«Папа, она мне нравится»: как молодой гродненец превратил Audi 100 в 200 Quattro
Эта Audi в семье Максима из Гродно уже более 20 лет. Из переднеприводной «Сотки» она превратилась в 200 Quattro. Как так получилось и какие еще метаморфозы претерпевал автомобиль за это время, расскажет сам владелец.
Этот материал был подготовлен Автобизнесом еще осенью, поэтому не удивляйтесь зелени на фотографиях.
«Папа выбирал между Omega и Audi»
– Автомобиль купил мой отец в 2001 году на выходное пособие из армии. Это была первая семейная машина, которая использовалась повседневно. Папа выбирал между Opel Omega и Audi. Какой выбор он сделал – очевидно.
Это была обычная «Сотка» с турбомотором 2,2 в хорошей комплектации: электростеклоподъемники, круиз-контроль, «климат».
Сразу после покупки устроили автомобилю серьезный тест-драйв в виде поездки в Вологду. В районе Москвы что-то хлопнуло, но никто даже не подозревал, что именно. Лопнул патрубок на интеркулер. В тот момент мало кто разбирался в Jetronic и всех этих системах, найти специалиста для быстрой диагностики было проблематично. Пришлось заехать к родственникам в подмосковье, но никто на сервисах не мог понять, почему машина заводится и сразу же глохнет. В итоге отец с родственником случайно обнаружили проблему, дотронувшись до патрубка и заметив снизу отверстие.
Дальнейший путь до Вологды и обратно в Гродно прошел без происшествий. Почти, потому что я тогда был маленьким и своими шаловливыми ручками стремился сломать все, до чего мог дотянуться. Например, я сломал «солдатики», которые закрывают задние двери. И только года полтора-два назад (спустя 20 лет) я же самостоятельно их и отремонтировал. Может быть, именно поэтому машина задержалась у нас в семье на столь долгий срок.
А ведь я, будучи еще школьником, ходил и говорил папе, продавай, мол, давай купим А8. Ведь у всех одноклассников отцы покупали себе новые машины. Папа в свою очередь говорил, что смысла продавать эту Audi нет, в ней хороший мотор, но я тогда ничего в этом не понимал.
Когда чуть подрос, отец стал давать мне порулить, и у меня начала зарождаться любовь к автомобилям. Audi 100 благополучно эксплуатировалась и не доставляла серьезных проблем где-то до 2015 года – именно тогда мы решили вскрыть мотор, т.к. он начал парить и дымить. Поменяли только кольца, шатунные вкладыши, шлифанули «голову», после чего двигатель «ходил» до 2021 года.
«Педагогический подход»
Как же машина оказалась в моих руках? Просто так папа передавать мне автомобиль не хотел, потому что считал, что его ждет судьба моих игрушек, которые выбрасывались после того, как ломались. Педагогический подход заключался в том, что отец машину мне продал. Я на тот момент работал, мне пришла повестка в армию, в компании мне выплатили «отступные», и на них я купил у отца Audi. Да, сумма была символическая – $1000. Для того чтобы я ценил машину и не опускал руки, если с ней что-то случится.
Автомобиль достался мне в оригинальном виде Audi 100: классический бампер с противотуманками, капот, который и сейчас стоит на машине. Планировался переход к «двухсотому» капоту, но найти у нас хороший капот почти нереально. А если реально – не очень хочется ехать за ним в противоположный конец страны.
А вот широкие арки 200 3В на крыльях хотел всегда. Спереди уже второй комплект крыльев из стеклопластика. Первый я купил в Минске, когда был студентом, а машина еще принадлежала отцу. Собрал несколько своих стипендий и поехал на маршрутке за крыльями. Тогда это казалось апогеем: неужели наконец у нас начали выпускать качественные запчасти. Но когда привез и примерил, оказалось вообще не то. Начали с отцом «кроить» крылья и как-то устанавливать. Они стояли ровно до 2023 года, когда я купил новый комплект, сделанный в Гродно. Эти крылья оказались едва ли не идеальными.
После первого комплекта передних на машине появились и задние 3В крылья – они оригинальные, вырезанные с другой машины в Казахстане.
Бамперы тоже в стиле 3B. Но они от Audi 5000. Их отличие от 3В в том, что внутренний усилитель выполнен из алюминия, а не из стеклопластика.
Сначала я купил в Бресте задний бампер, а потом оба сразу в Омске, откуда мне их доставили транспортной компанией. Так они оказались у меня и так получился тот визуал, который есть сейчас. Он сильно отличается от других кузовов С3 – Audi 100 и Audi 200.
Противотуманные фары на бамперах 3В 5000 были опциональными – они очень редкие. И моему товарищу из Минска удалось заполучить такой бампер. Он все мне сфотографировал, снял размеры, показал и рассказал. Мне оставалось только купить на рынке китайские «туманки» плюс-минус оригинального размера и установить их.
Молдинги с алюминиевыми усилителями внутри от Audi V8. При боковом ударе такой молдинг распределяет энергию на стойки, не давая сминаться двери.
