Сегодня мы вновь находимся на поле одного из крупнейших производителей мясных продуктов в Республике Беларусь — ЗАО «Агрокомбинат «Заря».
В Могилёвскую область мы приехали с сотрудницей компании «Передовые Агро Технологии» (официальный дилер Ростсельмаш и Horsch в РБ), дабы познакомиться с большим трактором Ростсельмаш-3485. Каково управлять такой энергонасыщенной машиной и насколько она важна в хозяйстве — узнаете в материале av.by.
«Без трактора в поле урожая не будет»
— Расскажите про этапы работы трактора. Какие функции он выполняет ежесезонно? — спрашиваем у Евгения Михайловича, заместителя директора ЗАО «Агрокомбинат «Заря».
— Ой, у такой техники в поле множество важных задач! Она способствует повышению эффективности сельскохозяйственного производства, — отвечает мужчина, когда мы подъезжаем к пашне на машине.
— Сегодня мы наблюдаем обработку почвы. Трактор ездит по территории для вспашки, рыхления и культивации почвы, что благоприятно влияет на её подготовку к посеву культур. Далее — посев и посадка с помощью специальных сеялок и посадочных машин, которые могут быть прикреплены к тракторам. Именно так и обеспечивается качественный и равномерный посев семян.
— Следующий этап — уход за культурами. Трактор облегчает выполнение различных агротехнических операций, таких как вспашка, глубокорыхление, культивация. После — сбор урожая. Хотя для этого применяются комбайны, тракторы способны доставлять агромашины на поля и помогать в процессе. Ведь не все комбайны самоходные — это тоже надо понимать!
— Хочу отметить такую важную функцию, как транспортировка. Тракторы могут использоваться для перевозки грузов, например собранных продуктов и сельскохозяйственных материалов. А ещё их можно задействовать в поддержании инфраструктуры.
— В целом тракторы играют ключевую роль в современном сельском хозяйстве, обеспечивая высокую производительность и эффективность работы на полях!
Механизатор Сергей
Соглашаемся со специалистом и подходим к «железному коню». Знакомясь с механизатором Сергеем, сразу же просим его продемонстрировать «сердце» машины. Мужчина всё понимает и, ухмыльнувшись, поднимает капот.
— Во всей серии полноприводных тракторов Ростсельмаш-3000 (440, 492, 542, 583 л. с.) использован мощный 6‐цилиндровый двигатель QSX15 от Cummins с рабочим объёмом 15 л. Турбонаддув и охлаждение наддувочного воздуха обеспечивают максимально чистое и полное сгорание топлива. Система впрыска с насосами‐форсунками и электронным блоком управления позволяет быстро реагировать на изменения условий нагрузки и положения дросселя.
Мощность двигателя — 492 л. с., максимальный крутящий момент — 2 219 Нм (1 400 об/мин), ёмкость топливных баков — 1 325 л
— Благодаря электронному модулю управления с функцией программирования можно определить оптимальные, наиболее экономичные параметры работы мотора при обработке почвы или посеве.
— Рама сварена из листов высококачественной стали — так достигается прочность конструкции при сверхтяжёлых нагрузках. Для увеличения долговечности и надёжности главный подшипник, используемый в точке сочленения рам, имеет максимально возможный размер. Соединение обеспечивается мощным шарнирным пальцем диаметром 80 мм для сохранения прочности при любых нагрузках.
— Редукторы с планетарными передачами направляют всю возможную мощность через большую прецизионную шестерню. Ступицы планетарного механизма подвешены на подшипниках большого диаметра, прикреплённых прямо к балке моста. Нагрузка приходится на неё, а не на приводные компоненты.
— Тяговый брус трактора с максимально допустимой вертикальной нагрузкой 4 082 кг и пальцем диаметром 51 мм (CAT IV) обеспечивает наиболее эффективную работу с прицепными орудиями. Благодаря тому, что точка крепления бруса расположена близко к центру тяжести трактора, нагрузка на оси и мосты распределяется оптимально — 50 : 50. Это позволяет добиться существенной экономии топлива.
— И пару слов о трансмиссии. Как она называется?
— Для всех моделей серии 3000 в базовой комплектации устанавливается автоматическая высоконадёжная трансмиссия CAT TA22 Powershift. Устройство имеет 16 передач для движения вперёд и 4 передачи для движения назад. Переключение их осуществляется без разрыва потока крутящего момента.
Поговорим о ТО
Приведём немного информации о техническом обслуживании трактора. В первые 50 мото-часов производится замена масла в мосту ведущих колёс (стоимость с учётом выезда и работ — около 3 900 белорусских рублей).
На 250 мото-часах меняются масло в двигателе, топливные, воздушные фильтры, а также масло в коробке передач и фильтр трансмиссии (цена с учётом выезда и работ — приблизительно 6 300 BYN).
