«Сам не знал, какое сокровище нашел». Как в Беларуси оказался 60-летний Mustang 1/2?
Александр много лет занимался коллекционированием советских автомобилей, а с этим Ford, как он говорит, произошла «проба американской машины». Как так получилось, что удалось привезти в Беларусь редкую версию Mustang 1/2, в чем особенность 60-летней машины и как она едет – из первых уст, рассказывает журналист abw.by Вадим Зенькевич.
«Уточнял в американском музее Ford, что это именно ранняя версия»
– Это не просто Mustang 1964 года выпуска, это версия 1/2, самая первая серия «Мустангов». Их начали производить 17 апреля 1964 года, а конкретно этот экземпляр – 30 июня. Как правило, первые машины даже шли с деталями и агрегатами, которые использовались в предыдущих моделях Ford. До этого выпускался Falcon – к примеру, от него в «Мустангах» двигатель 2.8, а уже с конца 1964 года появился 3.3, либо еще «большие» моторы.
Эти автомобили очень редкие. У них есть ряд отличий от более поздних «Мустангов». Связывался с американским музеем Ford и выяснял у них, действительно ли мой автомобиль 1964 года выпуска в версии 1/2. В ответ мне прислали список особенностей, которые отличают именно этот вариант.
В своей машине я их нашел. Внешне это почти незаметные вещи для обывателя. Например, радиаторная решетка обязательно должна быть скошена именно так.
Педали должны быть определенного вида. Мне пришлось поменять резиновые накладки на них, потому что они совсем износились. Еще одно отличие ранней версии – приборная панель. С конца 1964 года пошли два круглых циферблата, а здесь горизонтальный спидометр, как в «Жигулях».
И это только самые заметные нюансы. Американцы обновляли свои модели почти каждый год. Те же фальшвоздухозаборники по бокам – они были такими только в ранних машинах. Задние фонари на более поздних «Мустангах» были раздельными.
Четырехболтовые, а не пятиболтовые диски – еще одно обязательное условие раннего 1/2. Шины 14-дюймовые, а потом пошли 15-дюймовые.
Звуковые сигналы обязательно должны располагаться таким образом: один горизонтально, другой вертикально в самом низу за радиатором. В более новых «Мустангах» они расположены выше.
Несмотря на то, что это настоящий Mustang 1/2, на учете в ГАИ он числится как автомобиль 1965 г.в. Дело в том, что буква в VIN-номере означает уже следующий модельный год. В ГАИ предложили, чтобы я дал им справку о том, что это именно 1964 год. Но на сегодня ее никто не даст – подъезжал к нашему дилеру, а у него база данных только с 1980 года. Спрашивал у американцев, а они удивляются: «Зачем вам? Вы же и так понимаете, что это 1964-й!»
«Места ржавчины в США просто «запшикали» из баллончика»
Честно говоря, я поначалу сам не понимал, какое сокровище нашел на аукционе. Меня в первую очередь прельстил объем мотора – 2.8, что означало маленькую растаможку. Когда показал этот лот Руслану (организатору Vintage Day и совладельцу xcars.by – прим. ABW.), тот просто был в приятном шоке и настоятельно посоветовал сначала почитать, что я нашел. Изучил информацию – и понял, что теперь уж точно надо покупать!
Этот экземпляр выиграли на аукционе в США. В интернете я нашел рассказ хозяина этой машины. Он писал, что очень любит этот Mustang 1/2, но жизненные обстоятельства сложились так, что вынужден его продать, но только тому, кто будет им заниматься. Списались, пообщались – и так машина приехала к нам в 2022 году, причем на мой день рождения, 14 апреля.
За 60 лет автомобиль ни разу не полировался, кузов был мутный, а внешний вид в целом – никакой. Места ржавчины просто «запшикали» из баллончика, а вместо салона был только его остов. Однако завелся «Мустанг» сразу, что сильно удивило!
Полировать автомобиль пришлось полтора месяца, чтобы придать ему приличный вид. В этом году я покрасил капот, потому что по его центру была большая вмятина. Салон, естественно, полностью переделали и перешили, сохраняя оригинальный вид: вся строчка, все прошивки.
Торпедо отсутствовало, и его заказывали из Америки. Обшивка пола сгнила, ее тоже везли из США. Там существует целая индустрия, которая делает любую запчасть для «Мустангов». При огромном желании можно с ноля собрать целый автомобиль.
В этом году полностью поменяли подвеску, преимущественно переднюю, поскольку в задней подвеске, по сути, все просто – рессоры и балка. Скажу так: после этого машина поехала совсем иначе. Раньше она рыскала по дороге, ехать больше 70–80 км/ч было опасно, постоянно приходилось отлавливать автомобиль. А сейчас 110–120 км/ч по трассе можно ехать спокойно.
