Минувший год принёс немало потрясений сфере пригона иномарок. «Штормило» едва ли не каждый сегмент неофициального импорта подержанных и новых авто. Участники рынка с трудом успевали адаптироваться к очередным санкционным ограничениям, изменению логистических маршрутов и увеличению издержек для конечного потребителя.
Но 2024-й закончился, и сегодня мы расспросили игроков автобизнеса про будущее отрасли пригона из США, Китая и Южной Кореи. Именно эти направления послужат главной заменой сильно сузившегося ассортимента машин из ЕС. av.by рассказываем, что узнали.
«„Битки“ поехали по большому кругу. Но расслабляться не стоит: автомобильный экспорт — лёгкая цель для санкций»
— Для пригона из Америки прошедший год был просто ужасным, — подытоживает Виталий Скребец, директор «БелАукцион-Групп». — Знаете, мы десятилетия работали с Литвой, за этот период оформление и доставка были отлажены лучше часового механизма. Наверное, всё оказывалось даже слишком хорошо, чтобы быть правдой.
Виталий Скребец, директор «БелАукцион-Групп»
— Отлаживание новых маршрутов и процессов отнимает много времени, а также влечёт неприятные сюрпризы… Там, где этого не ждёшь. За примерами далеко ходить не нужно. Так, части наших контрагентов не хватает опыта, иногда у них нет даже базового оборудования (вилочных погрузчиков) для грамотной работы. Это связано с тем, что ранее через страны вроде Турции, Грузии и Казахстана шли значительно меньшие потоки американских «битков», чем сейчас.
— На данный момент мы вывезли почти все «зависшие» в Клайпеде автомобили, однако контейнер может уже дойти до Минска, а ключи к каждой из машин в нём — нет. Представьте сами: после дополнительных двух-трёх месяцев пути транспорт должны выгрузить из контейнера, а он недвижим. Когда сообщаешь литовцам, они оперативно реагируют и находят всё недостающее. Правда, доставлять ключи-брелоки тоже приходится отдельно.
— Треть клиентов адекватно реагирует, но преимущественно новые считают, что мы как посредник плохо сработали. Хотя вина лежит не на нас, — делится наш постоянный эксперт. — Санкции вмешиваются даже сюда: литовцы не могут отправить напрямую в Беларусь посылку с ключами. Получается, они тоже идут по круговому маршруту. Это я привёл маленький пример из всего круговорота стресса и нервотрёпки прошлого года, который до сих пор у нас отзывается. При отлаженных процессах подобных ситуаций не случалось бы.
— Существенно изменились сроки доставки автомобилей из США. Раньше от загрузки на Восточном побережье до разгрузки в Клайпеде проходил месяц, ещё неделя — машина уже в Минске. Получалось легко уложиться в полтора месяца.
Сейчас по новому направлению доставка, согласно всем прогнозам, должна была составить три месяца, а вышло на один дольше. И клиенты редко понимают, что сроки смещаются на месте (в портах) и на других этапах вроде погрузки контейнера на железнодорожный состав. Такие ошибки в каждом звене логистической цепочки могут прибавлять до десяти дней.
— Вдобавок у многих есть красная черта — люди хотят получить автомобиль до Нового года. Знаете, как подарок под ёлочку. А успели доставить не все машины. Потому последнее время нагрузка носит преимущественно стрессовый характер.
Сюрпризы преподносит и перемещение через страны с сомнительной репутацией. Есть случай (благо единичный): клиент заказывал «утопленную» BMW M4 из США, которая только на аукционе обошлась в 40 тысяч долларов. В итоге машина приехала, а оригинальные мотор и АКПП отсутствовали. Просто для галочки был положен под капот обыкновенный двухлитровый — разукомплектовали в пути… К чему я это? Когда отлаживаются новые маршруты, подобные ситуации происходят, ведь в устоявшейся проверенной цепочке могут появляться любители лёгкой наживы, прибегающие к гнусностям.
— В 2024-м мы с вами частенько общались, в основном по поводу очередных запретов и препятствий для импорта автомобилей в Беларусь. На ваш взгляд, чего ждать в этом году?
— Честно говоря, точно ничего хорошего, — с ироничной улыбкой произносит собеседник. — Однако, как известно, надежда умирает последней. Чему однозначно научил прошлый год? Не строить прогнозов и не расслабляться. Ты можешь вечером отправиться спать, а с утра узнать, что все процессы нужно менять и отлаживать заново. Яркий пример — с санкциями на проходящих через Клайпеду «американцев». Недорогие Buick Envision за три-четыре тысячи долларов, но с двухлитровыми моторами обрастали дополнительными издержками в виде оплаты простоя в порту и новой доставки по большому кругу. Сверх запланированного — по шесть-семь тысяч долларов, и это при ожидании более полугода.