Каждые 500 мото-часов осуществляется замена масла в моторе, топливных, воздушных фильтров; меняется и фильтр гидравлики (стоимость — примерно 4 240 рублей). На ТО в 1 000 м/ч заменяют всё то же, что и при ТО-500, а ещё масло в коробке передач, фильтр трансмиссии и масло в ведущем мосту трактора (цена — около 9 600 BYN).
Обслуживание при 1 500 м/ч аналогично ТО-500, но также меняется масло в гидравлической системе (стоимость — примерно 6 900 рублей). И при самом большом ТО на 2 000 м/ч производится замена всего, кроме масла гидравлической системы.
Кстати, во время обслуживания передние решётки радиатора открываются наружу для удобной очистки, осмотра радиатора и системы охлаждения. А доступ к воздушному фильтру осуществляется непосредственно с земли.
«Смена — практически 15 часов!»
Садимся в кабину и сразу же начинаем диалог с механизатором Сергеем. Мужчина умело управляет трактором, при этом с лица его не сходит улыбка.
— Расскажите: как вам работается на 3485?
— Мне всё нравится, это эффективный и быстрый трактор. Я тружусь на нём уже второй сезон, пока машина не подводила. Ещё она удобная — раньше я ездил на технике, в которой не было и половины функций, представленных здесь!
— Это каких, например?
— Даже сиденье — обратите внимание, какое оно большое и как хорошо амортизирует. У меня есть также холодильник и кондиционер. Да что тут говорить — просто всё дело в самой конструкции кабины.
Кстати, о ней. Широкая двухместная кабина даёт панорамный обзор на 360 градусов. Рулевая колонка настраивается по наклону и вылету. Микроклимат меняется большими рукоятками регулировки температурного режима и кондиционирования воздуха.
— Работаете ли вечером или ночью? Сколько длится ваша смена?
— Бывает, что работаю, ведь смена — практически 15 часов! Но тут же стоят четыре фары над радиаторной решёткой, есть две передние рабочие фары на щитках, четыре задние рабочие фары на щитках и четыре рабочие фары, установленные на крыше кабины. Так что в ночное время суток не страшно, можно иголки на поле собирать! — смеётся мужчина.
— Освещение — это отлично! Но как же ваши спина и глаза?
— Спина болит, конечно. Однако я периодически останавливаю трактор, проверяю агрегат и навеску — это такая зарядка.
— А как ваша семья относится к работе? Наверняка вы трудитесь так каждый день…
— Нормально, привыкли уже. Жена не скучает, если бы скучала — звонила бы! — улыбается механизатор. — Обычно видимся утром, а вечером она уже спит. Если появляется один свободный день, что редкость, то отдыхаю дома. Но иногда и на рыбалку съездить надо, и по хозяйству семье помочь.
— Тяжёлая у вас работа! Заняты каждый день, нет выходных. Почему же остаётесь здесь из года в год?
— Это дело моей жизни, мне нравится труд в хозяйстве.
— Хорошо, а расскажите тогда про управление трактором.
— Вот тут находится джойстик, — показывает собеседник, — на нём всё: и переключение передач, и выбор режимов работы коробки передач. Ещё управление двумя секциями гидрораспределителя и даже управление навеской — никаких рычагов!
— Как вы это всё настраиваете? Тут же так легко запутаться… Столько функций!
— Настройку делаю с экрана монитора. Вот, смотрите: это сенсорный цветной дисплей, на котором информация легко читается. Именно он показывает мне все необходимые данные о работе систем трактора. Даже ребёнок справится!
На подлокотник также вынесены кнопки круиз‐контроля, активации автоматического режима коробки передач, включения или выключения блокировки дифференциалов
*****
Приятно общаться с сотрудниками предприятия и местными механизаторами! От этих людей всегда исходит уникальная энергетика. А завершить текст мне хочется поэтично — всё-таки на природе находимся и свежим воздухом дышим…
Трактор Ростсельмаш-3485 напомнил мне могучего льва, который неспешно шагает по золотистым просторам. А его мощный двигатель рычит, как грозный зверь, отзываясь на крутые повороты руля и уверенно двигаясь по заданному маршруту.
Даже когда мы уже садились в машину, трактор, скрытый облаками пыли, всё равно притягивал наши взгляды. Каждое его движение будто шло в унисон с дыханием природы, а колёса, словно большие лапы, оставляли глубокие следы на земле. И становилось ясно: на этом поле хозяином является именно он.
Аистов накрывала тень его внушительного силуэта. А мы, покидая поле, думали о том, сколько ещё пользы трактор принесёт хозяйству, так усердно работая под ярким солнцем.