Перекупщики уже закладывают потери. Как поменяются цены на свежие и б/у авто в Беларуси из-за новых ставок утильсбора?

Авто
Поделись с друзьями

На минувшей неделе в Беларуси изменились ставки утилизационного сбора — не только выросли положенные к уплате суммы, но и расширился перечень техники, на которую тарифы также теперь распространяются. av.by пообщался с участниками отечественного авторынка и выслушали их мнения.

Как поменяются цены

Председатель БАА: «Повышение цен в одном сегменте „расползётся“ по всему рынку»

По мнению Сергея Вариводы, председателя правления Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), повышение ставок утильсбора было ожидаемым для участников рынка. Правда, готовность автобизнеса к изменениям не сделала событие безболезненным.

— На мой взгляд, такие решения необходимо принимать заранее, предоставляя автодилерам возможность завершить начатые сделки, — отмечает Сергей Михайлович. — Не исключаю, что ряд импортёров, оплативших поставки автомобилей, не успеет ввезти их на таможенную территорию Республики Беларусь до даты вступления в силу постановления Совета Министров от 28.01.2025 № 50. Это значит, что затраты на приобретение таких авто существенно вырастут. Увеличатся, соответственно, и розничные цены для потребителей, часть из которых, возможно, уже внесла авансовые платежи за ожидаемые машины.

Хочу напомнить: действующая система регулирования цен, основанная на постановлении правительства № 713, ограничивает лишь наценки, но не сами розничные цены. Так что в любом случае повышение ставок утилизационного сбора является проинфляционной мерой. За всё в итоге заплатит покупатель.

Следует подчеркнуть: новые ставки утилизационного сбора окажут непосредственное и быстрое влияние на розничные цены импортируемых легковых автомобилей. В том числе прибывающих из Российской Федерации или иных государств Евразийского экономического союза, что является новацией в регулировании утилизационного сбора в Республике Беларусь.

Сергей Михайлович напомнил, что на ввозимые из стран ЕАЭС легковушки для юрлиц действуют такие же ставки, как для физических лиц. Сейчас это 544,5 BYN. То есть изменения не повлияют на розничные цены большей части дилерского рынка.

Как поменяются цены

— Речь о продукции производителей, для которых национальными или международными законодательными актами установлены иные, чем предусмотренные постановлением Совета Министров № 50, условия уплаты утилизационного сбора на производимые (ввозимые) легковые автомобили, — поясняет Варивода. — Называть эти марки я не стану, чтобы не создавать дополнительную рекламу одним автодилерам и дополнительные проблемы другим. Отмечу лишь, основываясь на собственном опыте, что повышение цен в одном существенном по объёму сегменте рынка в той или иной степени «расползается» по всему рынку.

Обращает на себя внимание и значимое изменение подходов законодателя к регулированию рынка последовательных гибридов. Ранее такие авто наравне с электромобилями имели комфортную ставку утилизационного сбора в размере 544,5 рубля. В новом же постановлении мы видим ставку утильсбора для свежих электромобилей 1 148,86 BYN, то есть произошёл рост в 2,1 раза. А вот ставки для всех типов гибридных легковых автомобилей унифицированы со ставками для автомобилей с ДВС.

Таким образом, ставку как для автомобилей с ДВС, так и для гибридов теперь определяет объём двигателя. Например, для новых легковых авто с объёмом от одного до двух литров ставка устанавливается в размере 23 575,91 BYN, что вдвое больше предыдущей.

— Сейчас я не готов к обстоятельному анализу всех новаций в регулировании утильсбора, на это необходимо некоторое время. Тем более многие изменения очевидны и не требуют разъяснений специалистов, — завершает свой комментарий председатель БАА. — Однако выскажу личное мнение. Столь существенный рост ставок утилизационного сбора, вероятно, приведёт к значительному охлаждению рынка новых легковых автомобилей. В первые месяцы текущего года рынок по инерции и с учётом эффекта низкой базы может продолжить рост, но выход на показатели ежемесячных продаж конца 2024-го пока мне представляется проблематичным.

При этом очевидно, что подрастёт доля производимых в Республике Беларусь легковых автомобилей и отдельных марок и моделей, изготавливаемых в Союзном государстве.

«Потребитель заплатит больше»

Ян Шарапов, соучредитель компании electro-car.by, убеждён, что благодаря новшествам белорусский автомобильный рынок станет здоровее.

— Изменения утилизационного сбора сделают наш рынок более понятным и прогнозируемым. Мы приходим к модели стандартного, хорошо сформированного рынка, защищённого со всех сторон, где каждый из поставщиков несёт ответственность за товар, который он ввозит в страну. Допустим, у человека что-то сломалось и это что-то не могут починить — такого больше не будет. То есть потребитель в итоге выиграет, но придётся за подобное платить.

По нововведениям в порядке расчёта утильсбора все гибриды приравняли к ДВС, а там суммы внушительные. Voyah Free, Nissan X-Trail и модельная линейка Lixiang, полюбившаяся потребителям, де-факто ездят на бензине. Эти машины наконец-то подорожают, а вот электрокары сохранят свою привлекательность!

Стимулирование государством перехода на «зелёные» авто объясняется тем, что они потребляют электроэнергию в необходимом для страны объёме. Но гибриды так не делают! Потому называть новые ставки «утиля» ужесточением я бы не стал — скорее, это работа над ошибками, устранение лазейки. То есть здравая доработка законодательства.

Что значит для импортёров и посредников такой шаг государства? Во-первых, ранее юрлица везли автомобили себе, а после продавали клиенту. Теперь для организаций данный бизнес будет сопровождаться огромным утильсбором. Если же клиент станет заказывать авто для себя сразу, то ставка по-прежнему составит 544,5 BYN.

