Уже в августе машины подорожают на 1,5 тысячи? Как повышение утильсбора в РФ отразится на авторынке Беларуси
В России с 1 августа резко повысили ставки утилизационного сбора для автомобилей. Вместе с ослаблением рубля это приведет к заметному подорожанию иномарок, считают участники российского рынка. Об этом пишет Аutonews.ru. Подсчитали: «бюджетки» подорожают на 122—300 тыс. российских рублей ($1300—3250), премиум — на 1,235 млн ($13 450).
А чего ждать в Беларуси? Onliner спросил у разных игроков рынка: от официальных дилеров до перегонщиков.
Утильсбор в России
Повышение утилизационного сбора на машины в России стартует 1 августа. Суммы вырастут в 1,7—3,7 раза. Это коснется новых и б/у автомобилей, импортируемых юрлицами. Исключение сделано для частных покупателей при трех условиях: машина остается в собственности в течение 12 месяцев; физлицо ввозит не более одной машины в год; объем двигателя автомобиля не превышает 3 литра. В остальных случаях придется платить как юрлицам.
Участники рынка РФ не скрывают: дополнительные расходы планируют переложить на потребителей. Прогнозируют подорожание для новых авто на 5—10%, для параллельного импорта — на 20%. Сейчас компании, занимающиеся параллельным импортом, стоят перед выбором: прекращать поставки или искать иные способы сэкономить. Один из самых очевидных — поставка машин по параллельному импорту напрямую заказчику с оформлением на одно конкретное юрлицо. Но это сильно удорожает логистику. При этом российские автоконцерны уже заявили, что повышение утильсбора не скажется на их ценах.
Простыми словами: для чего это нужно?
Очевидно, что в России не существует поставленной на поток, строгой утилизации автомобилей. Потому требование платить сбор при покупке новых или приехавших из-за границы б/у машин стоит воспринимать не иначе как дополнительный налог. Как можно понять исходя из приведенной выше таблицы, это в первую очередь налог для богатых автовладельцев.
Кроме того, у правительств обеих стран вызывает опасение резкий скачок импорта автомобилей (ввоз из США, Европы и Китая). Напомним, по примерным подсчетам, соотношение долей импорта и официальных дилеров сейчас на уровне 80/20. Встает вопрос о защите внутреннего рынка. Подтверждают эти мысли высказывания первого заместителя премьер-министра РБ Николая Снопкова на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге в середине июня: «Мы уже наблюдаем экспансию восточных партнеров и на белорусском, и на российском рынке автомобильной и грузовой техники. Динамика пугающая. За три месяца 2022 года доля брендов в сегменте грузовой техники из Китая в Россию составляла всего 9,5%, за три месяца 2023 года — увеличилась почти до 58%. Рынок теряют как белорусские, так и российские производители: МАЗ — с 8,9% до 3,5%, КАМАЗ — с 38% до почти 17%».
Также дилеры легковых автомобилей начали искать новых поставщиков в Азии. Должны быть антидемпинговые, спецзащитные меры. Утильсбор — только первый шаг. Обозначили, что к 2024—26 годам разработают более действенные меры.
Еще одна причина — сверхприбыли перекупщиков, рост их числа и предложений. Можно сказать, они стимулируют покупателей «пригнать из-за границы авто дешевле, чем у дилера». С точки зрения госрегулятора это потеря налогов и — опять же — дыра в защите внутреннего рынка. Именно для этой цели прописаны правила «машина остается в собственности в течение 12 месяцев; физлицо ввозит не более одной машины в год» — чтобы сократить неконтролируемую перепродажу ввозимых авто. Еще одно доказательство этой мысли — предложение «АвтоВАЗа» повысить утильсбор для бюджетных легковых машин почти на 70%, озвученное еще в конце мая. При этом нужно понимать, что автоконцерны с локальным производством в РФ получают промсубсидии, компенсирующие уплату сбора.
А как это отразится на рынке Беларуси?
