С «дисконтом» через Беларусь. Как льготников превращают в «вешалок»?

Авто
Поделись с друзьями

Авторы серых схем с льготной растаможкой автомобилей экономят по несколько тысяч долларов, а инвалиды и многодетные семьи пополняют бюджет на пару сотен. Вроде бы все довольны, но потом всё становится не так радужно.

Как льготников превращают

Меньше чем через три недели в России вступят в силу изменения в законодательство, требующие стопроцентной уплаты таможенных платежей за ввозимые авто из стран ЕАЭС. Таким образом, власти РФ заклеят еще одну лазейку для тех, кто продает россиянам машины из Европы с «дисконтом» через Беларусь. На этой схеме в последние несколько лет активно зарабатывали многие брестчане (и не только), перепродавая в соседнюю страну иномарки, оформленные на льготников-белорусов.

Как работает льготная растаможка

Пять лет назад в Беларуси заработал Указ №140, позволяющий многодетным семьям, а также инвалидам I и II групп при ввозе авто в страну платить 50% таможенных платежей. Но есть нюанс: по льготе растаможить автомобиль, ввозимый для личного пользования, можно только один раз в год. Если ввозить машину без льготы, растаможка на нее (до трех лет) составляет почти половину стоимости. На ввезенные авто от трех до пяти лет ставка таможенной пошлины – от €1,5 до €3,6 за каждый кубический сантиметр объема двигателя. А если авто старше пяти лет – от €3 до €5,7.

Посчитаем выгоду наглядно. Например, суперликвидный на белорусском и российском рынках семейный минивэн Renault Scenic. Просторный, достаточно надежный, недорогой в обслуживании. Пятилетняя машина с объем двигателя 1,5 литра продается в Германии в среднем за €10 тысяч. Растаможка без льготы обойдется в €2550. По льготе, предусмотренной 140-м Указом, – €1275. За эти деньги можно купить комплект резины, сделать антикоррозийную обработку днища, заменить (если надо) приводные ремни. Да еще останется на регистрацию машины в МРЭО и бутылку шампанского, чтобы отметить удачную покупку.

Дело за малым – найти «своего» льготника. Обычно беларусы ищут льготируемых родственников, в крайнем случае – близких и знакомых. Если таковых не находится, гугл в помощь. Некоторые расклеивают объявления на подъездах. Но чаще используют возможности искусственного интеллекта: достаточно написать чат-боту в Telegram или в группу ВКонтакте, и с вами свяжутся. На просторах социальных сетей льготу ищут и предлагают. Люди сами называют цены на подобные услуги – минимум $200–300. Иногда тариф доходит до $500. Далее реальному покупателю машины остается связаться с формальным приобретателем и оговорить все детали.

Как реагируют власти?

Какое-то время на это, прямо скажем, закрывали глаза. Формально закон (точнее Указ) соблюдался: не более одной покупки льготником за год. То, что 80–90% ввезенных таким образом машин вскоре перепродавались, чаще всего оставалось без последствий. Но где-то с середины прошлого года ситуация стала меняться. Государство напомнило и о другой ключевой фразе, прописанной в Указе, – «для личного пользования».

Теперь риск вступить в контакт с налоговиками у льготников значительно выше. В том числе и потому, что число инвалидов и многодетных в Беларуси ограничено. А неохваченных схемами купли-продажи авто по льготным платежам в бюджет становится с каждым годом все меньше. Потому налоговые органы более пристально стали следить за каждой такой покупкой. Особенно если машина, оформленная на льготника, премиум-класса. Тогда сотрудники ИМНС обращаются к пункту 7 статьи 214 Налогового кодекса Республики Беларусь. То бишь у льготника потребуют предоставить декларации о доходах и имуществе.

Тогда гражданин должен будет объяснить, где взял деньги на дорогую покупку. Если такой источник не установлен, доходы физлица, исчисленные исходя из сумм превышения расходов над доходами, подлежат налогообложению по ставке 26%. Условно говоря, если «лишний» (неучтенный) доход многодетного папы, совершившего автосделку, составил 200 тысяч рублей, налог ему начислят на сумму, близкую к 50 000.