Коробка передач трехступенчатая, причем первая передача без синхронизаторов – пока полностью не остановишься, «первую» не включишь. Передачи очень растянутые, по городу используешь вторую-третью. На последней передаче едет и 60, и 120 км/ч.
Руль без гидроусилителя, но крутится довольно легко, в том числе на месте. Но не забывайте, что обод сам по себе большой. Органы управления не отличаются от современных автомобилей – поворотники слева, рычаг КПП справа, три педали. Кто ездил на «Жигулях» и «Москвичах», тот найдет схожести. Включение дальнего света ножное, но такое было и на 21-й «Волге», и на «Победах».
С чем был связан дискомфорт, так это с отсутствием боковых зеркал заднего вида. Они в те годы в принципе не устанавливались. С водительской стороны пришлось ставить самому, потому что надо перестроиться в потоке, а приходится много крутить головой. С правой стороны не стал ставить, потому что получится дисбаланс по тому, что должно быть. Я приверженец того, что машина должна находиться в стоке.
А то некоторые говорят: ой, это ж мотор 2.8, он никуда не едет, поставь сюда 7.0 и автомат. Да, тут всего 101 сила, хотя это рядная «шестерка». Но это не автомобиль для драгрейсинга. Если это 1964 год, версия 1/2, то она должна быть с 2,8-литровым двигателем. Его мне, кстати, пришлось разбирать – вовремя заметили, что из-за долгого простоя в США закоксовались масляные каналы, масло не поступало в «голову». Разбирали, чтобы почистить и промыть. Масло для замены нужно примерно 5 литров, заливается «минералка». Такие моторы не предназначены для «жидкого» масла.
Ездил в этом году на ней в Питер на ретрофестиваль Original Meet, дорога на 2000 километров. Единственное, что скорость ограничивалась 65–70 км/ч, потому что во главе нашей колонны ехал Руслан на Oldsmobile 1927 года выпуска и еще Fiat 500 «Луиджи», который тоже не сильно скоростная машина. Но дискомфорт был первые 10 минут, а дальше привык и никто никого не напрягал. На обратном пути я уже отделился от колонны – все остались на последнюю ночевку в Витебске, а я поехал домой.
Фары старые галогеновые. Естественно, это не ксенон и не LED. Но если кто-то ездил на старых советских автомобилях, то ему будет привычно, а другого здесь быть не может.
Расход топлива? Он интересный, потому что американцы указывают его очень расплывчато – «7–16 литров». Когда мы двигались колонной в Питер, то по трассе на той скорости расход получился примерно 8 литров. По городу – не больше 13. Считаю, что это приятные цифры, поскольку мотор небольшой.
«На два метра отойдите – и все будет идеально»
Понятно, что это машина выходного дня, пользуюсь ей под настроение. За сезон машина накатывает 1000–1500 километров. В этом году будет больше из-за поездки в Питер. В остальном могу выехать в выходной, прокатиться, отправиться на какую-нибудь выставку или съемки.
Запчасти на «Мустанг» на сегодня можно найти, но вот привезти их не так быстро. Если сравнивать с обычными автомобилями, то не думаю, что детали намного дороже. Заказывал главный тормозной цилиндр, новым он стоит $70. За всю подвеску я отдал $1200: рычаги, наконечники, четыре амортизатора и т.д. На любимый белорусами Passat B5 вся передняя подвеска, насколько помню, стоила 800.
Нюансы по кузову? Такой машина приехала из Америки, и я пока не хочу это трогать. Если ее полностью восстанавливать, то это целиком нужно «обдирать» кузов, пескоструить-подваривать. Хотя когда менял обшивку пола в салоне, то в днище нашел только пару дырочек – считаю, это нормально для 60-летнего автомобиля.
Людей, которые могут взяться за кузовную работу старой машины, у нас нет. Точнее те, кто умеют делать это действительно качественно, – к ним очередь на годы вперед. А отдать автомобиль на «псевдореставрацию», заплатить огромную кучу денег… У мастеров, когда они видят такую машину, в глазах сразу возникают доллары. Если за покраску элемента в обычном автомобиле они берут 100–150, то тут сразу 500, потому что «это реставрация». Но объяснить, в чем разница, они не могут.
Поэтому не хочется похабить автомобиль. Я не говорю, что он в оригинальной краске. Насколько увидел, он когда-то перекрашивался, но цвет как заводской. Голубой металлик по тем временам – это очень броско. Ну, а если кому что не нравится, то я всегда так говорю: вы на два метра отойдите – и все в автомобиле будет идеально.