Электрокары подорожают? Квота на ввоз исчерпана, а физлица — в подвешенном положении

АвтоВ стране
Поделись с друзьями

1 октября Государственный таможенный комитет сообщил, что лимит на беспошлинный ввоз электромобилей в Беларусь исчерпан. Что это означает для отечественного рынка электрокаров, насколько вырастут цены и почему у физических лиц возникают вопросы по поводу нулевой ставки пошлины? Попробует разобраться журналист abw.by Андрей Ахрем.

Квота на ввоз

О какой квоте речь

Начнем с того, откуда вообще взялась какая-то квота, о которой большинство белорусов узнало только в этом году. Взялась она из Решения Комиссии Таможенного союза «О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза» от 27 ноября 2009 года с более чем сотней изменений и дополнений с того момента.

В пункте 7.1 того самого документа следует перечисление перечня товаров, освобождаемых от ввозных таможенных пошлин. Среди них и электромобили, которые нужно искать в п. 7.1.38: «Моторные транспортные средства с электрическими двигателями, классифицируемые кодом 8703 80 000 2 ТН ВЭД ЕАЭС и ввозимые в Республику Армения в количестве 7 тыс. шт. в 2022 г., 8 тыс. шт. в 2023 г., 8 тыс. шт. в 2024 г. и 8 тыс. шт. в 2025 г., Республику Беларусь – 10 тыс. шт. в 2022 г., 15 тыс. шт. в 2023 г., 15 тыс. шт. в 2024 г. и 15 тыс. шт. в 2025 г., Республику Казахстан – 10 тыс. шт. в 2022 г., 15 тыс. шт. в 2023 г., 15 тыс. шт. в 2024 г. и 15 тыс. шт. в 2025 г., Кыргызскую Республику – 5 тыс. шт. в 2022 г., 10 тыс. шт. в 2023 г., 10 тыс. шт. в 2024 г. и 10 тыс. шт. в 2025 г.».

Квота на ввоз

Таким образом, квота для Беларуси существует уже не первый год, просто ранее она не выбиралась, поэтому о ней никто и не вспоминал. Но в текущем году спрос на «электрички» существенно вырос, в результате чего квота была исчерпана уже 1 октября, хотя многие эксперты прогнозировали, что это случится еще в сентябре.

Обратите внимание: в документе прописаны квоты на беспошлинный ввоз электромобилей в период с 2022 по 2025 годы. Что будет в 2026 году – вопрос, ответ на который мы должны получить после заседания Совета ЕЭК, которое ожидается в ноябре.

Электромобили подорожают?

И поскольку лимит количества ввезенных без растаможки электромобилей превышен, то дальше за каждую «электричку», которая попадает в Беларусь, придется платить таможенную пошлину. Сколько? 15% от цены ввозимого электромобиля согласно Решению Совета ЕЭК от 14.09.2021 №80.

Импортеры были готовы к такому развитию событий. В автоцентре «ДрайвМоторс», где продаются электрические BYD и Nissan, рассказали, что ввезенные ранее электромобили продаются по старым ценам, а стоимость машин из будущих поставок вырастет примерно на 15%.

Квота исчерпана: подорожают ли «электрички» и почему физлица оказались в странной ситуации

Почему примерно? Потому что в итоговую цену, помимо закупочной стоимости и рассчитывающегося исходя из нее таможенного платежа, включен ряд других составляющих: доставка, предпродажная подготовка, прибыль дилера и т.д. Соответственно, доля таможенной пошлины в конечной цене меньше чем 15%.

В автомобильной ассоциации «БАА» считают, что необходимость уплаты таможенных пошлин за электромобили может негативно повлиять на электрический сегмент рынка новых авто. В проигрыше окажутся все: дилеры, потребители и государство:

– Исчерпание квоты с большой вероятностью приведет к тому, что большинство юридических лиц, продающие электромобили, просто вынуждены будут поднять цены, включив в них дополнительные расходы в виде таможенных платежей. Насколько изменятся цены – зависит от конкретного импортера и его возможности «подвинуться», например, в части собственной прибыли. Но на самом деле у большинства игроков рынка наценка небольшая и «двигаться» для того, чтобы выжить может быть уже просто некуда. И в итоге неминуемый рост цен, снижение привлекательности этого сегмента и как следствие снижение объемов ввоза электромобилей. Кроме того, риски снижения покупательского спроса из-за роста цен, что может поставить под угрозу само выживание многих дилерских центров.

