В конце марта на европейско-белорусской границе образовался очередной автомобильный коллапс: сообщалось, что в нашу страну перестали пускать легковушки на транзитных номерах с объемом двигателя больше 1,9 литра, а также те, что дороже 50 000 евро. Такие решения последовательно приняли власти Польши (23 марта), Латвии (26 марта) и Литвы (29 марта).
Официальных уведомлений с сопредельной стороны не было, однако, как стало известно позднее, ограничения связаны с санкциями в отношении России. Мол, машины, которые ввозятся в Беларусь, могут попасть на российский рынок – а это для европейских чиновников ой, как плохо.
Предполагалось, что теперь белорусы и россияне перестанут ввозить среднелитражные автомобили из Европы, но не тут-то было. Корреспондент Sputnik поговорил с представителями автобизнеса о том, что изменилось для них, о новой логистике и сроках доставки машин в Беларусь.
Шесть недель на доставку
В одной из крупных минских компаний, которая занимается подбором и доставкой автомобилей из разных стран, рассказали, что сейчас, как и раньше, возможно заказать машину из Европы в Беларусь. По-прежнему могут привезти авто с объемом двигателя больше 1,9 литра и дороже 50 тысяч евро. В чем подвох? Ждать доставки придется дольше обычного, а цены за нее хоть ненамного, но все же подросли.
«Европейцы сейчас едут порядка шести недель, но это все же прилично меньше, чем заказывать из США», – пояснил сотрудник компании.
Что касается цен, то европейские легковушки немного выросли в стоимости, поскольку логистика, по словам менеджера фирмы, стала труднее. Вместе с тем в компании обратили внимание, что автомобили из США ввозятся в Беларусь без проблем.
«Америку никак ничего не затронуло. Машины приходят в Клайпеду и транзитом идут (в Беларусь), их никак ограничения с европейской стороны не затрагивают. По срокам доставки – три месяца, как и раньше», – добавил собеседник.
Поляки против
В фирме, которая возит машины из Германии, в том числе люксовые внедорожники и спорткары, говорят, что сейчас есть несколько способов доставки авто в Беларусь.
«Есть вариант через Литву, есть вариант через Эстонию и потом через Россию. Через поляков мы не возим – они против того, чтобы машины с такими параметрами (с объемом двигателя свыше 1,9 литра – Sputnik) проходили», – растолковывает логистические тонкости менеджер.
Он рассказал, что 24 марта польские пограничники уже не пропускали в нашу страну средне- и крупнолитражные автомобили и развернули много автовозов.
«Поэтому через Польшу мы сейчас ничего не возим», – добавляет сотрудник компании на том конце трубки.
По его словам, компания обращалась в литовские таможенные органы, где ей было дано следующее разъяснение: если машины не нарушают европейские санкции в отношении России, их спокойно пропускают. Однако некоторые фирмы не могут привезти их для россиян в силу санкционных причин.
«Мы в Германии имеем немецкое юридическое лицо, поэтому, к сожалению, не можем работать с россиянами», – уточняет представитель компании.
Ситуация кардинально не поменялась
В еще одной фирме, находящейся в Гродно, уверили: автомобили с двигателем свыше 1,9 литра приедут из Европы «в любом случае, если все в порядке с документами».
«В принципе заказы автомобиля из Европы на данный момент проходят без проблем, мы заключаем договор с клиентом, подбираем и доставляем. Если все четко, все правильно оформлено, то вопросов на таможне не возникнет», – рассказала девушка-менеджер.
Она отметила, что сроки доставки увеличились плюс-минус на два-три дня. Все из-за того, что автовозы стоят в общей очереди на границе, которая редко пустует в последнее время.
«Ситуация кардинально не изменилась: машины как ехали, так и едут на данный момент. Все доставляем. У нас BMW трехлитровые спокойно проезжали неделю назад, поэтому без проблем», – комментирует собеседница.
По ее словам, на границе тщательно проверяют все документы на ввозимый автомобиль: Title (если машина американская), инвойсы, VIN-номер и так далее.
Жители Гродно и другие белорусы везут для себя самые разные «аппараты»: из «европейцев» это зачастую семейные кроссоверы Peugeot 3008 и 5008, Opel Grandland X – если брать бюджетный сегмент. Из более дорогого – BMW X5, Audi Q5 и так далее.
«Еще любят универсалы – Ford Focus, Peugeot 308, Opel Astra, Renault Megane, Renault Kadjar», – перечисляет предпочтения жителей гродненского региона сотрудник компании.