— Направление автомобильного экспорта всегда под ударом санкций — это лёгкая цель. Называть Клайпеду слабым звеном я бы не стал: в будущем году «прилететь» может откуда угодно. На мой взгляд, расслабляться не стоит.
Доставка через Казахстан происходит всё равно через грузинский порт Поти — миновать его не получится. Чем выгоден этот маршрут? Пожалуй, единым таможенным пространством. Машина попадает в Казахстан, после чего нет границ, на которых нужно стоять десятки дней, как происходит в случае с Европейским союзом. Проверили груз и документы — автомобиль поехал дальше.
— Другой вопрос, что из Грузии автомобили наземным транспортом доставляются в основном через Азербайджан, где тоже часто формируются очереди. Потому там более длительное оформление. Мы выбрали вариант железнодорожной перевозки из Поти (Грузия) до Баку (Азербайджан), а оттуда на пароме до Актау (Казахстан), чтобы миновать очереди. Получается немного дороже и чуть дольше, зато меньше рисков — всё-таки единое экономическое пространство.
Стоимость доставки через Казахстан — порядка $5 500, через Грузию выходит примерно на $500 дешевле.
— Один из нюансов, который пришлось учитывать по ходу: казахстанские контрагенты привыкли работать с машинами из ОАЭ — целыми и новыми. Опыта с «битками» они не имели, потому нам пришлось объяснять на пальцах, как правильно производить выгрузку и погрузку. В итоге аккуратно использовали большой подъёмный кран, чтобы техника не получила дополнительных повреждений. Представляете, казахи расслабленно и спокойно заставили «летать» даже Porsche Cayenne!
К чему я это говорю… Мы не одиноки, и каждая компания-посредник сталкивается с подобными нюансами при отлаживании новых маршрутов.
— Что касается новых трендов, то один из них сформировался из-за изменений утильсбора в РФ, вступивших в силу 1 октября. Раньше дорогие автомобили шли через Беларусь, теперь — напрямую в Россию. Разумеется, растаможка там обходится дороже, однако повышенный «утиль», накладные расходы и, что самое важное, время — не в пользу многих покупателей, пытающихся использовать Беларусь в качестве своеобразного хаба, где машина будет растаможиваться и восстанавливаться. Существенная часть потока направилась прямо в РФ.
Количество заказов американских машин снижается, ведь теперь желающим перепродать авто россиянам придётся год ждать, пока оно сменит собственника в другом государстве — члене ЕАЭС.
— Активнее стали заказывать «непроходные» варианты старше пяти лет, причём и технику с ДВС, и гибриды с электрокарами. Недавний пример — старенькая Audi Q7. Как и ранее, приобретают доступные «полторашки» или очень дорогие модели, на фоне прайсов которых стоимость доставки и таможенные платежи — лишь погрешность. Тренды новые формируются, но поведение потребителя напрямую отражает изменения на рынке.
— К сожалению, реальность такова, что средний ценовой сегмент постепенно исчезает. Это вскоре может отразиться на белорусской «вторичке».
«„Корейцы“ по-прежнему в ходу, немецкие Audi, BMW и Mercedes-Benz заказывают всё чаще»
— Автомобилей из Южной Кореи также коснулись ограничения литовских органов на транзит автомобилей в Беларусь, — рассказывает Павел Дудук, директор компании Caromoto. — Самый дешёвый вариант логистики был именно через Клайпеду.
— В плане дальнейшей реализации привезённых авто… Ни для кого не секрет, что основная масса техники шла на продажу в Россию, и здесь «белорусские» машины подпали под ограничения. Теперь возможно продать транспортное средство в РФ только через год пользования (с момента ввоза на территорию Беларуси), иначе россиянин при покупке автомобиля в нашей стране заплатит повышенный утильсбор в своём государстве.
Год показал, что только крепкие компании сумели выдержать нововведения в законодательстве сопредельных стран, напрямую влияющие на импорт авто в РБ.
— При этом происходят и замечательные для клиента события: наша организация (единственная на рынке Беларуси) с ноября 2024-го покупает для заказчиков автомобили в Корее без НДС, а это немало — около 10% от стоимости авто, — не без гордости отмечает собеседник.
— Перед 1 октября и введением повышенного утильсбора в РФ цены на корейские автомобили выросли из-за большого спроса со стороны российских покупателей. Сейчас, после спада ажиотажа, суммы снизились. И будут ещё сильнее уменьшаться в 2025 году.