В проигрыше окажутся и покупатели, ведь доступность автомобилей на электротяге снизится, сузится возможность выбора среди оставшихся брендов и моделей. Более того, если сохранится возможность ввоза электромобилей физическими лицами без уплаты таможенных платежей – это приведет к появлению дополнительных рисков для потребителей. Ведь большинство «электричек» приобреталось из наличия: пришел, увидел, купил. Но теперь такие варианты подорожают, условно, на 15%. Не все хотят и могут переплачивать – покупатели пойдут заказывать машины из Китая, отправляя свои деньги непонятно куда и дополнительно уплачивая 5% от стоимости перевода, с риском все равно не успеть получить свой авто до конца года, даже если пройдет перевод. Кроме того, по данным ассоциации 75% авто приобретаются в кредит или лизинг, а напрямую в Китай можно перевести только собственные средства, то есть три четверти наших покупателей потеряют реальную возможность приобрести желаемый и пока еще доступный электромобиль. В итоге ожидаемый рекордный рост белорусского электропарка в количестве 25 000 «зеленых» авто в течение 2025 года, может и не дотянуть до этой отметки.

Не просматривается пользы от этого и для государства. Во-первых, оно недополучит налоговые отчисления от дилеров, а валютная денежная масса будет просто вымываться в Китай. Во-вторых, если развитие сегмента электромобилей, росшего стремительными темпами, затормозится – снизится и потребление электроэнергии, развитие зарядной инфраструктуры станет менее эффективным. Ведь на самом деле таможенная пошлина – это разовый платеж, а за электроэнергию, потребляемую в значительных объемах, каждый владелец «электрички» платит постоянно в течение всего срока пользования машиной. Благодаря поддержке государства развитие электро-экосистемы в последние годы очевидно. По данным Белстат, ввоз «зеленого» транспорта за последние три года вырос более чем в 10 раз, развивается зарядная инфраструктура, растет потребление энергии, поэтому я очень надеюсь, что в рамках ЕЭК Беларусь запросит продление решения по квоте беспошлинного ввоза электромобилей, как это уже сделала Армения, для насыщения рынка на следующие годы, причем в больших объемах, чем было ранее, – говорит генеральный директор автомобильной ассоциации «БАА» Сергей Худоешко.

Квота исчерпана: подорожают ли «электрички» и почему физлица оказались в странной ситуации

Если многих крупных компаний есть пространство для маневра, то мелким игрокам, которые привозят электромобили из КНР, сложнее:

– Исчерпание квоты привело к тому, что многие компании, занимающиеся продажей электромобилей из Китая, уже подняли цены на имеющиеся в наличии машины, рост составил от 7 до 15%, у некоторых и все 20%, – рассказывает руководитель Electro-car.by Ян Шарапов.

– Естественно, все покупатели хотят приобрести автомобиль здесь и сейчас, а не ждать месяц-два, но ведь и переплачивать никто из них не желает. Поэтому все идет к тому, что многие игроки рынка, особенно мелкие, уйдут в схему доставки «электричек» на заказ для физлиц. Это связано не только с квотами, но еще и с необходимостью получения юрлицами ОТТС.

Что касается физических лиц, которые получили или получат свои заказанные электромобили после исчерпания квоты, то с ними пока непонятная ситуация. В августе ГТК сообщал о том, что физлица до конца года смогут ввозить «электрички» без растаможки, но следует дождаться свежих разъяснений. Нельзя исключать вариант развития событий, при котором тем, кто сейчас оформит машины без уплаты таможенной пошлины, в будущем могут выставить требования о внесении таможенных платежей, – говорит Ян Шарапов.

На каких основаниях

С юрлицами все предельно ясно, а вот с физическими лицами – пока действительно нет. 15 августа в Telegram-канале «Таможенные органы Беларуси» ГТК сообщил, что до конца года физлица могут ввозить электромобили без уплаты таможенных пошлин. В сообщении от 1 октября указывалось следующее: «Квота по электромобилям, в отношении которых применяется льгота по уплате ввозной таможенной пошлины, предусмотренная для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ИСЧЕРПАНА».

Но в упомянутом выше Решении Комиссии Таможенного союза прописана квота на республику без какого-либо разделения на юридических и физических лиц. В то же время существует еще один документ: Приложение №3 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года №107, в котором содержится «Перечень случаев и условий ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов». В нем нас интересует пункт 9: «Физические лица могут ввозить на таможенную территорию союза сроком по 31 декабря 2025 года включительно любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов моторные транспортные средства с электрическими двигателями, классифицируемые кодом 8703 80 000 2 ТН ВЭД ЕАЭС (далее – моторные транспортные средства с электрическими двигателями), в рамках количества, предусмотренного подпунктом 7.1.38 пункта 7 Решения Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 года №130 для Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Кыргызской Республики соответственно в соответствующем году…»

Квота исчерпана: подорожают ли «электрички» и почему физлица оказались в странной ситуации

Но, обратите внимание, на фразу «в рамках количества, предусмотренного подпунктом 7.1.38 пункта 7 Решения Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 года №130» – т.е. в рамках предусмотренной квоты, которая уже исчерпана.

Чтобы разобраться в вопросах, откуда взялось разделение лиц, ввозящих электромобили, на юридических и физических, и на каком основании физлица могут до 31 декабря 2025 года ввозить электромобили без уплаты таможенных пошлин, мы отправили соответствующий запрос в ГТК. Как только будут получены разъяснения – мы вас о них проинформируем.

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.