Бленда Hella Black сзади родная, стояла с момента покупки машины. На техосмотре она иногда вызывает вопросы, просят растонировать оптику, приходится в шутку предлагать 100 долларов за то, чтобы сами сняли пленку, после чего рассказывать, что это такое. В итоге гуглят и убеждаются в существовании такой оптики.
Оригинальные диски OZ 18-го диаметра также были куплены в Омске. Приобретались на энтузиазме, потому что мне всегда нравился их многоспицевый дизайн. Подозреваю, что изначально они вообще были куплены в Японии или Китае, но в итоге оказались у меня. Их только покрасили и приклеили наклейки.
Замена кузовных элементов потребовала покрасочных работ. Еще до моего ухода в армию отец отдал автомобиль на покраску. Условно говоря, та тысяча, что я ему заплатил, была компенсацией за малярные работы. Красил папин друг, красил долго – месяца четыре: человек не маляр и делал это в свободное от работы время, потому что умеет и может.
«Все делалось в гараже»
Тормозная система в машине родная с двухпоршневыми суппортами – классический вариант для Audi 100 и 200 с турбированными двигателями. Подвеска также стоковая, не считая пружин с занижением -35.
Что касается технической составляющей задней части автомобиля, то мне всегда хотелось Quattro. Ее с завода не было, как и в принципе механической коробки передач. Правда, на пятиступенчатую «механику» эту машину переделали еще в Германии.
Оставалось реализовать полный привод. Во время учебы начал покупать нужные запчасти: сначала рычаги и ступицы, потом кардан, редуктор, далее всевозможные усилители и распорки. Все это готовил к монтажу сам, ну а установить очень сильно помогли хорошие ребята, за что им огромное спасибо.
Все делалось в гараже: приварили, собрали, но сразу подключать полный привод не стали. Сначала я съездил на развал, убедился, что получилось отлично и можно продолжать. Заново все сняли, зачистили, покрасили, собрали и поехали.
Сначала было непривычно и некомфортно. Ведь ты прекрасно знал, как ведет себя машина на переднем приводе, и вдруг она стала полноприводной. Но зимой полный привод серьезно помогает, ведь машина эксплуатируется ежедневно.
Под капотом по-прежнему стоит заводской турбированный 2,2-литровый двигатель MC со стоковой турбиной К26, выдающий 165 л.с. В планах на будущее – апгрейд турбины.
Изначально стоял механический инжектор, но мне хотелось улучшений. Был приобретен «чип» – «K-Jetronic плюс турбо», как его называют. Впрыск управляется механически, а зажигание, корректировка углов и т.д. – электроникой. «Чип» позволял изменить карты зажигания, снять ограничения по наддуву и регулировать скважность. Это давало возможность получить интересные результаты, мы достигали 200-210 л.с. и 7 секунд разгона с нуля до 100 км/ч.
Но современные технологии заставили меня прийти к более прогрессивным решениям в виде индивидуальных катушек зажигания и электронных форсунок. Это не было связано с какими-то проблемами механического «джетроника», просто хотелось дополнительно улучшить показатели автомобиля. Рампа ставилась кастомная, как и планка для катушек с TFSI-мотора. Топливные форсунки от Volvo покупались б/у, причем комплекта три, из которых выбирались пять одинаковых по параметрам работы. Впускной тракт также переделали. Электронный впрыск российской разработки, он дает возможность настраивать автомобиль, используя широкополосный датчик кислорода. Сколько сейчас двигатель выдает мощности, неизвестно. Нужно ехать на стенд.
Система охлаждения заводская, но установлена дополнительная помпа, которая позволяет при выключенном зажигании продолжить охлаждение. Наверное, именно благодаря ей турбина и работает так долго. Реставрировалась она только один раз, году в 2005-м. И только сейчас появляются вопросы, но надо учесть, чтобы был и буст в 1 bar, и 0,9 сейчас.
«Я болен этой машиной»
В салоне изначально стояли обычные сиденья, поставил VAG Sport. У них более выраженная поддержка.
Центральная консоль с магнитолой от Audi V8. Магнитола Audi Concert Plus выдает качественный звук. Дверные карты также от V8, в них стоят коробы Bose, но акустика пока полностью не реализована.
Аэрография на торпедо присутствовала с момента покупки машины, правда, во время детейлинга ее немного испортили: выбили паром лак. Смотрится красиво, но несколько не сочетается с консолью. Убирать не собираюсь – люблю ее с детства, маленький садился на переднее сиденье и любовался горами.
Руль тоже заменил. Он, как и задние крылья, приехал из Казахстана. Все остальное в салоне осталось заводским.
Изначально отец переживал за мое отношение к машине, волновался: вроде и содержу, но приобретаю запчасти неизвестно откуда. Папа смотрел на все это и думал, что я переболею, куплю новый автомобиль и буду ездить.
Но спустя время он начал подозревать, что я болен этой машиной. В итоге отец как-то спросил: «Может быть, хватит вкладывать деньги, пора купить что-то более свежее?» А я ответил: «Папа, она мне нравится». И сейчас он одобряет то, что я делаю, помогает мне.