«На реальную сделку настроен один человек из пятидесяти». Как встречают осень продавцы на авторынках?
Дети в школу, а мы — на авторынок! На первый взгляд кажется, что свежих машин в Малиновке за лето стало ещё больше. В основном это «французы» с моторами до 1 500 куб. см. По словам продавцов, сегодня такие авто чуть ли не самый ходовой товар.
А вот подтянутся ли покупатели из России — вопрос до сих пор открытый. Но их ждут и цены на немецкий премиум не снижают. Или это только пока не снижают?
В последний раз мы появлялись здесь в середине лета, а будто и вовсе не уходили! Натёртые до ряби в глазах машины, голые загорелые торсы мужчин, снующие туда-сюда потенциальные покупатели — всё это и по сей день здесь в свойственном Малиновке колорите. Но понаехали ли сюда россияне? Помнится, многие торговцы жили надеждой на скорый камбэк гостей с востока… И как, вернулись?
— Что приехало нового и интересного? — издалека начинаем незатейливый диалог с продавцом.
— Из интересного — ничего. Вот «Лексусы» стоят и красотка наша — BMW X7 за 170 тысяч, — показывает нам свою любимицу мужчина, уточняя, что цена в рублях, а не в долларах.
— В начале года было ещё хорошо, а сейчас… Ну, ничего. Прорвёмся! Покупатели есть, белорусы в основном берут в лизинг автомобили. А цены, кстати, какие были, такие и остались. Максимум на 300—400 долларов поднялись.
— Белорусы сейчас предпочитают экземпляры, которые стоят в основном до $20 000. Пик пришёлся на Peugeot 308, 3008, 5008. А россиян интересуют BMW X3, Mercedes, Volvo и Audi. Думаю, это вам каждый продавец тут скажет, — подключается к разговору ещё один мужчина, стоящий неподалёку.
— Россияне появляются? Какая самая дорогая машина у вас сейчас продаётся?
— Недавно русские забрали Audi Q8 — она была самая дорогая. А теперь у нас в продаже есть Linkoln Navigator Black Label L почти за $85 000. Он такой единственный в Беларуси! — отвечает собеседник.
Прощаемся с продавцами и идём дальше. Лавируя мимо рядов, замечаем ещё одну группу людей и подходим ближе.
— С начала этого года ничего у нас не поменялось. Единственное — россияне сейчас не едут сюда как раньше. Курс был другой! А у белорусов просто нет денег, — разводит руками мужчина. — Изредка наши берут Peugeot, Opel, реже — Volkswagen. Вчера, например, к нам вообще никто из покупателей не подошёл! Сегодня пока что тоже тишина у машин. Выходит, остаётся только ждать, когда курс упадёт. Тогда и россияне вернутся!
Получается, у многих на авторынке участь лишь одна — ожидание. Но ведь так денег не заработаешь! Походив по площадке, решаем нырнуть в самую гущу народа и обсудить цены на рынке с потенциальными покупателями. Возможно, они нам расскажут, почему предложений хоть отбавляй, а бойкого торга у машин пока не наблюдается.
— Мы приехали из Столбцов. Здесь уже в третий раз — и никак не можем определиться! Смотрим Peugеot 3008 и 5008, тот же Citroen C5… По личным ощущениям, за лето у нас машины подорожали, но и за границей тоже дорого! Знакомые приезжали, рассказывали.
Выслушав мужчину, подходим к семейной паре с детьми, интересуясь у них про бюджет и желаемое авто.
— Смотрим какой-нибудь семейный автомобиль, чтобы всем было удобно. Приехали из Могилёва, а на примете у нас Mazda CX-9. Хотя рассматриваем и другие модели, — коротко отвечает нам глава семейства и растворяется в толпе.
Ловим на себе недовольный взгляд продавца, мол, чего вы пристаёте к потенциальным покупателям? Но нас колючий взор совсем не пугает. Принимаем вызов и подходим к мужчине ближе.
— С наступлением осени ситуация на авторынке поменялась? Может, покупатели из России появились? — глядя в глаза, задаём свой главный вопрос.
— Слабовато пока… В начале года ещё более-менее было, а сейчас людей поубавилось. По будням раньше ездили россияне, по выходным — белорусы. Так что сегодня вы вряд ли последних здесь найдёте.
— В субботу и воскресенье обычно людей больше, но толку от этого! Они просто ходят и смотрят. Именно смотрят! А на реальную сделку один человек из пятидесяти настроен. В общем, запросы у наших покупателей непредсказуемые, так что машины надо под россиян пригонять — они в этом вопросе более определённые. А белорусы — сегодня одно, завтра другое. Вкус, как курс, пляшет, — улыбаясь, произносит собеседник.
