После выходных обстановка на белорусско-европейских границах существенно не изменилась — водители по-прежнему сталкиваются с длительными задержками. Об этом свидетельствуют актуальные данные Государственного пограничного комитета Республики Беларусь.

В общей сложности въезда в страны Евросоюза ожидают около 3955 автомобилей — как легковых, так и грузовых.
Наибольшая концентрация транспорта наблюдается у польского пункта пропуска «Тересполь» (Брестская область). Здесь в ожидании пропуска скопились 2470 легковых автомобилей и 55 автобусов. За выходные Польша пропустила лишь 35% от обычного объёма транспорта, а в субботу количество машин в очереди достигало 2630.
На литовском направлении особенно затруднён проезд для грузовиков. У контрольно-пропускных пунктов «Шальчининкай» («Бенякони») и «Мядининкай» («Каменный Лог») стоят 780 фур. При этом Литва в эти дни пропускает лишь 19% от запланированного — это худший показатель среди всех соседних стран.
На латвийской границе, у КПП «Патерниеки» («Григоровщина»), в очереди находятся 500 грузовиков. С пятницы Латвия пропустила только 34% от нормы пропускной способности.
ЕС готовится к новой системе въезда
С 12 октября 2024 года в Евросоюзе заработает Единая электронная система пограничного контроля (EES). Все страны ЕС должны внедрить её в течение шести месяцев после запуска. Об этом ранее сообщила пресс-служба Еврокомиссии.
Система будет автоматически фиксировать въезды и выезды граждан третьих стран (не входящих в ЕС) при пересечении границ 29 европейских государств, включая шенгенские страны. Под действие EES попадут туристы, приезжающие с краткосрочными визитами, в том числе на отдых.
Одно из главных изменений — отказ от ручных печатей в паспортах. Вся информация будет храниться в цифровом виде. Пока сохраняется переходный период, страны могут продолжать работать по старой схеме, но постепенно переходят на новую.
Как будет проходить контроль?
При первом въезде в ЕС по новой системе, включая граждан Беларуси, пограничники будут:
- сканировать отпечатки пальцев (двух указательных),
- делать цифровое фото лица,
- заносить данные в единую базу.
На некоторых пунктах пропуска могут появиться автоматизированные терминалы самообслуживания, ускоряющие процесс. Однако личная проверка останется обязательной при первом визите и в случае подозрений.
Эксперты отмечают: нововведение призвано повысить безопасность, сократить фиктивные визиты и оптимизировать потоки на границах, но может повлечь дополнительные задержки в первые месяцы внедрения.