«Бросил машину и убежал в поле!». Как под Гродно контролировали передвижение тяжеловесных машин
Как на региональных дорогах взвешивают тяжеловесные машины и можно ли «на глаз» выявить нарушителя? Как часто происходит осмотр грузовых автомобилей и бывают ли серьёзные проступки?
Журналисты av.by съездили в рейд с Транспортной инспекцией и узнали, как сотрудники контролируют передвижения тяжеловесов и следят за сохранностью республиканских и местных дорог. Подробности — в нашем репортаже.
С сотрудниками Транспортной инспекции мы встречаемся в начале рабочего дня. На часах ещё нет и девяти, а наш экипаж уже готовится выехать за город. Синоптики прогнозируют жаркий день, а значит, расслабляться нельзя.
— В период с 25 мая по 31 августа 2024 года вводятся ограничения при движении транспортных средств по республиканским автомобильным дорогам общего пользования с асфальтобетонным покрытием: с 11 до 20 часов включительно при дневной температуре воздуха более 25 градусов по Цельсию максимально допустимая нагрузка на одиночную ось транспортных средств не должна превышать 6 тонн. Солнце разогревает асфальт. Он становится мягким, и любое транспортное средство с большим грузом наносит ущерб дорогам. Каждый год ограничения разные, а контроль за ними возложен на Транспортную инспекцию. Наши сотрудники выезжают, останавливают ТС, взвешивают его, — объясняет специфику работы начальник регионального отдела весогабаритного контроля в Гродно Александр Виницкий. — Если есть нарушения, применяются штрафные санкции. На организацию-перевозчика производится расчёт платы за каждый километр, пройденный с превышением. А водитель несёт ответственность по статье 18.37 КоАП, за несоблюдение которой предусмотрен штраф от 5 до 50 базовых величин.
Кроме сезонных ограничений, есть и постоянные. Если вкратце, то в стране все дороги разделены на три категории: 6; 10 и 11,5 т на ось. Передвигаться по ним ТС с большей общей массой и нагрузками на оси можно только со специальным разрешением.
— Ограничиваются не все дороги. Для транзитного транспорта остаются магистрали, соединяющие границы или основные населённые пункты. Введены ограничения на региональных дорогах, по ним запрещают перевозить определённые виды грузов именно в целях сохранности покрытия. Но есть и такие грузы, на которые ограничения не распространяются. Это «скоропорт», сушёнка торфяная, медикаменты, зерно, животные и др.
Прослушав небольшой ликбез от руководителя отдела, отправляемся в рейд.
Наш первый остановочный пункт находится недалеко от Гродно, буквально в десяти километрах от него. На дороге без летних ограничений допускается нагрузка 10 тонн на ось. А если градусник термометра поднимется выше 25 °C, то нагрузка на ось, согласно установленному дорожному знаку, снижается до 6 тонн.
Внутри автомобиля Транспортной инспекции находятся передвижные весы, но сотрудники говорят, что явные нарушения можно обнаружить и без них.
— Складываешь вес машины, указанный в техпаспорте, и груза, записанный в накладной, делишь всё это на количество осей. Если есть явное превышение, тогда уже отправляем автомобиль на взвешивание, — объясняет сотрудник инспекции и показывает на бетономешалку, проезжающую мимо: — Там всё будет нормально с весом. Она не крутится, значит, едет пустой.
Инспектор говорит, что самое эффективное время работы — первый час. Потом информация о дежурящих на дороге сотрудниках расходится по рабочим чатам и группам. И машину ТИ будут стараться объезжать. Поедут только те, у кого нет перегруза или имеется специальное разрешение.
— Да и сознательных людей стало больше. Ещё лет пять назад разрешение брали единицы, сейчас — поголовно! Это стимулирует перевозчиков соблюдать летние ограничения, так как в противном случае будет аннулировано разрешение, на получение которого затрачены суммы до 101 базовой величины. Все понимают, что штрафы за это немаленькие. И проще заплатить за разрешение, чем потом иметь проблемы и быть привлечёнными к административной ответственности.
Специальные разрешения на проезд тяжеловесного и крупногабаритного ТС выдаёт РУП «Белдорцентр». Задача транспортников — проверить их наличие и соответствие по грузу и его массе, а также по маршруту следования.
— Машины, имеющие разрешение и осуществляющие движение без нарушения «теплового режима», мы не взвешиваем. Они заплатили за то, что ездят по дороге с превышающими параметрами. Вот, смотрите, здесь есть разрешение на общую массу в 47 тонн. Документы проверили, всё соответствует нормам. Значит, мы желаем водителю хорошей дороги и отпускаем его, — рассказывает инспектор, останавливая и проверяя первый за смену большегруз.
— А если общая масса в документах ТС будет превышать массу, указанную в разрешении?
— Если общая масса превышает, мы отправляем машину на весы. Аннулируем на данную поездку спецразрешение. Делаем расчёт платы на организацию, а на водителя составляется протокол за нарушение условий, указанных в спецразрешении, — объясняет инспектор.
Спустя годы работы, говорят сотрудники, как правило, глаз у них уже намётан, транспорт с перевесом можно определить сразу. В это время жезл инспектора поднимается, и большегруз, мчащийся по дороге, съезжает на обочину.
— Иностранцев на фурах большого смысла нет останавливать и взвешивать. Они проходят весовой контроль на границах. И потом уже едут под пломбой от терминала к терминалу.
