В роли «подсадных уток». Как журналисты с Транспортной инспекцией таксистов-нелегалов выявляли

Авто
Поделись с друзьями

Работниками филиала Транспортной инспекции по Брестской области усилен контроль за соблюдением законодательства при перевозке пассажиров автомобилями-такси, в том числе с использованием контрольного оформления заказов. Инспекторы проводят не менее десяти контрольных закупок в неделю. Время для этого выбирают всегда разное. Могут работать ранним утром или поздним вечером, не дремлют представители главного контролирующего органа Минтранса даже в выходные. Кстати, именно в выходные и праздничные дни на дороги выезжает наибольшее количество таксистов-нелегалов, утверждают в Транспортной инспекции.

Как журналисты с Транспортной инспекцией

Журналисты Av.by решили проверить это, поучаствовав в нескольких контрольных закупках в такси в качестве «подсадных уток».

Договариваемся о пункте прибытия. Двое сотрудников Транспортной инспекции выезжают туда на служебном автомобиле. Мы ждём несколько минут и вызываем такси.

— Для вызова такси используем всегда разные приложения, — говорит ведущий специалист регионального отдела контроля автомобильного транспорта в городе Бресте Управления контроля автомобильного транспорта филиала Транспортной инспекции по Брестской области Дмитрий Римша. — Это может быть «Яндекс», Uber, «Таксовичкоф»…

Как журналисты с Транспортной инспекцией

 То есть на авось? Значит, вполне может оказаться, что приедет добросовестный водитель, у которого не выявят никаких нарушений?

— Было бы замечательно! Но, честно говоря, такого за всё время работы мы ещё не встречали.

 Почему именно контрольная закупка? Разве нельзя просто остановить такси на дороге и проверить его?

— Так тоже можно. Но в этом случае водитель всегда может сказать, что он сейчас не на линии, а просто везёт родственников на вокзал, например. Пока сотрудник Транспортной инспекции останавливает машину, у таксиста всегда есть пара секунд, чтобы кое-что шепнуть пассажирам. Контрольная закупка — наиболее действенный способ контроля. Есть факт оказания услуги, и шофёру уже никуда не деться.

Как журналисты с Транспортной инспекцией

 А как таксисты обычно реагируют на такие мероприятия? Не пытаются ли оскорблять, применять силу, убегать?

— В Минске такое случается, но там и нелегалов гораздо больше. У нас все водители обычно реагируют адекватно. Подобных случаев с явной агрессией не было.

Тем временем заказ сделан, и к нам едет водитель Артём на белом Volkswagen Polo.

— Как вести себя во время контрольной закупки? — интересуемся у инспектора.

Как журналисты с Транспортной инспекцией

— Естественно. Можно общаться друг с другом, переговариваться с водителем (иногда очень общительные попадаются) либо просто ехать молча.

Машина прибыла. За рулём парень лет двадцати, в салоне играет музыка. Безмолвно направляемся к назначенному пункту.

— Здесь? — уточняет таксист, заезжая в тупик.

— Да, сюда.

Как журналисты с Транспортной инспекцией

Немноголюдная тупиковая улица выбрана неслучайно. В таких местах можно спокойно осуществить контроль автомобиля и оформление документов, никому не мешая и не препятствуя движению транспорта.

Дмитрий Михайлович рассчитывается с водителем, тот даёт ему сдачу. Мы благодарим и выходим из такси. Чуть прикрыв за собой дверь, инспектор достаёт удостоверение и предъявляет его водителю:

— Транспортная инспекция! Проводится контрольная закупка.

— Вот ваш чек, — взволнованно говорит водитель, пробивая кассовый документ.

Как журналисты с Транспортной инспекцией

— Чек нужно выдавать пассажирам сразу после поездки вместе со сдачей, а не после того, как человек покинул машину и представился сотрудником Транспортной инспекции.

— Честно, я собирался отдать чек, замешкался с монетами… — оправдывается таксист.

В это время к нам подъезжает служебный автомобиль Транспортной инспекции. Сотрудники предупреждают водителя о том, что ведётся фото- и видеофиксация, и просят по одному выдавать требуемые для проверки документы.

Как журналисты с Транспортной инспекцией

С бумагами всё в порядке. Дальше инспекторы проверяют внешнее оформление автомобиля-такси, а также наличие исправного огнетушителя, медицинской аптечки, знака аварийной остановки. Пока придраться не к чему. Но у сотрудников  возникает вопрос по внутреннему оформлению такси:

— Почему в салоне нет информации о перевозчике? Это обязательно.

Молодой водитель заметно волнуется и тушуется.

— Давно вы работаете в такси? — интересуемся у него.

— Да всего две недели… — обречённо держась за голову, отвечает парень.

— Сейчас мы выпишем вам повестку о явке в филиал Транспортной инспекции. Если подобных нарушений у вас в течение года не было, на первый раз вынесут предупреждение, — говорят специалисты.

На сегодня у нас запланированы ещё две контрольные закупки. Договариваемся о следующем пункте назначения, служебный автомобиль уезжает, а мы переходим на другое место и вызываем такси. На сей раз пользуемся приложением Uber BY.

— Это иностранное приложение, для регистрации здесь шофёру достаточно указать своё имя, данные водительского удостоверения и транспорт. Необходимо ещё записать перевозчика, но, по сути, тут можно ввести любое название и таким образом обойти систему регистрации, — говорит специалист.

Не с первого раза, но заказ всё-таки удаётся сделать. К нам едет Андрей на сером Volkswagen Polo.

