Создать свой двигатель и местный электромобиль. Как меняется автомобильный рынок в Беларуси в новых условиях?
Выступая перед молодежью 24 октября, Президент отметил: «Автомобиль у нас будет. Будет основной хороший автомобиль, и дополнительно мы еще привлекаем сюда инвесторов, чтобы они производили автомобили». Так как же сегодня обстоят дела на рынке отечественных машин и что должно измениться в ближайшем будущем, узнали «7 дней».
Все четыре белорусских колеса
Наша страна славится производством грузовиков, автобусов, электробусов и специальной техники. А вот с легковушками долгое время не складывалось, хотя попытки наполнить рынок собственными авто предпринимались — старшее поколение водителей помнит «Форды», «Саманды», «Пежо», которые собирали в Беларуси, пишет БЕЛТА.
В 2015 году Президент провел совещание по организации производства легковушек, которое стало поворотным пунктом в истории отечественного автопрома. Тогда было принято знаковое решение — производить машины вместе с китайскими партнерами, при этом задействовать по возможности белорусские комплектующие.
— Там, где можем, а мы можем, у нас есть опыт сборки и производства грузовых автомобилей и компонентов для легковых автомобилей, мы должны использовать собственный опыт и собственные наработки, — подчеркнул тогда глава государства.
Дальнейшие события показали, что Александр Лукашенко был прав. 17 ноября 2017 года состоялось торжественное открытие нового завода — СЗАО «БЕЛДЖИ». Шесть лет спустя, в нынешнем 2023-м, с его конвейеров сойдет более 60 тыс. автомобилей, что в два раза больше, чем в прошлом году. А еще через несколько лет объемы производства планируется увеличить до 120 тыс. машин в год. Кроме того, недавно завод приобрел расширенную лицензию на Geely Coolray, который теперь выпускается под белорусской торговой маркой — Belgee X50. Теперь наши специалисты имеют право вносить различные изменения в конструкцию и использовать при сборке белорусские комплектующие.
— Список по локализации мы будем расширять. Речь идет не только о наших сварке, окраске, сборке, инсталляции, рассматриваем также возможность производства своих компонентов. Но это направление требует очень детальной проработки с учетом обстановки, складывающейся на рынках, — пояснил генеральный директор «БЕЛДЖИ» Геннадий Свидерский.
Геннадий Свидерский
Так что на сегодня два основных вопроса, стоящие перед белорусским автомобилестроением: создание электромобиля и дальнейшая локализация машин, которые уже выпускаются в нашей стране.
— Да, непростая задача — произвести свой двигатель для легкового автомобиля и коробку передач, — отметил 24 октября 2023 года Александр Лукашенко. — Но мы поставили перед собой задачу. У нас есть моторный завод — пусть производит, пусть шевелится. Мы же делаем коробки, двигатели для других автомобилей. Да, это более тонкая работа, но мы ее сделаем.
Однако есть у истории с белорусскими легковыми автомобилями и продолжение. В марте этого года во время визита в КНР Президент Беларуси провел встречу с руководством Первой китайской автомобильной корпорации «ФАВ Груп». Она — серьезный игрок в автомобильной отрасли КНР. У компании 70-летняя история и ряд совместных предприятий с мировыми лидерами, среди которых «Фольксваген», «Тойота», «Ауди». Также «ФАВ Груп» известен брендом Hongqi («Красное знамя»), под которым собираются в том числе машины для китайского руководства. А в сентябре стало известно, что компания «ЮНИСОН» в деревне Обчак Минского района запустила производство автомобилей премиального бренда Hongqi, принадлежащего концерну «ФАВ Груп». Также озвучено, что новые кроссоверы не будут пересекаться с продукцией другого производителя легковых авто — «БЕЛДЖИ». Так повлияет ли появление нового автопроизводителя на цены в Беларуси? С этим вопросом мы обратились к председателю правления Автомобильной ассоциации «БАА» Сергею Вариводе.
— Любое увеличение предложения относительно спроса на товарном рынке по определению ведет к снижению цен, поскольку растет конкуренция, — отметил Сергей Михайлович. — Другое дело, что нужно сначала понять, какую продукцию будет выпускать тот или иной производитель. Если автомобили будут в той же ценовой и потребительской нишах, где присутствуют и другие игроки рынка, то предложение объективно вырастет, что приведет к снижению цен для потребителей.
Сергей Варивода
Но ведь и сегодня на рынке есть как Geely от СЗАО «БЕЛДЖИ», так и Bestune от «ФАВ Груп», и цены на вторые машины выше.
— Марка Geely сегодня доминирует на белорусском автомобильном рынке, потому что имеет более привлекательные цены, инструменты финансовой поддержки спроса, самую развитую дилерскую сеть, — подчеркнул эксперт. — С другой стороны, если бы на рынке не было таких конкурентов, как FAW Bestune, которые в данный момент, конечно, проигрывают по всем вышеперечисленным показателям, то, возможно, и цены на Geely были бы на другом, более высоком уровне. В условиях же конкурентного рынка и отечественный производитель вынужден конкурировать.
Сложится ли ситуация, когда через пять лет продукция «БЕЛДЖИ» будет вести ценовую борьбу на рынке с «ЮНИСОН»?
