А права нужны? Как выбрать велосипед и не попасть на штраф от ГАИ?
Оказывается, надо учитывать много нюансов.
Сегодня электротранспорт – это не дань моде или тренду на экологочиность. Наоборот, покупка электромобиля, например, все чаще становится осознанным выбором в пользу экономии, удобства, оптимизации затрат. Именно поэтому на дорогах страны «электричек» все больше. За 2023 год их количество увеличилось в 2 раза!
Но появление компактных и мощных электромоторов и небольших емких батарей к ним изменили не только автомобильную индустрию. На пешеходных и велосипедных дорожках массово появились сегвеи, электросамокаты, электроскутеры. А одним из самых популярных вариантов двухколесной техники стал электровелосипед, идеально сочетающий в себе комфорт и универсальность обычного велика с возможностями оснащенной мотором техники.
Правда, появление новых видов транспорта заставило пересмотреть подходы к ним. В ПДД появилось понятие средства персональной мобильности (СПМ). Для тех, кто ими управляет, ввели ряд правил, а также запретов и ограничений. К примеру, нельзя разгонятся больше определенной скорости (25 км/ч), нельзя ездить пьяным, а еще передвигаться разрешено лишь по пешеходным дорожкам. При этом права для управления СПМ не нужны. К средствам персональной мобильности относят электросамокаты, гироскутеры, моноколеса и другие, кроме электровелосипедов, их отнесли к транспортному средству «велосипед».
Тем не менее, поездка на электровелосипеде или электроскутере может привести к штрафу за езду без прав. В чем дело?
Это мопед?
Дьявол, как говорится, всегда кроется в деталях. В ПДД четко указано, что электровелосипед приравнивается к обычному велосипеду. Но есть нюанс. Номинальная мощность электродвигателя не должна превышать 0,25 кВт. Максимальная конструктивная скорость движения должна составлять не более 25 км/ч. Все это, конечно же, должно быть отражено в технической характеристике велосипеда.
А если двигатель мощнее и скорость выше? Тогда это, как минимум, мопед. В ПДД мопедом считается техника с двигателем мощностью от 0,25 кВт и не более 4 кВт и максимальной скоростью до 50 км/ч. И чтобы управлять таким аппаратом уже необходимо иметь водительское удостоверение категории АМ (эта категория автоматически открыта у всех водителей с категорией B).
А если двигатель еще мощнее, то потребуются права уже на мотоцикл. (категория А).
Штрафы дают?
С теоретической стороной дела все понятно. Но есть ли реальные случаи наказания за такие поездки?
Информации, конечно, немного, но некоторые любители техники помощнее уже поплатились за то, что не изучали документы на свои аппараты более пристально. Весной в Гродно экипаж ГАИ обратил внимание на мужчину на электроскутере. Он пересекал дорогу по пешеходному переходу и был уверен, что правил не нарушал. Однако, мужчина получил штраф за езду без прав. Техника оказалась слишком «мощной».
Аналогичный случай был и в Слониме. Где электросамокат был приравнен к мопеду. А управлявший им мужчина получил внушительный штраф за поездки без прав. Однако мужчина, не стал мириться с ситуацией и написал обращение в Минскую ГАИ. Вот, что ему ответили: «Определение СПМ не содержит требований к СПМ в части мощности и максимальной скорости. Но запрещается двигаться на СПМ быстрее 25 км/ч. Существенное различие между СПМ и мопедом в том, что СПМ не является ТС. По имеющейся в свободном доступе информации, Kugoo М4 Pro с описанными характеристиками является электросамокатом. Если иное не указано в техдокументации от завода-изготовителя, Kugoo М4 Pro относится к СПМ. Законом не предусмотрена выдача водительских удостоверений на право управления СПМ».
Что делать?
Конечно, не стоит отказываться от удобного и практичного вида транспорта. Правила есть и их необходимо соблюдать. Пока, скорее всего, вопрос лишь в том, что на месте инспектору сложно проверить технические характеристики электровелосипеда, но кто знает, что будет дальше?
Поэтому к покупке электровелосипеда необходимо подойти взвешенно. Выбирать стоит тот вариант, который обязательно впишется в нормы и требования законодательства.
На чем остановиться? Вот интересная модель — Smart Balance Tank 2.0 S. Отличается дизайном и эргономичностью. А для поездок права не потребуются.
Еще один вариант — электровелосипед Smart Balance Fiesta (https://smartbalance.by/elektrovelosiped-smart-balance-fiesta). Свежая модель для городской эксплуатации. Отличается более доступной ценой, при этом все, что необходимо для комфортных поездок здесь имеется. И самое главное – эта техника по всем нормам считается велосипедом.
Кстати, сегодня производители предлагают большое количество различных модификаций электровелосипедов. Можно подобрать варианты на любой вкус, например, сугубо городские маневренные и легкие модели или же проходимые брутальные покорители бездорожья. Есть среди предложений и универсальные велики, которые без проблем доставят на работу или на пикник.
Также в продаже встречаются настоящие рабочие лошадки.