Схема та же. Садимся в такси, приезжаем на место, рассчитываемся, выходим. Инспектор оставляет дверцу открытой и предъявляет документ.

— Да вот же ваш чек! — чуть ли не кричит водитель, пробивая кассовый документ и демонстративно размахивая им над головой.

— А что ж сразу его не выдали?

— Пробивал я, честное слово, пробивал! — не желает признавать своей вины мужчина. — Ну зачем же вы так, ну вот же чек!

— Хорошо, давайте посмотрим, — говорит Дмитрий Михайлович, беря в руки кассовый документ. — Начало поездки — 15:56, конец — тоже 15:56. За три секунды доехали!

В это время к нам уже подъехало служебное авто Транспортной инспекции. Проверка документов, оформления такси, огнетушитель, знак, аптечка…

— Обратите внимание: препараты в медицинской аптечке просрочены, — говорит заместитель начальника регионального отдела контроля автомобильного транспорта в городе Бресте Управления контроля автомобильного транспорта филиала Транспортной инспекции по Брестской области Руслан Терета. — В этом случае ответственность несёт не только перевозчик, но и организация, выдавшая допуск автомобиля на линию.

К внешнему оформлению такси тоже есть претензии: на задней стенке опознавательного фонаря оранжевого цвета отсутствует отличительный знак обслуживания в виде шашек.

Идёт оформление документов. Водитель нервно закуривает сигарету в сторонке. Подходим к нему.

— Впервые вас проверяет Транспортная инспекция?

— Да, первый раз.

— Может, есть у таксистов какие-то чаты в мессенджерах или группы в соцсетях, где сообщают, что в городе сейчас осуществляются контрольные закупки?

— Да, есть, конечно, и в «Вайбере», и в «Телеграме». Писали там сегодня, что проверки проводятся, все нелегалы уже сошли с линии!

— Да там уже даже ваши фото есть! — говорит Руслан Валерьевич, подходя к нам.

Находим группу таксистов в «Телеграме». Туда выложили снимки участников контрольных закупок, а помимо этого, и передвижения автомобиля Транспортной инспекции по городу сообщаются.

Тут же в чате обсуждают, когда и как правильно выдавать чеки пассажирам. «А я обычно спрашиваю в конце, нужен ли чек. Это тоже неправильно?» — пишет один из участников сообщества. «Должен по умолчанию вручить», — отвечают ему.

— А вы почему чеки не выдаёте? — интересуемся у нашего водителя.

— Всегда выдаю! — настаивает он на своём. — Просто были у меня случаи, когда пассажиры оказывались не в состоянии расплатиться либо убегали не заплатив. А я же с дохода налог плачу! Поэтому пробиваю чек всегда после факта оплаты, чтоб уж наверняка!

— А часто бывает, что не расплачиваются пассажиры за поездку?

— Часто — не часто, но бывает. Обычно так поступают девушки, — удивляет нас своим ответом водитель такси.

Машину для финального на сегодня контрольного мероприятия мы пробуем заказать через приложение «Таксовичкоф».

— Дмитрий Михайлович, не используете ли вы какие-либо средства маскировки при проведении контрольных закупок? — спрашиваем у специалиста. — Говорят, снимки с нами уже все таксисты города видели.

— Да, мои фото постоянно гуляют по этим группам. Но париками, очками и гримом мы не пользуемся, — с улыбкой отмечает Дмитрий Римша.

— Бывало такое, что садитесь вы в такси, а водитель говорит: «А я вас знаю, вы из Транспортной инспекции»?

— Не было пока такого.

— Интересно, а когда вы пользуетесь услугами такси во внерабочее время как обычный потребитель услуг, обращаете ли вы внимание на нарушения по части пассажирских перевозок, делаете ли замечания водителям?

— Нарушения, конечно, вижу. Но замечания во внерабочее время не делаю.

Наше такси прибыло. Садимся. Обшарпанный салон, старый запылённый кассовый аппарат. Наверняка он тоже чеки не выдаёт…

Подъезжаем к месту назначения, рассчитываемся. К нашему удивлению, водитель сразу пробивает и выдаёт нам чек. Узнав о том, что проводится контрольная закупка, реагирует очень спокойно.

— Чек сразу выдали — это хорошо, — говорит Дмитрий Михайлович. — Сейчас подъедут мои коллеги, проверят документы и оформление авто. Уже вижу, что данных о тарифах и перевозчике нет в салоне.

— Всё есть! Вот, пожалуйста, — говорит водитель, опуская козырёк и демонстрируя прикреплённую с его обратной стороны информацию.

— Во время поездки я этого не видел, − говорит специалист. — Должно быть на заметном для пассажиров месте.

 Вы так спокойны, наверное, не первый раз попадаете на подобное мероприятие?  спрашиваем у водителя.

— Впервые. Раньше только от других слышал, что такое проводится в городе.

 И что вам рассказывали?

— Ну, не очень таксисты рады этому…

«Подмога» прибыла. Инспекторы начинают проверку.

На этот раз проблема с документами: копия страхового полиса ответственности перевозчика перед пассажирами не заверена, у водителя нет справки о прохождении курсов таксистов. Как оказалось, шофёр вообще не знает, что такой документ необходимо при себе иметь, и о подобных курсах впервые слышит.

 А давно вы в такси работаете?

— В этой компании — больше года. И никто не говорил, что какие-то курсы надо пройти…

Водителям выданы повестки о явке в филиал Транспортной инспекции. А перевозчикам направят требования по устранению выявленных нарушений. В течение 30 дней они должны будут в письменном виде отчитаться контролирующему органу об устранении нарушений и прикрепить доказательства этому.

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.