— Ценовую — не уверен, борьбу — безусловно. Hongqi — премиальный сегмент, Geely — среднеценовой, а модель Emgrand я бы отнес и к бюджетному. Но границы сегментов размыты. То есть Geely Monjaro для потребителя может являться альтернативой Hongqi HS5. В остальном, конечно, это автомобили для разных потребителей с точки зрения дохода, статуса, стиля жизни. Думаю, новый бренд, если удастся организовать эффективный сборочный процесс, в том числе промышленную сборку автомобилей, мог бы стать конкурентом скорее не Geely, а премиальным маркам популярных западных, корейских, японских брендов. И для начала вытеснить из сферы потребительских предпочтений премиальный «секонд-хенд».
Встречали настороженно
— Когда в 2017 году на рынке появились первые автомобили от «БЕЛДЖИ», отношение со стороны покупателей к ним было настороженное, — рассказывает работник одного из минских автохаусов Виктор. — Почему? Во-первых, машина новая, коллективный опыт использования отсутствовал. Кому нужен кот в мешке? Во-вторых, авто — «китаец». А тогда и отношение к китайской продукции было чуть иным, и ситуация на авторынке отличалась от нынешней. Были деньги — покупали нового «европейца» или «японца», не было — подбирали вариант среди б/у авто.
Но достаточно быстро, утверждает собеседник, ситуация начала меняться. Конечно, как у всех авто, у Geely случались поломки. Но важным оказалось то, что они не носили системного или массового характера. Завод немного доработал выпускаемые машины под наши погодные условия. Еще одним плюсом стало использование этих авто в популярном интернет-сервисе такси, потому что на них нужно было ездить много и в любую погоду. Белорусские «китайцы» тест на «износостойкость» прошли. Огромную роль в том, что Geely набирали популярность в нашей стране, сыграла и поддержка государства в виде целевых кредитов на их покупку.
— В итоге белорусы все же оценили автомобили от «БЕЛДЖИ», — отмечает Виктор. — Наверное, какую-то роль сыграл и фактор местного производства. Опять же санкции спровоцировали проблемы с покупкой новых «европейцев» и рост стоимости запчастей к ним… Сейчас ситуация более-менее выровнялась, но Geely успели занять свою часть рынка. Об отношении к этому бренду сегодня говорит тот факт, что на новые машины в салонах очереди на полгода вперед.
Влияет ли как-то рост числа произведенных в Беларуси легковушек на вторичный рынок? Виктор уверен, что нет:
— Это разные сегменты рынка. Тот, кто намерен купить б/у машину, будет брать на вторичном рынке. Присматривающие новый автомобиль, скорее всего, приценятся к Geely. Новые «белорусы» и «китайцы» не такие уж дешевые, для их покупки часто берут кредит.
Что касается авто от «ФАВ груп», производство которых начинают в нашей стране, представитель автохауса прогнозирует повторение ситуации с «БЕЛДЖИ»:
— Это будет новый для Беларуси производитель, никто не знает, чего от него ждать на наших дорогах. Могу предположить, что лет через 5-7 собранный в нашей стране автомобиль от «ФАВ груп» начнет жестко конкурировать на рынке с Geely. Что будет еще дальше — сказать сложно. Кто пять лет назад поверил бы, что за Geely будут выстраиваться очереди?
Феномен очереди
Кажется, что произведенные 30 тысяч Geely за прошлый год — огромная цифра для Беларуси. Тем более, по данным 2022-го, дилерами Белорусской автомобильной ассоциации продано 14 843 новых легковушек всех марок, из которых почти треть — произведенные в Беларуси машины. Получается, завод «БЕЛДЖИ» в два раза перекрыл потребности нашего внутреннего рынка, к тому же цена на некоторые модели Geelу даже в начальной комплектации превышает психологическую отметку в 100 тыс. рублей, однако очереди на покупку этих авто есть. Насколько легко сегодня купить белорусско-китайскую машину? Чтобы разобраться в ситуации, звоним в дилерский центр компании. Объясняем, что хотим купить одно из самых доступных по цене авто — с ценником 66 тыс. руб.
— К сожалению, в наличии свободных машин нет. Но приобрести эту модель все же можно — запишитесь в список ожидания, — пояснил сотрудник центра. — Время ожидания комплектации Comfort или Flagship около 5-6 месяцев. В наличии есть только Tugella в комплектациях Luxure и Flagship. На все остальные — список ожидания. Если ситуация поменяется, мы найдем машину быстрее, чем через 5 месяцев. Все зависит от поставок с завода. Будет их больше, заберете машину через 3-4 месяца. На данный момент у нас большой спрос и много желающих. Рынок диктует условия.
Обращаемся к конкурентам Geely, дилерскому центру от «ФАВ Груп». Самая доступная модель на время нашего звонка стоила 79 тыс. рублей. Кстати, машины здесь продают в том числе по льготному кредиту.
— Да, в наличии есть машины в серебристом цвете с темным салоном. Забронировать? — интересуется специалист отдела продаж.
Правда, из-за добавленных опций стоимость подрастет на 2,5 тыс., зато антикор предлагают в подарок.
В Министерстве промышленности отметили, что белорусская автомобильная промышленность получила новый вектор развития и в ближайшее время будет прирастать дополнительными проектами и мощностями. На фоне санкций со стороны недружественных стран предстоит решить масштабные задачи — не только сформировать условия для насыщения внутреннего рынка автомобилями, но и обеспечить локализацию их компонентной базы. Реализация этих направлений станет залогом дальнейшего успешного развития автопрома.