Истина в VINе! Как проверка 17-ти знаков поможет купить «чистый» автомобиль?
Большинство желающих приобрести транспортное средство ищут небитый, некрашеный, с непрокуренным салоном и побывавший в «одних руках» автомобиль. Случается, соблазнившись низкой ценой, покупатель спешит заключить с продавцом сделку, не уделяя при этом внимания важным деталям. Что такое VIN и как быть уверенным, что у машины нет криминального прошлого — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
— О том, как избежать покупки авто с криминальным прошлым, мало кто задумывается, — говорит главный эксперт отдела криминалистических экспертиз управления Государственного комитета судебных экспертиз по г. Минску подполковник юстиции Александр Климович. — А ведь изменения недобросовестными продавцами идентификационных номеров выявляют по всему миру. В Беларусь такие автомобили попадают в основном из стран СНГ, но и внутренний рынок грешит подобными сюрпризами.
VIN (идентификационный номер автомобиля, который присваивает завод-изготовитель) состоит из 17 знаков, условно поделенных на три группы: всемирный индекс изготовителя, описательная и указательная части. При этом он не может содержать латинские буквы I, O и Q (из-за сходства с цифрами 1 и 0), а символы наносятся на неразъемных составляющих кузова или шасси.
— Несмотря на сложную комбинацию и защитные свойства VIN-номера, злоумышленникам все же удается перебивать его, — продолжает собеседник. — Чаще всего они вырезают маркируемую панель, а вместо нее при помощи сварки устанавливают другую, с иным номером. Или же удаляют идентификационные знаки и наносят новые.
Как можно определить, что номер изменили? Стоит насторожиться, если знаки имеют различную глубину, между ними разные промежутки, а металл в области VIN выпуклый или вогнутый, с вмятинами или углублениями.
— Знаки должны быть одинаковыми, не различаться по размеру и форме, — поясняет А. Климович. — Лакокрасочное покрытие в области маркируемой панели и зонах ее соединения не должно иметь видимых различий оттенков цвета, следов опыла и потеков краски. Хороший помощник в этом деле — толщиномер. Он поможет исключить VIN, слепленный из шпаклевки. Придется изучить не только сам номер, но и точки крепления нужной панели кузова.
К примеру, если идентификационный номер прячется под пассажирским сиденьем, то необходимо снять обшивку порога и проверить стыки с соседними частями кузова.
Также возможно сравнивать шумоизолирующую мастику на маркируемом участке с иными панелями, которые, вероятнее всего, не подвергались демонтажу.
Можно обратиться и в официальный дилерский центр, обслуживающий автомобиль определенной марки. Запросите описание комплектации авто и характеристики VIN-номера.
Нелишним будет записаться на компьютерную диагностику и попросить работников сервиса пройтись по всем блокам электронного управления, взять оттуда VIN-номера для того, чтобы была возможность сравнить их. Но, к сожалению, не все модели автомобилей позволяют это сделать. Также можно настоять на снятии транспортного средства с учета в присутствии обеих сторон — и продавца, и покупателя.
Очевидно, что самостоятельная проверка VIN-номера — трудоемкий и затратный по времени и в материальном плане процесс, а полученный результат не всегда надежен на 100 %. Чтобы обезопасить себя от приобретения авто с криминальным прошлым, можно заказать экспертизу в Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь, где проведут полное обследование и дадут заключение. Его можно предъявить в МРЭО ГАИ при возникновении каких-либо вопросов при постановке либо снятии транспортного средства с учета.
— Если VIN-номер частично или полностью не читается вследствие повреждения коррозией, регистрационное подразделение выдает собственнику направление на проведение платной экспертизы для установления идентификационного номера транспортного средства, — замечает судебный эксперт. — Регистрационные действия в таком случае не проводят до поступления результатов исследования, подтверждающего соответствие VIN-номера автомобиля представленным регистрационным документам или учетным данным.
В Минске на экспертизу чаще всего направляют авто старше 10 лет — в них номер не читается вследствие коррозии.
В большинстве случаев нам удается установить его. Но иногда владельцы сами неумышленно повреждают или удаляют идентификационные номера при выполнении ремонтных работ.
Если при проведении экспертизы обнаружат видоизменение или уничтожение VIN-номера (за исключением случаев повреждения коррозией), то такую информацию незамедлительно направят в милицию для проведения проверки.
В 2023-м столичные судебные эксперты установили около 50 фактов изменения маркировочных обозначений транспортных средств, из которых более 30 — криминального характера.