Были и плюсы, и минусы. Как грузоперевозчики Беларуси пережили лето-2023?

АвтоЭкономика
Поделись с друзьями

Транспортные ограничения со стороны ЕС заставили перевозчиков выбрать неудобные и затратные варианты поставок. С восточной же стороны, наоборот, партнерские отношения в логистике становятся все крепче, а условия работы приятнее.

грузоперевозчики
Архивное фото

Есть ли шансы выйти из кризиса перевозок в Евросоюз? В какие страны ездить станет выгоднее всего в ближайшем будущем? О самых значимых событиях этого лета на белорусском рынке грузоперевозок корреспондент Sputnik Беларусь поговорил с директором компании-представителя биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси Татьяной Солдатенко.

Польша: только перегруз

Сложнее всего этим летом ситуация складывалась на европейских маршрутах. Польша с начла июня запретила въезд в свою страну всех видов белорусских и российских грузовиков, в том числе это коснулось прицепов и полуприцепов. Через месяц, с 1 июля, Беларусь приняла ответные аналогичные санкции.

Как итог, под полный запрет попала перецепка. Речь о том, когда белорусский прицеп с товарами везет тягач на польских номерах, и наоборот. Единственным вариантом товарообмена осталась перегрузка: чтобы отправить товар из Польши в Беларусь или из Беларуси в Польшу, нужно полностью перегрузить его из одной фуры в другую.

«Очевидно, что это более сложный, долгий и затратный способ перевозок. Особенно если прибавить к этому время, проведенное в километровых очередях на польско-белорусской границе, которые летом только росли. Однако, перевозчики приняли ситуацию и уже за три первые недели июля количество перегрузок на границе Беларуси с Польшей выросло на 30%», ― отметила Татьяна Солдатенко.

Когда Польша ― это только транзитная страна в логистической цепочке, то можно обойти «неудобную» границу и поехать на литовские погранпереходы, где запрета на перецеп нет. Однако там летом обозначились другие сложности.

Литва: граница закрывается

В июне литовцы начали с особым пристрастием досматривать белорусские и российские машины, вплоть до того, что их просто разворачивали на границе, чтобы исключить поставки в обход санкций. В июле вступил в силу запрет на вывоз товаров двойного назначения или их транзит из Западной Европы в страны Центральной Азии через территорию Литвы. Причина такого постановления ― не допустить попадания в Беларусь или Россию товаров, которые могут использоваться в военной промышленности.

Кроме того, что на литовском направлении ранее был сокращен разрешенный перечень товаров, в августе сократились еще и варианты маршрутов. Литва закрыла на границе с Беларусью два пункта пропуска ― «Шумскас» и «Твярячюс». Вильнюс заявил, что не исключает закрытие еще двух ― «Лаворишкес» и «Райгардас». Обоснование было такое: миграционный кризис и увеличение потоков контрабанды.

«Результатом, как и на границе с Польшей, стало увеличение очередей. Многодневные простои сказываются не лучшим образом как на цене перевозок, так и на количестве водителей, желающих ими заниматься. Если Вильнюс осуществит свое намерение по закрытию еще двух погранпереходов, то не исключено, что автомобильные перевозки с Европой вообще уступят место железнодорожным или морским», ― считает Татьяна Солдатенко.

Тем более, что по примеру Литвы не прочь пойти и Польша, Латвия, Эстония. Страны уже выразили готовность закрыть вообще все работающие на границе в Беларусью пункты пропуска в случае возникновения «серьезных инцидентов, угрожающих национальной безопасности».

Россия: каботаж и отмена разрешений

В начале лета сложности были даже на белорусско-российской границе. Причина в том, что в мае Беларусь ввела погранконтроль, поэтому очереди появились и там. Из-за процедур проверок транспорта и грузов, время прохождения границы увеличилось. Сказался и заметный рост грузопотока с Россией в этом году в целом. Однако уже в июле все вернулось на круги своя ― пограничный контроль отменили.

Август принес еще более радостные новости: Беларусь и Россия подписали соглашение о международных автомобильных перевозках. Согласно документу, в скором времени белорусам должны разрешить каботаж на территории России, а к 2030 году должен состояться поэтапный переход к безразрешительной системе перевозок между нашими странами.

«Грузопоток с Россией уже сейчас составляет порядка 90% от всех международных перевозок нашей страны. Надо полагать, что переход к безразрешительной системе в будущем еще увеличит эту цифру. Тем более, что разрешение на каботаж, сделает работу наших перевозчиков в России выгоднее. Условный водитель, который везет груз, к примеру, из Минска в Новосибирск, на обратном пути сможет выполнить еще несколько заказов на поставки и заработать больше», ― говорит Татьяна Солдатенко.

По словам эксперта, соглашение в принципе гораздо нужнее белорусам, нежели россиянам, так как открывает для белорусских перевозчиков более крупный рынок.

Азия: больше возможностей

Переговоры об унификации рынка и упрощении порядка перевозок ведутся и с другими странами, в том числе азиатскими. Это работа началась на уровне правительств практически сразу после того, как Евросоюз стал вводить санкции в отношении России и Беларуси, а перевозчики начали разворачиваться на Восток.

В июле о безразрешительной системе перевозок договорились с Кыргызстаном. В августе Беларусь утвердила протокол, по которому разрешения будут не нужны при работе с Ираном.

«Еще раньше подобные соглашения Беларусь заключила с Арменией и Узбекистаном. Если говорить о плюсах безразрешительного порядка перевозок, то он еще и в том, что упрощает выстраивание транзитных маршрутов. Через страны, на пересечение которых не нужно получать квоты, везти товары выгоднее и в другие регионы. Но договоренности еще не означают, что безразрешительная система уже заработала. Работа по урегулированию юридических аспектов, унификации правил перевозок еще идет. И судя потому, что протоколы подписываются и утверждаются ― весьма плодотворно», ― констатирует Татьяна Солдатенко.

Улучшились летом и логистические взаимоотношения с Китаем. В июне Беларусь договорилась с КНР об увеличении квот разрешений на международные автомобильные перевозки грузов на 2023 и 2024 годы. Увеличили в четыре раза ― с 1 тыс. до 4 тыс. разрешений.

Статистика

Данные ATI.SU за лето 2023 года, если сравнить с аналогичным периодом прошлого года, показывают увеличение спроса на внутренние перевозки по стране на 164%. Перевозки из Беларуси подросли незначительно ― на 5%. Импортные перевозки летом 2023, в сравнении с тем же периодом прошлого года, прибавили 101%.

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.