Брестчанин «вешал» машины, пока на него не «повесили» штраф

Сергей, индивидуальный предприниматель из Бреста, пригонял из-за границы авто и оформлял на так называемых «вешалок» — так на местном жаргоне сами перекупщики называют людей, готовых за финансовое вознаграждение фиктивно оформить автомобиль на себя по льготной таможенной пошлине, предусмотренной указом №140. «Вешалок» мужчина искал по объявлению. На одно из них наткнулись сотрудники налоговой инспекции. В тот раз ипэшник искал льготника – многодетного или инвалида I или II группы для растаможки авто. За эту услугу предлагал $500. По указанному телефону позвонил сотрудник налоговой и согласовал место встречи с предпринимателем.

Как выяснилось, по такой схеме ипэшник за несколько месяцев использовал не менее десяти человек, каждому из которых выплатил от $350 до $500. Суд признал брестчанина виновным в осуществлении незаконной предпринимательской деятельности и назначил 40 базовых величин штрафа (1480 рублей). Судебное постановление не обжаловалось и вступило в законную силу.

К слову, за уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере (от 3000 базовых величин), совершенное группой лиц по предварительному сговору, по УК предусмотрен штраф или ограничение свободы на срок до пяти лет, или лишение свободы на срок до шести лет.

Заработал 1000 рублей, отдай государству в 60 раз больше?

Но, как выяснилось, это была лишь вершина айсберга. Ведь многие из тех, кто промышляет подобным бизнесом, постоянно живут в России, а в Беларусь лишь наведываются за товаром. Либо везут машины из ЕС: а наша страна для них – лишь перевалочная база. Здесь они свободно находят посредников из числа льготников, которые не прочь заработать пару сотен долларов в качестве дополнения к весьма скромным доходам. С 1 апреля это будет сделать невозможно – по крайней мере, спрос на такие схемы со стороны россиян полностью обнулится. Ну а пока все снимают сливки.

С 1 апреля 2024 года ввоз автомобилей в Россию для физических лиц будет возможен либо напрямую, через российскую таможню с уплатой всех ставок, акцизов и налогов, либо через страны Таможенного союза с доплатой по всем платежам, которые будут включены в состав увеличенного утильсбора.

Около полутора десятка жителей Бреста, вовлеченных в эту схему, уже несут административную ответственность за уклонение от уплаты налогов. Причем большинство из них попали на крупные суммы. Хотя эти люди всего лишь воспользовались правом на льготу, получив относительно небольшое вознаграждение за оказанную услугу. Вот что рассказал нам Алексей, один из таких подставных граждан:

– На меня вышел перекупщик и попросил за вознаграждение ($400) оформить на себя автомобиль. Нужно было подписать договор на приобретение машины марки BMW, а также доверенность на право ею распоряжаться. Самой машины я даже не видел. В договоре была лишь указана модель и год выпуска. Стоила машина $84 тысячи. Связь с перекупщиком была исключительно в мессенджере. Только когда был составлен договор, мы встретились у нотариуса, чтобы я мог его подписать, а этот человек – передать мне оговоренную сумму. Но там была такая схема, что доверенность с правом продажи я передавал не тому, кто мне звонил, а другому человеку. Вероятно, именно он перегонял машины в РФ для последующей перепродажи. Впрочем, это их дело, меня этот вопрос мало интересовал.

Зато этим вопросом активно заинтересовались налоговые органы. И главное, что их заинтересовало: откуда у инвалида II группы, живущего на небольшую пенсию, такие деньги, за которые он покупает себе дорогущее авто?

Сколько льготников согласилось оформить на себя чужую машину ради 50-процентной скидки, Алексею доподлинно неизвестно. Он знает точно о 15 случаях, имевших неприятные последствия для фиктивных покупателей. По шести из них налоговая выставила счет – от 35 до 60 тысяч рублей в качестве платежа с сумм превышения расходов над доходами за пригнанные из Европы авто стоимостью от $80 000 до $120 000! По ним уже начисляется пеня, ибо никто из мнимых покупателей дорогих иномарок, понятно дело, не может заплатить такие деньги.

