й бензин, а в себя — хот-дог.
На выезде с АЗС ненадолго притормозила, чтобы принять прилетевший мне заказ. Но тут пассажирская дверь распахнулась (центральный замок не успел сработать из-за низкой скорости):
— Подвезете нас? Только бесплатно, — в темноте я рассмотрела двух парней и банку пива у одного из них в руках. На то, что им сегодня было весело, намекал и проникший в салон запах спирта.
— Нет, у меня уже заказ.
— А вдруг нам по пути.
— А куда вам?
— На Лынькова.
— Нет, нам не по пути, до свидания.
Дверь они закрыли не сразу, как будто задумавшись, какой еще аргумент привести. А у меня не осталось аргументов, чтобы еще один час оставаться на линии: выполняю уже принятый заказ — и домой. По реальному адресу, а не на Зыбицкую.
Последних клиентов пришлось подождать: за это на счет дополнительно пришли 1,1 рубля. Двое парней отправлялись на главную тусовочную улицу, «чтобы просто посмотреть — и сразу домой». Да ладно, ребят, в моем такси нет места осуждению, поэтому можно было не оправдываться.
Сколько заработала? Подводим итог (спойлер: меня похвалили)
А теперь к самому главному — к подсчету денег. Я проработала ровно 8 часов: с 19:30 до 03:30. Сильно каторжным труд не назову: что касается физического состояния, то спать хотелось не сильно (работает-то супчик!), совсем чуть-чуть начала ныть спина.
Скорее я была истощена эмоционально: о моей карьере в такси многие спрашивали с жалостью в голосе, явно ожидая каких-то грустных историй. Отдельная утомляющая категория пассажиров — те, которые лучше тебя знают, как ехать. Так, в левой полосе на светофоре на одну машину меньше — почему мы еще не перестроились? Нам стоило свернуть на перекресток раньше — сэкономили бы целую минуту времени! На прошлой неделе на той улице был ремонт — давайте сделаем круг, чтобы не застрять в пробке. Да, в два часа ночи.
Заметила: «Эконом» прилетал мне раза в три чаще других тарифов. Я его не отключала, потому что хотела взять количеством. Суммарно на моем балансе после 19 заказов оказалась сумма в 201,02 рубля. Сколько из них я получу на руки? Адресуем вопрос директору автопарка.
— Из суммы, указанной в приложении, нужно отнять 13%. Итого мы отдаем вам 174,88 рубля. Из них зарплата за отработанное время составляет 31,43 рубля, компенсация за автомобиль — 143,45 рубля. Для вас это очень хорошая касса. Скажу честно, я думал, что будет гораздо хуже, — признается Андрей. — Даже для профи это неплохой показатель среднечасового заработка. Наши водители просто дольше работают и за счет большего количества часов получают за смену суммы повыше.
Но подождите радоваться: заправлялась-то я за свой счет. В автопарке есть нормы расхода топлива. По ним я должна была потратить 22,18 литра АИ-95, или 54,13 рубля. То есть мой чистый доход — 120,75 рубля.
Поиграем в математику. Допустим, я буду также эффективно работать пять дней в неделю. В октябре 23 рабочих дня — таким образом, за месяц я могла бы заработать около 2777 рублей.
Однако есть еще одно но — машина. Лично мне она «досталась» бесплатно — дилер BAIC одолжил для эксперимента. Будь она моей, к машине бы прилагался кредит, который ежемесячно пришлось бы выплачивать. А еще плафон, оклейка — все это тоже стоит денег.
Но я считаю, что работа над ошибками выполнена успешно. Может, пора повышать ставки — покупать белую рубашку и метить в «Бизнес»? Ладно, не буду будоражить рынок ужесточением конкуренции — сначала посмотрим, что нам принесет тот самый реестр.