Что касается логистики, то если раньше жители Гродно могли забрать автомобиль в ТЛЦ «Брузги» на границе с Польшей или в «Привалке» на границе с Литвой, то теперь автовозы едут в «Бенякони» (155 км от областного центра) или сразу в Минск: закрытых пунктов пропуска в последние месяцы стало больше.
Россияне обращаются
Нередко услугами белорусских фирм по подбору и привозу авто пользуются в том числе россияне. Чаще всего наши восточные соседи обращают взгляд за океан, а именно на американские автомобили с небольшим пробегом.
«Им Европа не сильно интересна из-за того, что там зачастую пробеги немаленькие», – поясняет девушка.
Она признается, что привезти машину для россиянина не сложно. Единственная преграда для самих жителей РФ – это новшество, которое заработало с 1 апреля: если автомобиль пригнан из Беларуси и был ввезен по льготной растаможке, необходимо доплатить недостающую сумму в России. Деньги пойдут на утилизационный сбор. Для дорогих машин такая доплата может исчисляться тысячами долларов, если не десятками.
«Поэтому тут уже вопрос цены: доставить-то мы доставим, а вот готов ли человек переплачивать деньги?..» – заключает менеджер.
Есть резервы
Официальный дилер Volkswagen и других марок машин в Беларуси рассказал, что последние события в мире подготовили отечественных импортеров к разным неожиданностям, в связи с чем дистрибьютор решил увеличить свои запасы.
«События тех лет дали нам четкое понимание, что нужно быть готовым ко всему – к закрытию границ, санкциям, задержкам в пути и так далее. Поэтому весь прошлый год мы наращивали количество автомобилей на складе. Нельзя назвать это подготовкой – запрет на ввоз автомобилей свыше 1,9 литров точно нельзя было предугадать. В ближайшем обозримом будущем мы имеем достаточный запас авто на складах. Будем следить за развитием событий, чтобы предпринять какие-то дальнейшие шаги», – рассказал дилер.
Audi останется с нами
Одна из немногих европейских марок, которая несмотря на все ограничения продолжает оставаться на отечественном авторынке. Представитель дилерского центра уверяет, что польские, латвийские и литовские запреты никак не отразились на поставки в республику новых машин немецкого бренда.
«У нас статус гендилерства, все официальные поставки идут. На сегодняшний день у нас более 150 автомобилей для клиентов на выбор – и кроссоверы, и седаны, и среднеклассовые седаны, и дизели, и бензины, и электротехника, и спортивные версии», — акцентирует сотрудник центра.
По его словам, 95% всех моделей Audi, импортируемых в Беларусь, это автомобили с двигателем более 1,9 литра.
«Все эти машины сейчас идут, приезжают, проходят растаможку. Но то, что на нас эти ограничения никак не повлияли, сказать будет нечестно. К сожалению, сегодня нет возможности заказать автомобиль под конкретного клиента, со всеми его пожеланиями. Зато выбор по-прежнему большой», – обозначил ситуацию собеседник.
Нет машин – нет проблем
В минском автоцентре Citroën, который с недавнего времени поставляет в страну в том числе машины китайской марки Dongfeng, подчеркнули, что новеньких «французов» в Беларусь уже не привозят.
«Как и многие другие официальные дилеры европейских автопроизводителей, мы находимся точно в таком же статусе – официальных поставок нет уже практически ни у кого. Да, мы все так же являемся официальным дистрибьютором автомобилей Citroën, но поставок из Европы, как это было раньше, нет. Соответственно, и последние ограничения на нас никак не влияют», – отметили в дилерском центре.
Проблемы для «неофициалов»
Председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Сергей Варивода замечает: в стране осталось не так много дилеров, которые завозят машины из западных стран. Тем не менее, обращений, связанных с возможными проблемами на границе, от них не поступало.
«Мы не получали от дилеров, которые продолжают работать с ЕС, информацию о каких-либо трудностях при ввозе автомобилей в республику», – проинформировал Варивода.
По его мнению, последние ограничения, касающиеся пропуска авто на границе с Евросоюзом, в первую очередь коснутся (или уже коснулись) «неорганизованного ввоза» – то есть всех неофициальных дистрибьюторов. Белорусам же будет невыгодно ввозить для россиян «бэушки» с малым объемом двигателя (то есть менее 1,9 литра) при новом уровне доплат.
«Выгода, возможно, сохранится для реэкспорта в Россию только по дорогостоящим иномаркам. Это почти новые автомобили премиальных марок… Любой барьер приводит к каким-то ограничениям на рынке, к сокращению объема предложения. Приток машин на внутренний рынок из-за рубежа сократится, но и отток тоже уменьшится. Какой баланс мы получим в итоге, ясно станет к лету», – резюмирует эксперт.