Новые машины
— Одномоментного, скачкообразного повышения цен в связи с повышением утильсбора в РФ ждать в нашей стране не стоит, — прокомментировал Onlíner Сергей Варивода, председатель правления БАА. — Процесс переноса повышенных расходов по оплате утильсбора в цену не является одномоментным и у российских поставщиков (с оглядкой на конкуренцию). К тому же он сглаживается курсовой разницей (девальвация российского рубля к белорусскому). Таким образом, цена в РБ должна сохраниться. И в принципе, в условиях, когда почти 80% нашего рынка контролирует госпроизводитель «БелДжи», его сдерживание цен заставит и других игроков рынка подстраиваться. В противном случае дилер просто выпадет с рынка со своим высоким прайсом.
— Простыми словами: если «БелДжи» сохранит цены, а конкурент повысит, включив утильсбор, покупатель просто к нему не пойдет, — объясняет спикер. — Даже если российский поставщик повышает цену и это никак не компенсируется ослаблением курса, у дилеров есть возможность снизить собственную наценку — так и может быть компенсирован рост цен для покупателя. Это можно сделать в моменте, на непродолжительное время, но можно. В целом процесс роста цен будет носить инерционный характер. И очевидно, что подорожание неизбежно: в любой здоровой экономике, в любой группе товаров (не только авто) обязательно присутствует инфляция. Нас пугает гиперинфляция и скачки прайсов. Но в данный момент я не вижу предпосылок для существенного (более чем на 1—3%) роста цен.
Машины из Европы
— Предполагают, что в России отсеется «перекупская рука». Если продаешь в течение года после пригона — будь добр заплатить, — говорит Сергей, занимающийся привозом целых (небитых) авто из Европы. — На привоз из Беларуси распространяются те же условия, что и на импорт из Европы. Не секрет, что большая доля машин ввозится в РФ из РБ. Похоже, что сейчас российские клиенты поедут за автомобилями напрямую в Беларусь, минуя своих перекупов. Наши же перекупщики будут иметь дело не с брокерами из России, а с конечным потребителем. Но я не думаю, что белорусы сразу обогатятся от этого — очень сильно просел курс валют. Россиянам выгоднее присмотреть что-то из вторички внутри страны.
— Не исключаю, что появятся новые серые схемы, — предполагает собеседник. — Например, могут начать оформлять договоры задним числом, с пустой графой «Покупатель». Думаю, цены пока не изменятся. Вторичный рынок в Беларуси растет сам по себе, даже в условиях, когда отсеялся покупатель из России (лично у меня раньше было около 10 звонков от соседей, сегодня не было ни одного). Это случилось в мае. А белорусских покупателей стало намного больше. Похоже, наступил тот самый период отложенного спроса.
Авто из США и Китая
— Наши российские коллеги 1 августа сообщили, что утильсбор уже увеличился, — рассказали в компании WESTMOTORS, оказывающей помощь в доставке машин. — Некоторые надеялись, что сроки сместят, однако решение вступило в силу в назначенную дату. Здесь, в Беларуси, мы видим взаимоисключающие факторы, из-за которых цены на авто не должны измениться. С одной стороны, к нам больше приедет россиян. С другой — меньше их перекупщиков. Покупатели из соседней страны привыкли к удобству и готовы были несколько переплатить — за полное переоформление в РФ, которое совершал перекуп. Сейчас, когда посреднику будет невыгодно работать из-за утильсбора, клиентам придется заниматься этими делами самостоятельно. Кто-то не захочет — и в России увеличится количество машин с белорусскими номерами. Просто будут ездить на нашем учете.
— Самое большое подорожание из-за утильсбора — для машин с ДВС объемом более 3 литра. У нас доля заказов таких автомобилей примерно 10%. Из них половина — модели с прайсом более 100 тыс. Такие клиенты обычно не смотрят на небольшие (относительно цены) дополнительные платы. Этот сегмент вряд ли повлияет на цены в Беларуси. В остальном же, как уже было сказано, конечных клиентов станет больше, но уменьшится число российских перекупщиков. Поэтому мы предполагаем, что в РБ спрос не увеличится, а следовательно, и цены на рынке сохранятся. Исключением могут стать электромобили. Повышение утильсбора для машин с ДВС может стать причиной взлета продаж «электричек», — считают в компании WESTMOTORS.