Люди объединились и написали коллективное обращение в МНС с просьбой разобраться и привлечь к ответственности тех, кто организовал эту схему. Алексей рассказал, как вели себя истинные покупатели машин. Они, по его словам, отнеслись с брестчанам с пониманием и не стали увиливать от контактов с ИМНС.

– Эти трое отнюдь не скрываются. Они даже пересылают документы, подтверждающие, что платили за льготников. Поначалу налоговики принимали их к сведению, и у некоторых проверка на этом заканчивалась. Но затем она возобновилась. Даже для тех, к кому налоговая ранее перестала иметь претензии. Насколько мне известно, организаторов вызывали в ИМНС, они давали пояснения. Даже предлагали расписки, по которым якобы россиянин передавал (давал взаймы) деньги для покупки авто для себя, а потом эту сумму ему якобы вернули.

В коллективном обращении в Министерство по налогам и сборам брестчане пишут:

«Вы нас просили сообщить источники получения доходов, связанных с покупкой дорогих автомобилей, пригнанных из-за рубежа. В своих пояснениях мы ссылались на то, что не покупали данные автомобили, не продавали, и судьба этих автомобилей нам неизвестна. Ни у кого из нас таких больших денег не было. Нам также никто не давал деньги для их приобретения. Нас всех ввели в заблуждение, предложив оформить якобы на себя автомобили за небольшое вознаграждение и попросив только подписать договор. А теперь мы все вынуждены доказывать отсутствие превышения расходов над доходами».

Как доказать, что льготник – лишь передаточное звено?

Выходит, льготники не держали в руках крупные суммы, не видели автомобили. Но по бумагам все выглядит иначе. Еще бы: ведь условный москвич или житель Самары порой экономит на растаможке одного авто от €5000, из которых отсчитывает «бумажному» собственнику машины не более $500. «Получается, на человека можно повесить право собственности, а платить за его авто может третье лицо. И если третье лицо берет на себя ответственность, то где тут превышение расходов у собственника? Налоговая же делает вывод о доходах, исходя из бумаг о праве собственности, а не чеков и других платежных документов», – говорит Алексей.

Но каким бы логичным ни было объяснение льготников, перед налоговой приходится отвечать именно им. На том лишь основании, что в бумагах зафиксированы их имена и фамилии. И выбор у них на самом деле невелик: либо добровольно уплатить подоходный налог с неподтвержденных расходов (20% от неучтенного дохода), либо его взыщут принудительно. Так, во всяком случае, отвечают налоговики. А за уклонение от уплаты налогов и сборов можно попасть и под уголовное преследование – ст. 243 УК Беларуси предусматривает наказание вплоть до лишения свободы.

Но и это еще не все. В Государственном таможенном комитете не скрывают, что имеет место нарушение условий растаможки, потому как в 140-м Указе четко прописано: льгота применяется при ввозе авто для личного пользования. Если для перепродажи – будьте добры, доплатите недостающие 50% таможенной пошлины. Реальные же покупатели не упоминаются в документах в качестве владельцев ТС. Из доказательств их участия в сделке у льготников остаются лишь скриншоты переписок в мессенджерах. Ну, еще договоры, по которым льготник передал кому-то генеральную доверенность на авто. Так что участника подобной серой схемы могут привлечь и к административной ответственности по ст. 14.4 КоАП «Неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины), платежа, взимаемого таможенными органами».

– Уже пришел ответ из МНС на коллективное обращение. В нем фактический отказ. Там лишь говорится, что проверка проводится в отношении отдельных лиц. Уголовные дела налоговыми органами не возбуждаются. Мол, если считаете, что вас обманули, можете обратиться в милицию или в прокуратуру, – рассказывает Алексей.

Однако при рассмотрении гражданского иска о расторжении договора купли-продажи, каждому из пострадавших нужно будет найти машину и ее владельца на просторах России, после чего заставить доплатить его те самые 50% растаможки. Стоит ли говорить, что вероятность такого исхода ничтожна.

Источник: Автобизнес

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.