Как бы вы ни относились к электромобилям, трудно отрицать, что их количество неустанно растет. Вместе с тем больше всего вопросов все еще связано с инфраструктурой: она не везде и не всегда готова к такому наплыву экотранспорта, рассказывает abw.by Валерия Попкова.
Не готовы и сами люди. Многие владельцы «зеленых» автомобилей, которые живут в многоквартирных домах, начинают задаваться логичным вопросом, где заряжать свою «электричку» и можно ли это делать возле дома. Ответ простой: можно. Но, как и везде, есть нюансы.
Зарядка для электромобиля – минус машино-место для ДВС
Если вы живете в частном доме, где и являетесь единственным собственником, то тут ничего сложного. Потому что убедить самого себя (еще семью) в нужности зарядной станции довольно легко. А вот если, помимо вас, решение принимают еще человек 200, а то и 1000, то это намного труднее. Тем более если в зарядке нуждаются лишь 7–8 квартир из этого числа. Такая ситуация сложилась в товариществе собственников №17 Центрального района Минска.
– В составе нашего товарищества собственников – шесть домов и двухъярусная гараж-стоянка под землей. Еще летом некоторые жильцы изъявили желание установить зарядные устройства для электромобилей на своих машино-местах. Они обратились с таким заявлением в товарищество, после чего мы организовали общее собрание, потому что решение вопроса не входит в компетенцию ни председателя, ни правления – исключительно самих жильцов. Само собрание прошло 26 июня 2024 года, – рассказала нам Светлана Молчан, председатель этого товарищества собственников.
В этой истории голосование прошло без крови и взаимной ненависти. Большинство поддержало меньшинство и дало свое согласие на установку зарядных станций. Хотя зачастую все не так радужно. Ведь, с точки зрения закона, для владельцев авто с ДВС такие зарядки, как говорится, ни к селу, ни к городу. И вот почему. Владельцы «электричек» бронируют, если можно так выразиться, за собой парковочные места, ведь по ПДД парковка (стоянка) на местах, отведенных для электромобилей, запрещена. Это же касается и мест, где установлены зарядки.
Теперь математика. В товариществе собственников №17 Центрального района Минска – 100 парковочных мест на примерно 180 квартир. При этом после установки зарядок (да, их будет по одной на каждую квартиру, изъявившую желание) парковочные места, где могли стоять все, будут недоступны для машин с ДВС. И в этой истории 7–8 мест на самом деле не такая критичная потеря, как если бы мы говорили про парковки на улицах в спальных районах, где и без зарядок иногда стать некуда.
Есть и другой момент. Как рассказала Светлана, другие жильцы несколько раз писали жалобы на находчивость владельцев электромобилей в плане зарядки. Их, мягко говоря, смущала картина свисающего из окна квартиры кабеля, который заряжал автомобиль на улице. Мы, конечно, не электрики, но может и «каратнуть». И в целом выглядит небезопасно, мало ли что. Это была весомая причина для остальных жильцов, чтобы проголосовать за станции. Есть и хорошие новости для тех, кто разрешение дал, но сам пользоваться зарядкой не планирует: денег с них не возьмут.
– В договоре, который подписывали наши жильцы, было указано, что мероприятия, связанные с реализацией данного права, то есть установки зарядной станции, осуществляются силами и за счет средств лиц, выразивших желание воспользоваться таким правом. Другими словами, платят только те, кто хотел эти зарядки установить. Дополнительные расходы ТС-17, возникающие в связи с подключением и эксплуатацией электроустановок, будут выставляться в адрес субъектов, по инициативе которых эти расходы возникли. Данная группа жильцов заключила договор со сторонней организацией, которая имеет лицензию и право на установку подобного рода зарядки, – заключила Светлана Молчан.
На какой стадии жильцы находятся сейчас, Светлана точно не знает, но, как только они подготовят все документы, начнется монтаж этих устройств. Единственное, что можно точно сказать: сам процесс небыстрый, особенно с точки зрения бюрократических вопросов. Потому что жильцы товарищества собственников №17 Центрального района Минска, по сути, занимаются сбором документов и другими согласованиями уже 7 месяцев.
Гайд по установке зарядки на парковке жилого дома: 5 шагов
Когда речь заходит об установке зарядных устройств для электромобилей во дворах жилых застроек, то в первую очередь нужно определиться, кому принадлежит земельный участок, на котором предполагается ее установка. Как правило, земля принадлежит административно-территориальным единицам, простыми словами, городу. Отсюда вытекает первая сложность. Кто может установить зарядную станцию? Спойлер: у физлица такой опции нет, потому что город не имеет права выделить ему землю под установку зарядного устройства. А вот ИП или юридическому лицу еще как может.
При этом во время выбора места следует уточнить, есть ли в этой локации необходимая свободная мощность для установки медленной зарядной станции. Именно такая является предпочтительной для парковки, и необходимая мощность там есть, но всегда лучше переспросить, чтобы потом не было сюрпризов.
Какие действия необходимо предпринять, чтобы поставить зарядную станцию для электромобиля во дворе многоквартирного жилого дома? Вместе с представителями сети ЭЗС Malanka мы подготовили краткую инструкцию.
ШАГ 1. Необходимо обратиться в местный исполнительный и распорядительный орган по месту планируемой установки зарядной станции, чтобы получить разрешение на установку. Там вам дадут технические условия на присоединение, выданные энергоснабжающей организацией или владельцем электрических сетей, с последующим согласованием энергоснабжающей организацией.
ШАГ 2. Вам необходимо обеспечить разработку проектной документации на установку зарядных станций в установленном законодательством порядке и согласно выданным техническим условиям, а также в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов.
ШАГ 3. Следует обеспечить выполнение электромонтажных и пусконаладочных работ, электрофизических измерений и испытаний.
ШАГ 4. По результатам окончания монтажа нужно обратиться в филиал ГУ «Госэнергогазнадзор» для получения акта осмотра электроустановок с заключением о возможности их ввода в эксплуатацию.
ШАГ 5. После этого необходимо предоставить в филиал «Энергосбыт» РУП «Минскэнерго» (или организацию вашего города), помимо вышеперечисленных документов:
- копию правоустанавливающего (разрешительного) документа на объект электроснабжения;
- акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон между владельцем электрической сети и потребителем;
- письменную заявку о величине годового потребления электрической энергии на год с разбивкой по месяцам;
- копию свидетельства о государственной регистрации предприятия (организации);
- письменное предложение по оформлению (изменению) договора электроснабжения от основного плательщика;
- копию паспорта на зарядную станцию.
Что касается цены, то каждый такой проект индивидуален. Ориентировочная стоимость составляет 10–20 тысяч белорусских рублей. Сам процесс согласований, составления проекта, выделения участка и прочих бюрократических процедур, как мы видим на примере, может стать своего рода квестом по кабинетам, причем не с очевидным результатом.
Поскольку в том числе вопросы безопасности (во дворах – много детей) и свободного доступа к этим устройствам для зарядки могут стать причинами для отказа в их установке. И это если вам удастся договориться с соседями, которые теряют свои места. В общем, закон не запрещает, как говорится, но…