Как устроены автомобильные аукционы? Американские, европейские, китайские, корейские, белорусские. Продолжаем рассматривать принципы их работы, преимущества и подводные камни, рассказывает журналист abw.by Валерия Попкова.
Мы уже успели поговорить про американские аукционы, которые любят за выгоду; корейские, где ищут хороший дизельный автомобиль; европейские, славящиеся своими целыми и свежими трехлетними авто; и даже поговорили про рынок б/у автомобилей в Китае. А в заключении разберем самые близкие к нам аукционы – белорусские.
Как работают аукционы «БелАукцион» и «БелАвтоЛот»
Разобраться в принципах функционирования белорусских аукционов нам помог специалист по работе с клиентами компании «БелАукцион» Олег Кулаковский. И начнем с самого главного, автомобильные аукционы в Беларуси – не то чтобы распространенная история. Да, они есть. Но их немного по сравнению с американским рынком, европейским и даже корейским. И по сути, говоря об автомобильных аукционах в нашей стране, имеются в виду две компании: «БелАукцион» и «БелАвтоЛот».
«БелАукцион» предоставляет комплексные услуги по организации и проведению аукционных интернет-торгов. Среди лотов здесь можно найти легковые и грузовые автомобили, спецтехнику и даже недвижимость (довольно редкое и необычное явление в автомобильных аукционах). Что касается легковушек, то в 70% случаев играют битые автомобили, в оставшихся 30% – целые. Покупателями и продавцами при этом могут быть как юрлица, так и «физики». Однако, как рассказал наш собеседник, если продавцом выступает автопарк, то, как правило, это целые машины. А если мы говорим про физлицо, то в основном на аукцион попадает более проблемная машина, которую человек не может продать самостоятельно либо не может сформировать цену. Также в торгах могут участвовать машины, которые нецелесообразно восстанавливать, но они могут пойти на запчасти.
«БелАвтоЛот» работает примерно по такому же сценарию, как и «БелАукцион». Но с одним ключевым отличием. Здесь есть еще одна отдельная компания, «БелАвтоЛом», которая занимается именно запчастями. То есть если ваша машина сильно пострадала после ДТП и страховая признает ее «погибшей», то вы можете получить хоть какие-то деньги, продав ее на запчасти. Соответственно, если повреждения не критичные – машину можно реализовать через «БелАвтоЛот».
Как и где проходят аукционы
Теперь рассмотрим поподробнее сами торги на примере «БелАукцион». Как рассказал наш собеседник, каждый лот играет две недели. В общей сложности за 14 дней реализуются около 20 легковых автомобилей и еще 15 грузовых и спецтехники. Сами торги проходят онлайн и в реальном времени. При этом есть два варианта того, как они проходят. В первом случае люди сначала быстро поднимают ставки, потом занимают выжидающую позицию и доигрывают уже в самом конце. Но если последняя ставка приходит за 5 минут до окончания торгов, то они автоматически продлевается еще на 5 минут. Второй случай: на протяжении почти всех двух недель торги идут тихо, без азарта, а цифры меняются лишь немного. Но потом в конце люди начинают настоящую борьбу и поднимают стоимость авто почти на 50%. При этом бывают и такие случаи, что итоговая ставка не устраивает продавца, ведь она ниже минимальной стоимости реализации, которую человек указывал при заключении договора. В таком случае собственник автомобиля должен будет принять решение, готов он отдать авто за эту сумму или нет.
Но не стоит бояться – это не игра вслепую. На протяжении всех двух недель, пока идут торги, можно прийти на площадку, чтобы посмотреть, пощупать, подключить к компьютеру и даже завести машину. Также можно привезти на место любого специалиста для оценки авто. Разве что ездить на них нельзя. Еще один плюс – по сравнению с теми же американскими аукционами, краж и повреждения машины в пути можно не бояться.
Вы выиграли лот – что дальше
Молниеносность «доставки» – то, что сильно отличает белорусские аукционы от зарубежных. Например, если машина стоит на площадке «БелАукцион», то уже в день окончания торгов можно забрать авто. Не нужно ждать недели или месяцы, молясь на альтернативные пути. Надо лишь оплатить сам лот и сбор аукциона, встретиться с продавцом в ГАИ, зарегистрировать там договор купли-продажи и забрать свою «ласточку». При этом, как отметил наш собеседник, к окончанию торгов, 90% автомобилей уже сняты с учета, если они принадлежат физическим лицам. Что касается аукционного сбора, то тут все зависит от цены машины: до $10 тысяч – 10%, от $10 до $20 тысяч – 7% и свыше $20 тысяч – 5%.
Почему именно белорусские аукционы
Как и в случае с другими автомобильными аукционами, сюда люди приходят за тем, чтобы дешевле купить машину и затем ее восстановить. И как рассказал наш собеседник, по этой причине частые участники торгов – перекупы, способные многое «починить». Даже то, что обычный человек никогда бы и не подумал трогать. Если говорить о финансовой выгоде белорусских аукционов, то, как правило, цена целого автомобиля после торгов – это что-то среднее между срочным выкупом и низом рынка. А вот аварийный автомобиль нужно изучать в индивидуальном порядке.
Топ-3 машин у белорусов с белорусских аукционов
– На первое место я поставлю две популярные машины, которые сейчас часто у нас играют и за которые люди готовы биться – это Geely Atlas и BelGee X50. Результатами торгов этих авто, как правило, довольны все: и покупатель, и продавец, и страховая. На втором месте у нас коммерческий транспорт, который не менее популярен. Речь про Peugeot Boxer. А вот с третьим местом сейчас сложно. Раньше я бы уверенно назвал Volkswagen Polo. Но с учетом недавних нововведений в такси, автопарки, наоборот, стали сливать такие машины. Потому что их уже нецелесообразно регистрировать в реестре из-за конских пробегов. И пока их судьба непонятна. Но вообще продается все и всегда, вопрос цены.
– А какая самая дорогая или необычная машина играла у вас?
– Пожалуй, самое необычное на данный момент – это Mercedes-Benz Unimog, грузовик 1996 года, который полностью восстановлен и находится в идеальном состоянии. Но он, скорее всего, не будет продан, только если найдется какой-то коллекционер. Потому что это очень эксклюзивная машина, единственная у нас в стране, и ее очень тяжело оценить. Даже сам человек еще не знает, сколько за нее хочет. Если говорить про какие-то дорогие машины, то это был Land Rover Range Rover за 150 тысяч белорусских рублей.