Действительно, одни знают, чего хотят, другие ещё не определились с выбором. И это нормально. Прежде чем купить автомобиль, следует хотя бы посидеть в нём, осмотреть его и только потом принимать решение. В этом плане авторынок в Малиновке — хорошее место, где можно пощупать товар, запустить двигатель, проехаться и всё проверить. Но спрос покупателей совершенно непредсказуем.
Хотя некоторые из тех, кого мы останавливали, точно знали, зачем пришли на авторынок.
— Ходим тут уже около часа — ищем Audi Q7 или BMW X7, смотрим и сравниваем цены в автохаусах. Где предложение будет лучше, там и возьмём! Хотя, не скрою, такую машину хотелось бы покупать не на рынке.
— А что вас здесь смущает?
— От данных сумм можно сразу отнимать $2 000—3 000, если это «европейка», и все $5 000, если машина приплыла из США. На рынке наценка присутствует всегда, но мы это понимаем: продавцам ведь тоже надо за что-то жить, — спокойно говорит мужчина и продолжает изучать прайсы за стеклом солидных кроссоверов.
Ещё один покупатель, которого мы заприметили, даже не остановился, а коротко бросил:
— Сюда приехал за 3-литровым дизелем. Желательно Audi, но здесь такой пока не нашёл, — чуть ли не скороговоркой произносит мужчина и исчезает среди начищенных до блеска машин.
Уже на выходе натыкаемся на человека, который в гордом одиночестве внимательно и скрупулёзно рассматривает через окно салон автомобиля. Немного пообщавшись, понимаем, что он тесно связан с автомобильным бизнесом в России.
— Я здесь ничего не ищу и не покупаю, — спокойно реагирует на наши расспросы собеседник. — Просто прицениваюсь и смотрю разные варианты. Про рынок могу сказать одно: россиян сейчас нет — рубль просел конкретно. Никто ничего покупать за такие деньги не хочет. Вот миллион рублей у россиянина есть, например, а он конвертирует его в доллары и получает… всего 10 тысяч! Прокручивает в голове разные варианты и откладывает приобретение машины до лучших времён.
— А белорусы? Они тоже не спешат сейчас с дорогой покупкой?
— Наши люди нынче покупают всё проверенное: Renault Megane, Peugeot 3008, Citroen С4 — максимум до $15 000. Ну, кто-то ещё может за «двадцатку» машину взять. И то, перед тем как заплатить эти деньги, белорус отвезёт автомобиль на специальную станцию, наймёт автоподборщика, подключит компьютер, проверит электронику, ЛКП. Это не плохо, так и надо делать. Но я к тому, что наш человек подобную сумму без тщательной проверки не отдаст! В этом плане с россиянами работать проще.
— Всё, что дороже $30 000, наши люди на рынке покупать уже не хотят. Для белоруса отдать «тридцатку» наличными очень тяжело. За последние несколько дней видел лишь пару машин, которые уехали за территорию, а так всё тихо. Вот примерно такая ситуация на рынке сейчас — тишина. Только белорусы здесь и ходят. И то не покупают автомобили, а лишь присматриваются.
— Помню, стоял здесь этот гибрид Toyota RAW4 белого цвета за $40 000. Сейчас её цена — $33 900. И она так же стоит, но уже никому не нужна. А прошёл только год! — указывает на находящийся неподалёку кроссовер собеседник.
— Как думаете, в чём причина такого слабого спроса на «вторичке»?
— Полагаю, это из-за того, что китайцы активно перетягивают рынок на свою сторону. Сами посмотрите: Geely Coolray, Emgrand и Tugella пользуются стабильным спросом и у белорусов, и у россиян. А вот бюджетные «Поло седаны», «Рапиды» и «Весты» отошли на второй план, ими теперь разве что таксист интересуется.
*****
Подводя итог, можем смело сказать, что на рынке сейчас царит всеобщая неопределённость. Покупатели не торопятся взять «на последние» свеженькую иномарку из Европы, а продавцы не спешат на «последние настоящие» снижать цены. «Сентябрь — это не сезон», — говорят одни. «Вот сейчас детей в школу отведут — и сразу же к нам поедут», — с надеждой в голосе произносят другие. Мы же надеемся, что лёд тронется ещё до начала серьёзных заморозков и всё вернется в привычную колею.