Так оно и вышло. Инспектор проверил документы у польского перевозчика и сделал соответствующую отметку в своём журнале — водитель может ехать дальше!
Пока мы ждём следующего большегруза, инспекторы достают весы для автомобилей и объясняют нам их устройство.
— К этим весам подключаются антенны, и дистанционно взвешивается груз. Вот отсюда выходит чек с осевой и общей массой. Потом мы через компьютер делаем расчёт. В среднем на машину уходит около полутора часов. Водитель показывает точку загрузки и выгрузки. Составляем маршрут: по каким дорогам он ехал, какие категории были… Все эти сведения заносятся в компьютер. Также сюда мы вносим данные перевозчика-организации и груза… И компьютер выдаёт расчёт в базовых величинах и общую сумму оплаты.
— И какие это обычно суммы?
— От 3 рублей до 6 000 — и даже больше! Зависит от многих показателей: от тонны, вида ТС, километров, которые оно проехало. У кого-то может быть 30 рублей, у кого-то — 300.
Водитель этого МАЗа везёт отработанные покрышки из колхоза на переработку в город. Инспектор тщательно проверяет все документы:
— Так, прицеп специальный — 5 200 тонн, машина без нагрузки — 9 700 т, масса груза — 5 т. Сколько в итоге получаем? 20 тонн… А ему разрешена общая масса 40 т. Нарушений не выявлено!
У следующего водителя было просроченное спецразрешение. Но мужчина уверяет: новое тоже есть, просто в электронном варианте.
— По закону это не запрещено. У нас есть база, и мы сейчас проверим, — объясняет инспектор.
Пока один сотрудник разбирается с документами, его коллега взвешивает ТС. Машина проезжает по установленным весам, и на бортовом компьютере появляется информация об общей массе и нагрузках на ось.
— Общая масса — 42 700 кг. Сейчас «пробьём» базу, посмотрим, есть ли действующее спецразрешение на это.
Пока сотрудники ТИ разбирались с грузом и документами, интересуемся у водителя, знал ли он уже о дежурящем здесь экипаже. В ответ на это мужчина с улыбкой опускает голову.
— Кто же вам признается? — говорит он, но во взгляде читается, что информация о транспортниках на дороге стала общедоступной.
— Наша задача — не штрафы, а сохранность дорог! — замечают инспекторы на это.
Нужный документ имеется в базе, значит, и в данном случае нарушений не выявлено.
Пока мы ждём следующих большегрузов, интересуемся у транспортников, были ли у них курьёзные ситуации в работе.
— Однажды произошёл случай занятный на М6. У машины, которая везла корм на птицефабрику, выявили превышение по общей массе ещё до взвешивания. Пока мы раскладывали весы, водитель поломал ключ. Говорит: «Всё, не могу заехать на весы, ключ застрял — я так разволновался, что сломал его!» Мы забрали документы, а шофёра оставили. Позже он поехал и выгрузился. Пришлось рассчитать перегруз по документам. Плата за проезд без специального разрешения для перевозчика, конечно, была, но получилась не такой большой, как могла бы, если бы мы взвесили автомобиль. Однако для водителя к штрафу за перегруз добавился штраф за то, что он воспрепятствовал процедуре взвешивания и самовольно уехал. Как итог — водитель спас перевозчика, а его штраф увеличился в несколько раз. Пошёл он такую хитрость или на самом деле случилась поломка, мы уже не узнаем.
— Как вы считаете: люди чаще всего сознательно идут на нарушения или по незнанию?
— Сознательно нарушают редко. Чаще всего — из-за невозможности точно проверить вес загрузки. Вот, например, грузят песок на карьере. Его считают ковшами. Но тракторист может взять больше, а может — меньше. Тут не всегда угадаешь. Поэтому допускается 5 процентов перевеса на сыпучие грузы. Или возьмём лесовозы. У них тоже часто нарушения есть из-за того, что вес груза не всегда рассчитаешь. Бревно то сухое, то мокрое!
— Бывало такое, что водители не реагировали на требование об остановке и уезжали?
— Это бессмысленно: все ж знают, что можно догнать. И за неповиновение проблем у водителя будет больше. Как-то при виде нашей машины шофёр убежал в поле. Это уже был конец смены. Мы собирались домой. И тут едет машина с песком. Мы, честно говоря, и не планировали её останавливать. Но водитель резко затормозил, оставил транспорт и скрылся. Конечно, мы заинтересовались им. Включили громкоговоритель и стали его звать. Никто не пришёл. Мы сделали фото и видео машины. Приехали на базу, всё «пробили». Выяснилось, что у шофёра ничего не было — ни техосмотра, ни накладной на груз. Составили докладную и служебную записки. Потом уже приглашали водителя в головной офис и предъявляли ему штрафные санкции.
В этот день дежурство прошло без нарушений. Но такому исходу сотрудники совсем не огорчились. Ведь отсутствие проступков — это и есть признак того, что работу свою инспекторы выполняют в полном объёме.
— С начала года из 54 взвешенных транспортных средств на дорогах выявлено 46, у которых допустили перегруз. Рассчитанный ущерб дорожному полотну от нарушителей составил 48,598 тысячи белорусских рублей. Кроме этого, в ходе «документального» контроля по месту нахождения перевозчиков за 2024 год выявлено 3 257 фактов нарушения порядка проезда тяжеловесных ТС по автомобильным дорогам, за что организациям был предъявлен ущерб на сумму 133 659 рублей, — приводят статистические данные инспекторы.