Северная Корея не часто мелькает на страницах автомобильных изданий: похвастать ей нечем, да и публичность не совсем в духе страны. А раз так, то вспомним занимательную историю из 1970-х.
Утром Volvo – вечером деньги
Тогда КНДР была вовсе не такой, как сейчас, и смотрела на потенциальные возможности для развития с куда большим энтузиазмом. Экономика находилась пусть и не в лучшем состоянии, но по крайней мере были надежды, что всё может сложиться хорошо.
На КНДР заглядывались и другие страны. В частности, Швеция, рассматривала Северную Корею как возможного экономического партнера и решила налаживать с ней связи. Сфера интересов затрагивала в том числе и автомобильную промышленность: в Швеции подумали, что неплохо бы «подсадить» страну на Volvo. Подумали – и поставили в КНДР в 1974 году сразу 1000 Volvo 144. Отчасти – с целью продажи, отчасти – в качестве необходимого шага по налаживаю дипломатических связей.
С дипломатией вроде как получилось: в 1975 году в КНДР появилось шведское посольство. Эрик Корнелл, шведский дипломат, делился своими впечатлениями со СМИ: «Меня спросили, хочу ли я открыть посольство в Северной Корее. Я ответил: да. Это была пустая страна. Снежно, ветрено, холодно. Нельзя было зайти в кафе или ресторан, потому что их просто не было. Иногда всё, что оставалось делать, – это кататься на своем Volvo».
Дипломатия дипломатией, но что с машинами? Сработав по принципу «утром стулья – вечером деньги», в Volvo принялись ждать вечер, а тот всё не наступал. Корнеллу поручили разобраться, что происходит в экономике КНДР. Спустя некоторое время после открытия посольства Северная Корея остановила всю торговлю с Западом.
Сроки платежей проходили, долги и выплаты по процентам росли. КНДР не справлялась со взятыми на себя обязательствами. Корнелл в своих мемуарах 2002 года отмечал, что страна попросту переоценила свои возможности. Руководство не умело вести бизнес за пределами коммунистического блока.
Стало понятно: в КНДР платить вообще не собираются. Как сообщалось в СМИ того времени, Северная Корея планировала погасить долг поставками меди и цинка. Но цены на них упали, расчет северокорейских экономистов не оправдались.
Издержки дипломатии?
Потом стало еще интереснее. Как сообщают отдельные источники, дипломаты КНДР были теми еще «предпринимателями» и оказались замешаны в торговле наркотиками со шведской стороной. В Швеции потребовали наказания для всех причастных, но в Северной Корее отмахнулись, сославшись на дипломатическую неприкосновенность. Более того, как выяснилось позже, история с торговлей наркотиками не была инициативой дипломатов – указания были спущены «сверху». Что, впрочем, не помешало корейской стороне обставить всю историю так, чтобы она послужила причиной не платить по счетам.
Возможно, 1000 неоплаченных Volvo 144 – это своеобразные издержки дипломатии. Государство компенсировало Volvo потери, а вот само оно денег за экспортированные товары так и не увидело. На момент завершения всех сделок долг КНДР составлял порядка 70 млн долларов. На сегодня эта сумма превысила 300 млн долларов. Швеция регулярно напоминает КНДР о ее долге, но, как нетрудно догадаться, прока от этого нет.
А вот автомобили, кажется, до сих пор в строю и передвигаются по дорогам Северной Кореи. В 2016 году фотографией одного авто в Twitter поделилось посольство Швеции в КНДР. «Всё еще на ходу. Один из Volvo 1974 года до сих пор работает в такси с пробегом полмиллиона километров», – говорится в посте. Посольство, если верить официальному сайту, тоже работает до сих пор.
Still going strong. One of the Volvo’s from yr 1974 still unpaid for by DPRK. Running as taxi in Chongjin w almost half million km on odo! pic.twitter.com/2FaMpnPow7
— Sweden in Pyongyang (@SwedenDPRK) October 21, 2016
Можно ли назвать случившееся мошенничеством? За давностью лет трудно заявлять однозначно. Но, кажется, это один из самых необычных случаев, когда в автомобильной сделке страдает продавец. «Кинуть» целую страну на 1000 машин – это мощно.
Источник: Автобизнес