— Существенную часть расходов при пригоне автомобиля составляет именно логистика. Внимание (наше и крупных логистических операторов) сосредоточено на данной сфере. Все понимают, что из-за санкций направления потоков доставки товаров изменились и перекраиваются порой коренным образом. По мере открытия новых маршрутов, приспособления к ним заказчиков и исполнителей цены снижаются.
— Если ранее провозить машины через Владивосток было очень дорого, то сейчас это наше основное направление импорта автомобилей из Кореи. Мы ожидаем снижения стоимости доставки за счёт увеличения товаропотока, оптимизации процессов по организации доставок, а также прихода новых крупных операторов.
— Средний срок доставки сейчас составляет 2,5—3 месяца. И это честный период, учитывающий возможные задержки с оформлением и погрузкой. Мы испробовали большое количество маршрутов — выделим основные пути машин из Южной Кореи: напрямую в Беларусь через Китай; Китай — Турция — Новороссийск (РФ) — РБ; ну и через Владивосток (РФ) и далее до нашей страны.
В зависимости от способа доставки (влияют вид транспорта, путь и сроки) стоимость составляет 4 600—5 400 долларов США за автомобиль.
— Существенную часть покупок в Корее теперь составляют автомобили европейских производителей: Mercedes-Benz, BMW и Audi. Чаще всего их выбирают за маленький пробег, максимальные комплектации, а также клиентов привлекает широкий ассортимент моделей и множество предложений. Наверное, эту закономерность смело можно называть новым трендом направления.
Хотя самой популярной из года в год остаётся корейская классика: авто марки Kia вроде Sorento, Carnival и Mohave, а также машины бренда Hyundai — Santa Fe и Palisade.
— Данные автомобили находятся в среднем ценовом сегменте, то есть от 20 до 35 тысяч долларов в Минске под ключ. В этой категории преобладают образцы корейского производства — с пробегом до 100 тыс. км, без повреждений и с богатым оснащением.
В высоком ценовом сегменте (от $35 тысяч) — те самые европейские марки из легендарной «немецкой тройки»: Audi, Mercedes-Benz, BMW.
«Гибриды вскоре могут приравнять к ДВС»
Соучредитель компании electro-car.by, которая занимается покупкой и доставкой электромобилей из Китая, считает, что 2024-й стал успешным для данного направления пригона.
Ян Шарапов, соучредитель компании electro-car.by
— Во-первых, произошёл существенный рост заказов. Во-вторых, мы заметили меньше страхов у клиентов по сравнению с предыдущими годами. В-третьих, начала увеличиваться доля коммерческого транспорта в общей массе продаж, — делится наблюдениями Ян Шарапов.
— Каких новшеств ждать в наступившем году? Вероятно, в 2025-м изменения коснутся только гибридов. Есть вероятность, что их приравняют к машинам с классическими ДВС. Такие слухи до нас доносятся из разных источников, но пока нет официальных подтверждений.
— А вот у электромобилей изменений не предвидится до 1 января 2026 года — именно с этой даты перестаёт действовать «нулевая» растаможка для данного типа транспортных средств. Разумеется, если соответствующее распоряжение не продлят.
— Рассуждать о стоимости доставки в будущем году крайне трудно. Логистика, как и любая другая услуга, зависит от спроса и предложения. Это больше напоминает предсказание цены биткоина — всё по циклам. Пока резкого удорожания не ожидается — если, конечно, не случится форс-мажоров.
— Большое преимущество заказа машин из Китая — в разнообразии способов доставки: это и морской путь, и железнодорожный, и автовозом. Сроки — от двух недель до одного месяца сугубо на логистику с момента оплаты и готовности экспортных документов. Если авто уже в Хоргосе, то при быстром оформлении через две-три недели его доставят в Минск. Доступна также транспортировка морем через питерский порт. К сожалению, получается дольше и пока не сильно удобно, зато дешевле. Вариантов — масса! В основном наша компания использует контейнеры и железнодорожную перевозку, — поясняет представитель автобизнеса.
— Если говорить про бестселлеры, то у нас в топе продаж немалое число моделей. Из линейки BYD — Yuan Up, e2, Song Plus, Yuan Plus. Активно заказывают Geely Galaxy E5, Zeekr X, 007 и 001. Разумеется, высокий спрос на последовательные гибриды Voyah Free, Nissan X-Trail, а также Lixiang L6, L7 и L9. В 99% случаев это новые авто без пробега.
— На данный момент для нашей страны очень хочется законодательного стимулирования, которое делало бы покупку электромобиля для коммерческих целей ещё более привлекательной. Этот тренд сильно поможет «бустануть» рынок, — отмечает Ян.