— Для сравнения: «утиль» для юрлиц на последовательные гибриды с объёмом ДВС 1 000—2 000 куб. см (это популярные модели Lixiang, Leapmotor, Voyah, Shenlan) окажется равен 23 575 BYN.

Потому остаётся возможность, доступная, как и ранее, при покупке для личного пользования. То есть для рядовых граждан ничего не изменится. А вот для бизнеса, который был всецело направлен на гибриды, подобное несёт серьёзные проблемы, придётся быстро перестраиваться. Из-за этого конкуренция в сфере электротранспорта вырастет.

Напоминаю, что электрокарам до конца года горит зелёный свет — можно привозить. Но последовательные гибриды приравняли-таки к машинам с ДВС.

На какие сегменты повышение утильсбора повлияет сильнее всего? Логично, что гибриды станут менее привлекательны и выгодны. Юрлицо не сможет привезти себе десятки Lixiang, чтобы их постепенно реализовать. Придётся искать заказчика из числа физлиц.

— Свято место пусто не бывает, потому стоит ожидать появление «вешалок» среди физлиц, как это было и есть на примере Указа №140. Но это будет кусок пирога мелких игроков. Никто из серьёзных компаний так рисковать не станет.

Открытым остаётся вопрос и приобретения автомобилей с привлечением финансовых программ. Напомню, при покупке у юридического лица ранее потребитель имел такую возможность… Как посредники будут решать эту проблему — мне лично до конца неясно.

«Часть техники перестанут заказывать»

Директор «БелАукцион-Групп» Виталий Скребец, ещё один наш постоянный спикер, заметил, что изменения затронули не только легковой транспорт, но и самоходные машины — сельскохозяйственную, грузовую и коммерческую технику.

— В первую очередь скажу, что многие на автомобильном рынке выдохнули! В новой редакции нет особенностей, касающихся отчуждения легковушек, как это сейчас реализованно в РФ.

Напомню, в России в конце 2024-го вступили в силу ограничения: с территории стран ЕАЭС автомобили без уплаты коммерческого утильсбора могут ввозиться, если с момента их пригона прошёл год. То бишь для внутреннего рынка Беларуси глобально ничего не поменяется, хотя за пределы страны перепродать ввезённую машину по-прежнему непросто — да и невыгодно, — отмечает Виталий Скребец. — Сами же ставки для физических лиц изменились несущественно. Интереснее другое…

— Раньше квадроциклы и снегоходы растаможивались на общих основаниях, однако уплачивать утилизационный сбор на них не требовалось. Сейчас введена такая обязанность для владельца, который пригоняет подобную технику.

Экземпляры объёмом менее 300 «кубиков» для себя обычно редко заказывали, то есть сразу смотрим на строку со ставками побольше: ТС младше трёх лет — 4 265,49 BYN, старше — уже 7 921,63 BYN.

С небольшими повреждениями техника этого класса стоит от 3 000 до 8 000 долларов. Добавляйте сюда доставку, растаможку, а теперь и утильсбор — сумма получается крайне неприятной и невыгодной для покупателя. Предположу, технику и вовсе перестанут заказывать.

А у многих квадроциклы и снегоходы уже в пути, и до вступления изменений в законную силу их вряд ли успеют доставить. Людей могут ждать неприятные сюрпризы в виде дополнительных трат.

За время нашей работы мы также сталкивались с заказами на доставку приусадебных машин. Предположим, тех же John Deere, хотя бренд может быть любым. Грубо говоря, это мини-тракторы…

Начинаем сверяться с кодами ТН ВЭД (взятыми из старых таможенных приходных ордеров) и… обнаруживаем подобные транспортные средства в числе облагаемых утилизационным сбором! Для экземпляров младше трёх лет ставка составит 2 437,43 BYN, для более возрастных — уже 10 968,41 BYN.

— Ещё более необъяснимая история связана с самоходными косилками для сада и дачи. Новые в США стоят в районе 3 000—3 500 долларов, бэушные — около $500—1 500. Одним словом — доступная техника… Была! Ведь чем объяснить такие огромные ставки утильсбора для них? Мне это совершенно непонятно…

Более того, некоторые люди ожидают доставки подобных косилок. Разумеется, никто новые не заказывал, а смотрел в сторону «бэушки», чтобы стартовая цена на аукционе была как можно ниже. Вдобавок это товар для личного пользования: такой косилке банально недостаёт мощности и размеров для коммерческого применения! Будем надеяться, законодатель уточнит и дополнит новые акты сносками.

Аналогичной техники у нас не производится, потому не совсем понятно, чем обосновано такое внимание к данному сегменту.

— Закончу, наверное, категорией пикапов массой свыше 2,5 т, но менее 3,5 тонны. К таковым относятся Ram 1500, GMC Sierra, Chevrolet Silverado. Раньше утильсбор на них составлял 18 653 и 27 137 белорусских рублей. А с 10 февраля ставки будут 29 514,04 BYN (до трёх лет) и 46 258,09 BYN (старше трёх лет) соответственно. Просто существенным повышением не назвать.

— Думаю, цены на технику начнут меняться сразу же, как постановление вступит в силу. Причём сомневаюсь, что это затронет лишь вторичный рынок. Человек, пригнавший на продажу пикап или гибрид, а также уплативший за него утильсбор по старым ставкам, захочет привезти в страну другой, новый автомобиль. А ему придётся отдавать уже больше денег…

Поясню. Условный перекупщик уже закладывает в только что прибывшие машины последующие финансовые потери. И это неизбежно.

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.