Какие сюрпризы ждут владельцев «электричек» и гибридов в 2026 году

АвтоВ стране
Поделись с друзьями

11 декабря выдался насыщенным на новости о будущем электромобилей и последовательных гибридов в Беларуси. Сначала было принято решение продлить квоту на беспошлинный ввоз электрокаров, а затем подписан Указ №428, который вносит изменения в действующий Указ №92 «О стимулировании использования электромобилей».

Какие

Что именно изменится для владельцев и покупателей «электричек» и гибридов, рассказывает журналист abw.by Андрей Ахрем.

Нулевая растаможка продлена, но только для чистых электромобилей

Новость первая: 11 декабря в Москве на заседании Евразийского межправительственного совета главами правительств стран ЕАЭС достигнута договоренность по тарифной льготе на ввоз электромобилей в Беларусь, Армению и Кыргызстан в 2026 году.

Для Республики Беларусь квота на 2026 год увеличена и составит 20 000 исключительно чистых электромобилей, тогда как в текущем году она составляла 15 000 электромобилей и последовательных гибридов и была исчерпана 1 октября. В Армению и Кыргызстан в 2026 году можно будет ввозить без уплаты таможенной пошлины по 15 000 чистых электромобилей и последовательных гибридов.

Электромобили останутся доступными, гибриды – нет: что еще изменится в следующем году

Таким образом, на следующий год нулевая растаможка в нашей стране сохраняется только для электромобилей. Последовательные гибриды будут облагаться пошлиной в размере 15% от таможенной стоимости автомобиля.

От уплаты пошлин освобождаются исключительно граждане, постоянно проживающие в Беларуси, Армении и Кыргызстане. При этом запрещается передавать права владения, пользования и распоряжения этими электромобилями лицам с гражданством или постоянным проживанием в Казахстане или России, а в случае с последовательными гибридами – также лицам с гражданством или проживанием в Беларуси.

НДС – нулевой на чистые электромобили, 20% – на последовательные гибриды
Новость вторая: Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко подписал Указ №428, которым вносятся изменения в Указ №92 «О стимулировании использования электромобилей».

Согласно обновленному документу, по 31 декабря 2028 года, «ввозимые юридическими лицами на территорию Республики Беларусь электромобили, с даты выпуска которых прошло не более 5 лет, освобождаются от налога на добавленную стоимость» (п. 1.2.).

Разбор терминологии содержится в п. 9: «Электромобили – транспортные средства категорий M, MG, N, NG, приводимые в движение исключительно электрическим двигателем, за исключением транспортных средств с гибридными силовыми установками». Таким образом, разночтения снимаются: электромобили отдельно, гибриды, в том числе последовательные, отдельно.

Электромобили останутся доступными, гибриды – нет: что еще изменится в следующем году

В то же время п. 1.4. гласит: «Применяется в размере 0 (ноль) процентов ставка налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь в качестве товаров для личного пользования гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно проживающими в Республике Беларусь (далее – физические лица):

с 1 января 2026 г. – транспортных средств*, приводимых в движение исключительно электрическими двигателями, с даты выпуска которых прошло не более 5 лет, за исключением транспортных средств с гибридными силовыми установками всех типов».

* Транспортные средства для перевозки не более 12 человек, включая водителя, классифицируемые в подсубпозиции 8702 40 000 9, а также транспортные средства, классифицируемые в субпозиции 8703 80 000 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

Текст со звездочкой нужно расшифровать: нулевой НДС для физлиц касается только легковых автомобилей, минивэнов и микроавтобусов, тогда как для юрлиц он применяется и в случае электрических грузовиков и автобусов.

Таким образом, нулевой НДС на электромобили сохраняется вплоть до конца 2028 года как для юридических, так и для физических лиц. А последовательные гибриды лишаются преференций: с 1 января 2026 года при их ввозе в страну придется платить таможенную пошлину в размере 15% от стоимости автомобиля. А НДС 20% увеличит стоимость как ввозимых автомобилей, так и уже находящихся на складах дилеров. Это однозначно приведет к подорожанию многих популярных моделей, таких как Voyah Free или вся линейка Li Auto.

Электромобили останутся доступными, гибриды – нет: что еще изменится в следующем году

При этом лизинговые компании уже начали рассылать клиентам уведомления, что лизинговые платежи за гибриды с 1 января будут увеличены на 20% от контрактной стоимости. И вот здесь нужно сделать оговорку про потенциальную покупку электромобиля в лизинг: чтобы не случился сюрприз в виде увеличенных платежей в случае отмены нулевого НДС по истечении срока действия положений обновленного Указа №92, лизинг нужно закрыть до 31 декабря 2028 года.

Инвестиционный вычет сохраняется

Еще один важный пункт обновленного Указа касается инвестиционного вычета для юридических лиц. В п. 1.1 сказано: «Юридические лица вправе применять инвестиционный вычет по электромобилям, включая легковые, используемым в предпринимательской деятельности (в том числе приобретаемым по договору финансовой аренды (лизинга), предусматривающему выкуп объекта, кроме возвратного лизинга), в пределах 100 процентов от их первоначальной стоимости, а также от сформированной в бухгалтерском учете стоимости вложений в такие электромобили в связи с проведением их реконструкции, модернизации, ремонтно-реставрационных работ, дооборудования».

Таким образом, до 31 декабря 2028 года сохраняется возможность применения юрлицами инвествычета в размере 100% от стоимости используемых в предпринимательской деятельности электромобилей. Эта мера позволяет сохранить привлекательность электромобилей для бизнеса.

Новый государственный оператор сети ЭЗС

Следующим нововведением обновленного 92-го указа стало появление еще одного государственного оператора сети ЭЗС. Помимо РУП «Производственное объединение «Белоруснефть», им стало РУП «Белтелеком» (сеть Evika!). Теперь оно на законодательном уровне является государственным оператором, осуществляющим строительство и обслуживание медленных зарядных станций.

Отмена бесплатной парковки для электромобилей

В прежней редакции Указа №92 содержался пункт 6.1, в котором было сказано: «Обеспечить освобождение до 1 января 2026 г. участников дорожного движения на электромобилях от взимания платы за пользование автомобильными парковками, находящимися в коммунальной собственности». Т.е. городские платные парковки для автомобилей с «зелеными» номерами являлись и до конца текущего года продолжают являться бесплатными.

В Беларуси число электромобилей выросло в 538 раз, а сеть зарядок — крупнейшая в СНГ

П. 1.6 обновленной редакции гласит: «С участников дорожного движения на электромобилях и транспортных средствах с гибридными силовыми установками, приводимых в движение исключительно электрическим двигателем, при осуществлении их зарядки плата за парковку транспортных средств в специально оборудованных местах не взимается». Т.е. «электрички» и последовательные гибриды могут парковаться бесплатно только при осуществлении зарядки в специально оборудованных местах. Соответственно, за парковку параллельных гибридов, даже в случае их зарядки, придется платить.

Вот такие изменения. Они безусловно порадуют тех, кто планировал в следующем году купить «электричку», и расстроят потенциальных покупателей последовательных гибридов, которые просто не могут не подорожать.

Back to top button
Авторизация
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.