«У меня свои каналы». Как запчасти и другая «запрещенка» сегодня попадают в Беларусь?

АвтоОбществоЭкономика
Поделись с друзьями

Санкции Евросоюза, которые пару месяцев назад распространили на обычных белорусов, наделали много шума. Польские и литовские таможенники стали строже досматривать багаж физлиц и запрещать въезд/выезд товаров, даже если речь идет про предметы повседневного пользования или б/у запчасти. И все же некоторым удается провозить «санкционку», рассказывает журналист abw.by.

Как запчасти

Власти ЕС приняли регламент ЕС №2024/1865, который вводит санкции в отношении белорусской экономики. Раньше этот документ касался только юридических лиц, однако с 4 июля его распространили и на физлиц. В документе 265 страниц, он затрагивает сотни наименований товаров, разбросанных по длинным спискам. Есть запреты и на ввоз в нашу страну, и на вывоз из нее, также есть ограничения на транзит через Беларусь.

Санкционные списки

Согласно регламенту, в Беларусь нельзя ввозить товары и технологии двойного назначения, предметы роскоши и вещи, которые «могут способствовать укреплению белорусских промышленных мощностей». И вроде как белорусы могут везти товары из санкционного списка, если они не предназначены для военных целей, но в запретном перечне не только вертолеты и ракеты, а даже самые обычные вещи из магазинов, например, сигареты и алкоголь, одежда, обувь, косметика, бытовая техника и электроника, автомобили и автозапчасти. Многие из них запрещены как на ввоз, так и на вывоз из ЕС. Исключение могут составлять предметы личной гигиены или одежда, которую носят путешественники или везут в багаже, и предметы, которые явно предназначены для личного использования. Поэтому многие во избежание проблем срезают бирки со всех новых вещей, достают их из коробок и даже наделяют их «признаками бэушности».

С автозапчастями, пожалуй, самая сложная и запутанная ситуация. Так, например, европейские санкции не запрещают везти новые шины для пассажирских автомобилей. Но нельзя перемещать шины для автобусов, грузовиков, а также строительных, промышленных и горнодобывающих машин. В санкционный список также вошли бэушные шины и покрышки (в том числе восстановленные).

Вот список других товаров для авто, которые больше нельзя доставить из ЕС в Беларусь:

  • автомобильный бензин (входит в более широкую категорию нефтепродуктов);
  • резиновые прокладки, шайбы и прочие уплотнители;
  • стекло для транспорта;
  • автомобильные замки и ключи;
  • фары;
  • автомагнитолы;
  • антифризы и антиобледенительные жидкости;
  • тормозные гидравлические жидкости;
  • приборы для сигнализации;
  • сиденья для автомобиля.

Челноки возвращаются?

При этом находятся люди, которые все же берутся за ввоз столь необходимых иногда запчастей. В большинстве своем это люди, которые давно на этом зарабатывают.

Брестчанин Виктор возит оригинальные запчасти из Польши под заказ уже несколько лет. Сейчас, когда у многих земляков сложности с визами, на дворе санкции, а на границе огромные очереди, спрос на эту услугу только растет. Схема довольно проста: человек сам либо с помощью Виктора ищет нужную ему деталь на польском сайте. Задача посредника – доставить эту деталь в Брест. О сумме стороны договариваются заранее.

– Конечно, после введения этих санкций работать стало сложнее. Приходится немного повышать стоимость услуг. Но люди все равно обращаются, поскольку для них это выгодно. Например, недавно привозил человеку фару для «Пежо-3008». Обошлась она ему в €400. Такую в Бресте днем с огнем не сыщешь – ни один магазин не смог выполнить заказ. Был у него еще вариант доставки из Москвы. Но это, во-первых, будет «китай», во-вторых, цена начинается от 600 у.е., – рассказывает перевозчик.

На вопрос, как ему удается провозить через границу то, что официально попадает под санкции, брестчанин отвечает с улыбкой:

«У меня свои каналы, отработанные годами. Плюс надо понимать, что ваты сейчас лучше не оформлять. Это, кстати, касается не только автозапчастей, но и других товаров, на которые введены ограничения. Многие этим пренебрегают и попадаются. Желание людей сэкономить мне понятно. Но сейчас пришло время выбирать: или ты становишься на канал, где оформляют ваты, и польские таможенники проводят полный досмотр, или едешь по обычному, где чаще смотрят поверхностно и не слишком-то придираются. Во всяком случае пока. Там шансов провезти что-то из «черного списка» гораздо больше».

Между тем клиенты автосервисов уже столкнулись с тем, что не могут заказать некоторые товары для своих машин. В их числе – электронные блоки управления и ключи зажигания с электронной «начинкой», автостекла, зеркала, различные датчики. Дистрибьюторы подтверждают, что трудности с этими товарами вызваны санкциями ЕС против Беларуси. Порой единственный способ приобрести дефицитную деталь – самовывозом из соседних стран.

«Такие случаи в последнее время нередки. Особенно если речь идет об относительно новых моделях Sкoda, Volvo, Audi, Peugeot (начиная с 2020 года), а также более редких. Наши официальные дистрибьюторы не могут их поставить. Тогда мы вынуждены предлагать своим клиентам либо самими ехать в Польшу и привозить запчасть, либо ориентироваться на челноков, которые, возможно, сделают это быстрее», – рассказал нам руководитель одного из брестских СТО. И спрос рождает предложение. Расценки на услуги современных челноков формируются в зависимости от сложности товара и рисков на границе. Очевидно, эти самые челноки, способные сделать то, что не могут дистрибьюторы, также вносят свой вклад в создание суперочередей у пограничных пунктов пропуска.

В чатах жители приграничья нередко озвучивают цены, которые они готовы платить челнокам за перевозку тех или иных товаров. Так, за доставку через границу «непроходной» по весу и цене духовки обещают $100–120. За кофемашину стоимостью около $550 – $100. За микроволновку весом 20 кг и стоимостью до €500 – $75–80. На перевозке пылесоса весом около 10 кг челнок может заработать $60. За чайник весом 3 кг просят $30, за гладильную доску – примерно столько же.

Автомобильные запчасти перевозят по ставкам $4–5 за килограмм. К слову, продолжают передавать и автомобильные колеса, которые челноки должны перевозить под видом запаски.

Вознаграждение за провоз детских автомобильных кресел стартует от $12, детских колясок – от $30. За провоз велосипедов просят $25 за штуку.

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.